Места: Вслед за героями книг
Смыслы: Помощь и служение
«Один Пржевальский <стоит> десятка учебных заведений и сотни хороших книг».
А.П. Чехов
Умная сила» России: путешествия как средство
«Один Пржевальский <стоит> десятка учебных заведений и сотни хороших книг».
А.П. Чехов
В Концепции внешней политики Российской Федерации говорится, что «неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам»[1]. Следовательно, необходима разработка как стратегии «умной силы»[2], так и нестандартных средств ее осуществления. Однако до сих пор ни у Кремля, ни у научного сообщества нет единого мнения по этому важному вопросу[3]. Мы предлагаем рабочую концепцию «умной силы» и рассмотрим одно из средств ее осуществления, в частности, в Арктике и приполярных регионах. Автор сознает, что это черновик, и будет благодарен за нелицеприятную критику.
Главные принципы
Россию как культурно-исторический тип[4] – мы в этом согласны с мнением Ф.М.Достоевского, изложенным в знаменитой «Пушкинской речи»отличает «всемирная отзывчивость», что подтверждаетсяустановкой всех великих русских путешественников на диалог цивилизаций. Очень редки случаи мужской дружбы, например, даже между выдающимися английскими и французскими путешественниками и аборигенами. Однако в отечественной истории эти случаи «бросаются в глаза»: В.К.Арсеньев и Дерсу Узала, В.А.Русанов и Тыко Вылка, Г.А.Ушаков и Йерок, и др.
Исходя из этого, Россия призвана быть инициатором народной дипломатии.
Персонализация: «лицом» России должны быть великие путешественники: поэты, мореплаватели, писатели, ученые и землепроходцы. Потому что все они были и остаются строителями мостов между народами,и «маяками», указывающими путь в будущее[5]. Именно так надо представлять в данном контексте А.С.Пушкина, Н.С.Гумилева, И.А.Гончарова, Н.И.Вавилова, О.Е.Коцебу, В.М.Головнина, Ф.П.Врангеля, А.С.Ионина, Е.П.Ковалевского и т.д. и т.п. С другой стороны, иностранцы, жизнь и труды которых были связаны с Россией, например, Олаф I Трюггвассон, Олаф II, В. Беринг, Ж.-Ф. Лаперуз и др.
Россия – «культурный герой»: великий созидатель и исследователь[6]. Необходимо сочетать чувство национального достоинства, о чем замечательно сказано Н.М.Пржевальским: «<Путешественник>, помимо научных исследований, нравственно обязан высоко держать престиж своей личности, уже ради того впечатления, из которого слагается в умах туземцев общее понятие о характере и значении целой национальности»; и равенство, полностью исключив нарочитую и напыщенную великодержавность[7]. Важно никогда не забывать о «вертикали», и не сводить отношения пусть и к взаимовыгодному бизнесу.
Историзм и преемственность. Неизменно подчеркивать искреннее стремление сохранять и развивать как давние связи России с соседями; так и построить в будущем такие же отношения с«заморскими гостями». Это же положение должно содержать положительную оценку советской цивилизации, что подразумевает отказ от «смердяковщины» и безусловного отвержения горбоельцинизма, как «прерванного взлёта»[8].
Научно-художественный подход: осуществить синтез науки и искусства в познании мира и человека, о чем мечтали многие великие умы человечества. Обязательное требование и новизны, и одновременного воздействия на ум и сердце, отличающее искусство.
Выбор путешествий как одного из главных средств стратегии «умной силы» определяется тем, что оно позволяет осуществить все указанные выше принципы, о чем пойдет речь при кратком описании первого проекта.
Русь и два Олафа
«Хорошее начало – половина дела» – учил Платон. Мы полагаем, что Арктика должна стать территорией диалога цивилизаций и полярного братства. Не менее важно выбрать приоритетное направление и союзников. Исходя из этого, мы предлагаем первое путешествие по реализации стратегии «умной силы» России провезти по пути от Великого Новгорода через Фарерские острова до Исландии. Существенно и то, что обе эти страны не являются членами Евросоюза, что позволит облегчить прямые и непосредственные связи.
Народная дипломатия напомнит всем народам Скандинавии о давних добрососедских отношениях, которые мы все обязаны не только не забывать, но и приумножать. Поэтому мы предлагаем назвать первый проект «Два Олафа и Русь: северное братство».Жизнь этих выдающихся личностей была связана с Россией, как следует из их биографий.
Олаф I Трюггвассон (969-999) – король Норвегии с 995 г. После гибели отца его мать с младенцем Олафом бежала на Русь к своему брату Сигурду. Но пираты-эсты отняли его у матери и продали в рабство, и через шесть лет он был выкуплен дядей. В 977 г. воспитывался при княжеском дворе в Новгороде, и служил в дружине Владимира Святославовича (Св.Владимира). По некоторым преданиям он способствовал крещению будущего равноапостольного князя Владимира.
В 986 г. вернулся домой и начал проповедь христианство в Норвегии. Погиб в битве. О его жизни написал великий исландский скальд Снорри Струрлусон в «Круге земном».
Олаф II или Олаф Святой (995-29 июля 1030) – король Норвегии продолжил проповедь Слова Божия и решительно искоренял язычество. Это вызвало конфликт со значительной частью знати, и он был вынужден бежать в Швецию. В песнях скальдов рассказывается, что после этого он отправился на Русь, где находился с осени 1029 г. по весну 1030 г. Погиб геройской смертью в битве при Стикластадире. День Св.Олафа до сих пор празднуется на Фарерских островах 28-29 июля каждый год и автор дважды принимал в нем участие в 2015 и 2017 г.г.
Как мы уже отмечали выше, правильно выбранное и организованное путешествие позволяет реализовать все пять принципов стратегии «умной силы». В данном проекте это будет выражаться в следующем: Русь дала кров и приняла участие в судьбе этих выдающихся личностей; это был диалог равных на духовной основе; а путешествие поможет вспомнить прошлое, чтобы строить будущее.
Данный выбор первого путешествия обусловлен, в том числе, и хорошими возможностями, – если в проекте будут заинтересованы неправительственные организации, СМИ, а также государственные институты Исландии и Фарерских островов – для организации встреч с местными жителями по пути следования экспедиции, что будет способствовать созданию положительного образа России.
Программа-максимум – реконструкция пути из Великого Новгорода в Исландию и прохождение его на кораблях и транспорте той эпохи (по аналогии с экспедициями Тура Хейердала); программа-минимум – по тому же маршруту на современных средствах транспорта.
Материалы работ комплексной экспедиции, рассчитанные как на широкую аудиторию, так и на специалистов будут сочетать научность и увлекательность. Предполагается редко используемый в отечественных и даже мировых СМИ научно-художественный формат, сочетающий глубину и объективность с эстетическим подходом. Итогом будет фильм и коллективный научный труд.
Наконец, известно с незапамятных времен, что поэт видит дальше и глубже всех. Поэтому, в заключение, предоставим слово поэтам.
Виллиам Хайнессен – фарерский поэт в стихотворении «В альбом одной русской даме» начинает словами:
«Страна моя – самая малая в мире,
А Ваша – самая большая.
И все-таки, все-таки, в известном смысле…»
Мы позволим продолжить мысль поэта прозой и уверенно заявить, что такое различие при умелом и мудром подходе – не помеха, а преимущество: показать, что Россия со всеми ведет диалог на равных, используя только «умную силу», и применяя военную и экономическую только как ответную меру.
А Эйнар Бенедихтссон так воспевает скальдов Исландии:
«Пели они, услаждая слух…Всходили к солнцу на горную высь,
…в их строфах бегучих навек слились
звук жизни живой и беззвучный крик
событий из хроник старинных»
Это и есть сверхзадача проекта «Русь и два Олафа»!
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B0%D1%84_II_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B0%D...
[2] В государственных документах, научных исследованиях и СМИ употребляются оба термина, введенные в научный оборот Дж.Наем, «умная сила и «мягкая сила». Мы предпочитаем употреблять первый, поскольку «мягкая сила», на наш взгляд, по-русски звучит нелепо и является дословным, но не смысловым, переводом с английского.
[3]https://inosmi.ru/politic/20180109/241146440.html Кроме того, препятствием для разработки целостной концепции «умной силы» является запрет на какую бы то ни было идеологию в Конституции РФ.
[4] Понятие введено в научный оборот Н.Я.Данилевским в книге «Россия и Европа».
[5] Необходимо и новое осмысление эпохи Великих географических открытий, прежде всего, с позиций исторической психологии.
[6] «Культурный герой» – мифологический персонаж всех народов мира.
[7] Это было характерно, например, для османской империи.
[8] А также от знака равенства между Сталиным и Гитлером, приравнивая русский коммунизм к германскому фашизму. Такая позиция характерна, прежде всего, для так называемой «либеральной» или «креативно-кретинной» части нашего общества.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.