Места: Русский мир, города России, Русский Север
Смыслы: Помощь и служение
«В Дагестане – я аварец, в России – дагестанец, а за границей – я русский»
Расул Гамзатов
У меня, Аля Омара, нет Русского паспорта, но я ощущаю себя частью этой страны, или если хотите, ее – частью себя. Я ощущаю себя Русским, и это ни в коей мере не умаляет моего самоощущения как араба. Впрочем, иногда меня охватывает чувство, что я – Русский до мозга костей, и возвращения Аляски в состав России желаю даже сильнее, чем возвращения Палестины...
Русский режиссер – ныне покойный – Станислав Говорухин поднял важнейшую для всех неравнодушных к будущему страны проблему, которая остаётся актуальной и по сей день. И видимо таковой она и останется долгое время. Он раскритиковал практику, при которой всех, кто имеет российское гражданство (независимо от их этнической принадлежности), называют «россиянами», а термин «русские» распространяется только на представителей русского этноса.
Конечно, многие граждане России, к этому этносу не относящиеся, усматривают в очередном призыве отказаться от термина «россиянин» и называть всех граждан страны «русскими» нарушение своих прав и подготовку к их «растворению» в русском обществе. Но вся история России доказывает, что русские никогда не ставили перед собой такую цель – в противном случае национальные меньшинства страны не сохранили бы свою культуру, свои традиции и языки, то есть свою самобытность.
Иначе сложились судьбы меньшинств во многих уголках мира, в том числе в арабских странах, на территории которых до прихода арабов жили представители многих народов. Это привело к бездумной и тотальной арабизации в ходе борьбы против всего неарабского. Много ли Берберов на Севере Африке сегодня владеют языком своих предков так же, как они владеют арабским языком, ставшим для них родным? Так же обстоит дело с Коптами, Ассирийцами, Курдами и теми, кто говорит на арамейском языке. язык на котором говорил Иисус Христос.
Последние стали чем-то вроде музейного экспоната, поскольку сохранили язык Христа (они живут в нескольких сирийских деревнях, самой известной из которых является Маалюля). А сколько евреев, живущих в арабских странах, используют иврит не только как язык богослужения?
Следует иметь в виду, что в самом русском языке слово «русский» – имя прилагательное, и это служит дополнительным стимулом к тому, чтобы каждый этнически нерусский гражданин страны считал себя русским, гордясь при этом принадлежностью к своей национальности.
Здесь необходимо пояснение, обратившись к некоторым элементарным особенностям русского языка.
Например, американского гражданина называют «американцем». Если же речь идет о чем-то, имеющим отношение к Америке (политике, культуре или науке), то употребляется прилагательное «американский». Это правило распространяется на большинство стран мира, хотя для некоторых из них сделано исключение: например, гражданина Кипра называют «киприотом», гражданина Израиля – «израильтянином»; жителей арабских стран именуют «арабами», а прилагательное «арабский» используется для обозначения всего, что имеет отношение к этим странам – танцев, блюд, языка, а также цифр, которые на Западе называют арабскими, хотя на самом деле они возникли в Индии, как и арабские цифры, используемые в наших странах… Впрочем, это уже тема для отдельной статьи.
Иначе говоря, каждый российский гражданин может сказать про себя, что он – «Русский Татарин», «Русский Еврей», «Русский Армянин» и т. д., нисколько не ощущая при этом, что он отрекается от своей национальной принадлежности.
И здесь возникает уместный, на мой взгляд, вопрос: а существуют ли в языках народов России эквиваленты слова «россиянин»? И прежде чем отвергнуть предложение отменить этот термин (который, как они считают, указывает на их гражданство), пусть каждый нерусский гражданин России найдет в своем национальном языке слово, выражающее смысл слова «россиянин», а уж потом рассуждает о необходимости сохранять его в русском словаре.
Примечательно и удивительно, что русский еврей, выступающий против отмены понятия «россиянин», считает для себя допустимым обозначить свою принадлежность к России на иврите (или на идиш), но при этом не желает называться русским на русском языке. То же самое можно сказать о татарине, грузине или армянине. Но разве в Википедии, написавшей о многих знаменитостях из числа американских евреев, не встречается выражение: «еврей русского происхождения»? И разве не повторяют русские евреи слова: «в России мы были евреями, в Америке стали "русскими"»?
Почему же гражданин России, даже если он против отмены слова «россиянин», не считает зазорным для себя именоваться русским (в смысле – носителем русского гражданства) на Западе, но не хочет именоваться таковым в России? Разве арабы, получившие гражданство России, не гордятся этим гражданством, которое они считают защитной грамотой в своих родных странах?
Разве они протестуют при этом, когда на родине их называют русскими? На каком же основании этот Араб может возмущаться, если его назовут русским в России?
И потом, почему русские, составляющие более 77% граждан России, должны отказывать себе в праве на самовыражение ради остальных народов, отнюдь не образующих единого целого? К тому же, самовыражение в данном случае – это не расизм и не повод опасаться расизма, как это кажется некоторым. Более того, многие нерусские сами себя считают русскими в полном смысле этого слова, поскольку быть «русским» означает для них больше, чем этническую принадлежность.
И, пожалуй, лучшим тому примером служит речь, произнесенная советским лидером Иосифом Сталиным 9 мая 1945 года, в которой он сказал: «Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией». Исторический вождь говорил о борьбе славян как верховный главнокомандующий Советского Союза, становой хребет которого составляли Россия, Белоруссия и Украина. При этом сам Иосиф Джугашвили (Сталин) не имел к славянам ни малейшего отношения.
Лично я не думаю, что большинство русских будет против отмены термина «россиянин». Полагаю, также, что многие из числа нерусских жителей России поддержат это предложение, а значит, оно имеет право и шанс быть реализовано в обозримом будущем.
Конечно, многие этнические русские будут настаивать на том, чтобы термин «россиянин» не подменялся термином «русский». Но эта позиция, как правило, продиктована соображениями политкорректности, и ее нельзя считать отказом как таковым, хотя слово «русский» уже перестало означать только принадлежность к этносу и теперь включает в себя и культуру, и самосознание.
У меня, Аля Омара, нет Русского паспорта, но я ощущаю себя частью этой страны, или если хотите, ее – частью себя. Я ощущаю себя Русским, и это ни в коей мере не умаляет моего самоощущения как араба. Впрочем, иногда меня охватывает чувство, что я – Русский до мозга костей, и возвращения Аляски в состав России желаю даже сильнее, чем возвращения Палестины в… По правде сказать, я не знаю, куда сейчас могла бы вернуться Палестина, потому что мы (по крайней мере, на сегодняшний день) государства не заслуживаем. и это тоже тема для отдельной статьи.
Поделитесь им также в социальных сетях!