Места: Библейская земля
Смыслы: Navigare necesse est
«Если Христос не воскрес, то…тщетна и вера наша»[1]
Может ли мёртвый воскреснуть? Можно ли это доказать? Верующему наука ни к чему, но для сомневающихся –это лекарство для очищения ума. Поэтому обратимся к фактам.
Как ни парадоксально, единственный достоверный источник о «заре времён» – это мифы и волшебные сказки. В научном сообществе нет единой точки зрения о происхождении мифов и волшебных сказок. Мы не ставим перед собой задачи подробного разбора всех точек зрения, и лишь укажем, что опираемся в наших рассуждениях на концепцию А.Ф.Лосева (о волшебных сказках будет сказано далее): «Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел (курсив авт. – А.С.)… с точки зрения самого мифического сознания ни в коем случае нельзя сказать, что миф есть фикция и игра фантазии…Тут вообще мы должны поставить такую дилемму, или мы говорим не о самом мифическом сознании, а о том или ином нашем отношении к нему, нашем собственном или чьем либо ином…Он не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определеннейшую структуру и есть логически, т.е. прежде всего диалектически, необходимая категория сознания бытия вообще»[2]. Кратко основную мысль А.Ф.Лосева можно выразить следующим образом: суть мифа – во встрече личности с событием чудесным, когда «побеждается естества чин»[3].
Миф – ключ к замку от потайной двери, за которой разгадка тайны. Буквальное воскресение из мёртвых до Иисуса Христа описано только в мифе об Осирисе. Кем он был?Царём Египта, который «отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руду,…обучил людей врачебному искусству, строительству городов»[4]. Его младший брат Сет, возжелавший сам стать царём, убил Осириса. Есть две версии воскресения Осириса: по одной из них это сделала его жена Исида, по другой его сын Гор, разумеется, посредством волшебства.
Как трактовать этот миф? Осирис, несомненно, реальное историческое лицо – «культурный герой», впоследствии обожествлённый язычниками. Его убийца, также, не бог, а человек, убивший старшего брата из зависти. Это почти полная аналогия с Библейским рассказом об Авеле и Каине; есть одно несущественное различие: убитый был младшим, а не старшим братом, как в мифе об Осирисе. Но важны не фантастические подробности воскресения, а безусловная уверенность древних египтян в возможности победы над смертью.
В чём источник такой веры, как будто бы противоречащей фактам? Господствующее в современной научной парадигме мнение, что вера в воскресение мёртвых или от незнания, или по аналогии с природными явлениями (неизменно после зимы приходит весна) надуманны. Создатели одной из величайших цивилизаций мыслили по-научному; уподоблять жрецов и мудрецов Египта примитивным племенам также нелепо, как утверждать, что пирамиды были построены «инопланетянами». Что касается природных аналогий, то Г.К. Честертон в глубоком исследовании «Вечный человек» обоснованно замечает, что в подобном объяснении причина и следствие поменяли местами по идеологическим причинам: в XIX веке в научном сообществе господствовала точка зрения, что все религии – заблуждения. И нет оснований не соглашаться с Г.К.Честертоном, что наши пращуры, переносили на природу мифы о воскресении, а не наоборот. Кстати, великие поэты редко ошибаются: и Р. Бёрнс в балладе «Джон Ячменное Зерно» подтверждает научные выводы Г.К.Честертона.
Источник и основа этой уверенности – «врождённая идея»[5], если употреблять термины Платона, или трансцедентальное, как его понимал И. Кант[6]. Мифы – это память о действительных событиях. Есть много вымысла в этих «преданьях старины глубокой», различий во второстепенных подробностях у разных народов. Но главное всегда неизменно. Очень наглядно это видно в мифах о всемирном Потопе, которые рассказывают от полюса до полюса, от эскимосов Арктики до индейцев Огненной земли. Всякий следователь сделает вывод о подлинности события, если не знакомые друг с другом свидетели повествуют об одном и том же, пусть и расходясь в деталях. Следовательно, врождённая идея и чудесное событие, внешнее и внутреннее, – это своего рода «сообщающиеся сосуды» истинного знания. Не так ли следует толковать слова Иисуса, что «Царство Божие внутри вас»? Мы придерживаемся той точки зрения, что и идея чуда – врождённая. Об этом свидетельствует своеобразная потребность в чуде (курсив авт. – А.С.) чем пользуютсяфакиры, фокусники, иллюзионисты и «торговцы религией».
Есть и другое доказательство истинности воскресения мёртвых в том смысле, как это утверждается в «Символе веры»: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Это – волшебные сказки. Известно, что часто открытия кажутся простыми и очевидными после того как выдающийся мыслитель поведает о них миру. В.Я.Пропп в труде «Морфология волшебной сказки»[7] приходит к удивительному выводу: «все волшебные сказки однотипны по своему строению»[8]. Для целей нашего исследования существенное значение имеют три функции действующих лиц[9].
«К герою обращаются с запретом… «В этот чулан не моги заглядывать»…«Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи… «Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема»… и пр….Здесь для лучшего понимания может быть сделано отступление. Сказка дальше дает внезапное (но все же известным образом подготовленное) наступление беды. В связи с этим начальная ситуация дает описание особого, иногда подчеркнутого благополучия. У царя — прекрасный сад с золотыми яблоками; старики нежно любят своего Ивашечку и т. д…Это благополучие, конечно, служит контрастным фоном для последующей беды. Призрак этой беды уже невидимо реет над счастливой семьей. Отсюда запреты — не выходить на улицу и пр… Роль запретов иногда играет приказание. Если детям предлагается выйти в поле или пойти в лес, то выполнение этого приказания имеет такие же последствия, как нарушение запрета не выходить в лес или не выходить в поле»[10].
«Начальная беда ликвидируется, <например> Убитый оживляется... Героя опрыскивают живой и мертвой водой»[11].И «Герою дается новый облик, <например, он>… проходит сквозь уши коня (коровы), получает новый, прекрасный облик… Девушка за ночь вдруг просыпается в чудесном дворце... Хотя герой в этом случае не всегда меняет свой облик, но все же в этих случаях перед нами преображение, особый вид его»[12].
Нетрудно увидеть аналогии с библейской Книгой Бытия и Апокалипсисом. Нарушение запрета Адамом и Евой не есть плоды с Древа Познания и изгнание из Рая, в первом случае. Воскрешение Иисуса и возвращение в Райский Сад: новый Иерусалим, описанный в Апокалипсисе, во втором. «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло»[13].
Аналогия преображению воскресшего сказочного героя есть в Евангелии. Ученики не узнали Иисуса Христа, когда он явился им после того, как восстал из гроба: «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус»[14].
Почему несомненны соответствия сюжетов волшебных сказок и Библии? Мы кратко излагаем далее свою гипотезу происхождения волшебной сказки. Н.П.Рождественский – богослов и писатель XIX века – предлагает этимологию латинского слова religia[15]. По его мнению, которое мы разделяем, это двусоставное слово: частица “re” означает «возвращение», а “ligia” – «связь». Между кем? Очевидно, между человеком и Богом. Она была непосредственной (курсив авт. – А.С.), пока Адам и Ева пребывали в земном Раю. Поэтому религии в современном понимании этого слова у них не было. Они слышали глас Божий и могли с ним разговаривать, не сомневаясь, что Он их слышит. Они знали, что до грехопадения обладали бессмертием и были заслуженно наказаны: «смертью умрёшь»сказал им Творец. После изгнания из Рая истинное знание о Создателе миров сохранил только Ной.
Мы предполагаем, что Ной и во время плавания в ковчеге и после этого до своей смерти рассказывал детям, внукам и правнукам о событиях священной истории. После Вавилонского столпотворения его потомки сохранили обрывки и осколки истинного знания, которое стало основой некоторых мифов и всех волшебных сказок.
Победа над смертью Иисуса Христа – наглядное свидетельство истинности Слова Божьего. Величайшее чудо из чудес – победа над смертью Иисуса из Назарета. Иначе трудно представить решение Синедриона.
«На другой же день, который приходится после пятницы, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
и сказали: господин, мы вспомнили, что обманщик тот сказал, еще будучи в живых: «через три дня восстану».
Повели поэтому охранять гробницу до третьего дня, чтобы ученики придя не украли Его, и не сказали бы народу: «восстал из мертвых»; и будет последний обман хуже первого»[16].
Но важнее всего то, что это прообраз всеобщего воскресения мёртвых и вечного блаженства для тех, чьи имена написаны в Книге Жизни,в Новом Раю.
P.S. Есть и наглядное и красивое свидетельство того, что Жизнь сильнее смерти. Это – цветущая пустыня, вдруг расцветающие после дождя, который бывает порой раз в столетия, как в Атакаме – самой сухой пустыней нашей планеты.
[1] Первое послание св.Апостола Павла Коринфянам 15:14
[2] Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат,1991 г., с.23-25.
[3] Великий канон преподобного Андрея Критского
[4] Осирис/ Мифы народов мира. М.: изд. «№Советская энциклопедия», т.2, 1982 г., с.267
[5] Тем, кто отрицает наличие подобных идей, следует задуматься о происхождении совести. Суть её в самообвинении даже в отсутствие свидетелей совершённого зла (например, сумасшествие Леди Макбет, причиной которого были муки совести). Она не результат внедрения или навязывания социальных норм , не «сверх-я», как ошибочно полагал З.Фрейд.
[6] Эти понятия точнее и глубже описывают реальность, чем понятие «архетип», употребляемое К.-Г. Юнгом. Поскольку автор концепции «коллективного бессознательного» относит чудесные события исключительно к внутренней реальности.
[7] Первое издание Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки Ленинград.: Academia, 1928.
[8] Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки М.: Лабиринт, 2001с.24
[9] Последовательность всех функций всегда одинакова.
[10] Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки М.: Лабиринт, 2001с.27-28
[11] Там же, с.50-51
[12] Там же, с.58
[13] Апокалипсис 21.2-4
[14] Иоан. 21:4
[15] Рождественский Н.П. Христианская апологетика СПб., т.1, 1894
[16] Евангелие от Матфея 27: 62-66
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.