Места: Русский мир, города России, Русский Север
Смыслы: Путеводитель по внутреннему миру
Каждый человек стремится к счастью и старается избегать страданий. Счастье переживается как чудесные мгновения, страдания – как нескончаемые муки, а между ними тянутся бесчисленные серые будни, воспринимаемые как один день.
И человек жаждет раскрасить дни своей обыденности в различные яркие цвета, но радуга жизни получается бесцветной. И чтобы стать художником своей жизни, человек ищет уроков мастерства в психологии, что учит секретам достижения успеха, разрешению конфликтов и самораскрытию, в новомодных эзотерических течениях, что раскрывают тайны бытия, истории и космоса, или в их дикой смеси.
Спрос на методики исполнения желаний от гуру, магов, психологов, коучей и прочих тренеров личностного роста велик и продолжает расти, но еще не достиг размахов массового ажиотажа, ибо в современном мире царит культ самодостаточности, и люди предпочитают всего достигать сами. Обращение к другому за помощью воспринимается как слабость. Некоторые даже отказываются читать философские книги, дабы ненароком не подменить свою мудрость чужой, отчего не видят как яростно воплощают самые радикальные либеральные идеи. Но конкуренция за счастье вынуждает культ самодостаточности принять в себя чужие секреты успеха, и тренинги личностного роста превращаются в обезличенный бренд, атрибуты которого дают дополнительные очки личной значимости.
Но чаще к психологам и к другим целителям душ обращаются не за счастьем, а за таблеткой от страданий. Люди следуют пагубному образу жизни, и патология разрастается до такой степени, что свободная дорога превращается в тупик, в котором человек как в болоте тонет с грузом собственных проблем. Но люди не хотят менять своего образа жизни, что привёл их в дремучую трясину, что высасывает из них все жизненные соки, не хотят провести трудоёмкую работу по устранению причин, они желают только избавиться от болезненных симптомов, желают ментальных стероидов, что дадут им силу нести дальше свой неподъемный груз проблем. Это похоже на принятие антипохмелина при жутком похмелье, и пьянство превращается в безболезненное веселье, но по факту волшебные таблетки от страданий лишь скрывают протекание разрушительного процесса внутри человека. Похмелье это знак, говорящий о пагубности злоупотребления алкоголем, а жизненные страдания это символ, указывающий на нарушения в структуре самого человеческого бытия.
Но спрос рождает предложение, и рынок ментальных услуг завален розовыми очками. Взращивание харизмы, благополучие в семье, карьерный рост, сверхспособности и многое другое сулят ментальные волшебники, скрывая по своему невежеству, что во всём этом таится отрава для жизни. Слепые ведут слепых. И ведут они за тонкие, почти невидимые нити «первородного греха» человеческого сознания – за привязанность к плодам собственных действий. Человек строит свой образ на основе своей активности. Результат активности выливается в обретение физических и личностных качеств и в приобретение материальных и социальных благ. Человек определяет себя через обладание имуществом, социальным статусом, знакомствами, чертами характера, произошедшими событиями, пережитыми эмоциями, планами на будущее. Личность развивается, если увеличивается багаж обладания. И каждое новое приобретение ценности или использование уже имеющегося блага переживается как мгновение счастья. Потеря плодов собственных действий есть потеря самого себя.
И этот «первородный грех» культивируется современным миром как естество человека и как главная цель бытия. Современная жизнь пропитана лихорадочной суматохой личностного развития, но это развитие заключается в жадном пожирании идей, вещей, людей, событий, эмоций. Рекламный слоган современного мира гласит – «будь самим собой», но этот девиз обращен к сознанию, а бессознательному маленьким шрифтом сказано, что быть собой значит обладать чем-то другим. Современный мир превозносит стиль жизни активного деятеля, но этот деятель действует под действием собственных страстей и иррациональных потребностей, которые сам не контролирует и во многом даже не осознает, и, по сути, он не действует, а переживает воздействие собственных страстей на самого себя. Современный мир устраивает крысиные бега за достижением успеха, скрывая от победителей, что они все равно останутся крысами. И чем больше людей затягивается в секту современного мира, тем стремительней растёт число психических отклонений и патологий. Изучения архаических обществ, что сохранились в наше время, показали, что люди в них практически не страдают психическими заболеваниями. Ибо они еще помнят, что личность это не более чем маска, и самую главную маску которую стоит носить – это маска бога. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» – в этих словах святой Афанасий отразил квинтэссенцию учения Христа, но для многих современных верующих эти слова кажутся богохульством, а у неверующих они вызывают когнитивный диссонанс – как это раболепство перед Богом сочетается с таким свободным подобием Богу? Это непонимание происходит от непонимания того, что быть богом это в первую очередь не всемогущество, проявляющееся как власть над миром, и не всезнание, проявляющееся как знание всего мироздания, быть богом это в первую очередь знание самого себя и власть над самим собой. «Познай самого себя» – гласила надпись в храме Аполлона. «Власть над собой — высшая власть» – учил один римский философ, а один русский писатель его дополнил: «а порабощенность своими страстями – самое страшное рабство». Высшая радость – это радость героя, побеждающего самого себя.
Чтобы захватить власть над самим собой необходимо смирение, аскетизм и осознанность. Но эти понятия в современном мире извращены до неузнаваемости. Смирение превращено в бездействие перед обстоятельствами жизни и в плаксивое самоунижение, но смирение это отважный взгляд в страшную правду о самом себе. Смирение это саморазоблачение. Смирение это видение как за возвышенными и красивыми мотивами скрываются низменные и грязные желания. Смирение это не возвышение себя над другими, ибо единственная вершина достойная покорения это собственная гордыня. Смирение это разрушение иллюзии Я.
Любое действие начинается с тщеславия, и в этом нет ничего плохого, такова человеческая природа, но плохо когда действие так и заканчивается тщеславием. И чтобы грязь тщеславия трансформировать в алхимическом огне в золото духа необходим аскетизм. Но и аскетизм подвергся невероятному искажению. Аскетизм мыслится в современном мире как умерщвление плоти, как бегство от мира, как ничегонеделание. Но аскетизм это учительство подлинному действию. Подлинное действие это не привязанность к результату действия. Не привязанность к результату действия останавливает от таких пагубных поступков как воровство и убийство из корыстных целей. Не привязанность к результату действия останавливает безумную беготню за благами этого мира. Не привязанность к результату действия прекращает использование людей для своих эгоистичных нужд. Не привязанность к результату действия разрывает цепи биолого-социальной обусловленности. Аскетизм это подлинно эволюционный скачок.
В древней Спарте учили: «Если какая-либо драгоценность, женщина, ребенок слишком волнуют и притягивают тебя, отдай это, уйди от этого, если какое-нибудь божество слишком притягивает тебя, уйди в другой храм». Аскетизм это не только не привязанность к тому чего желаешь, но и к тому, что вызывает отвращение. Отвращение это негативная и неприятная привязанность. Как говорили в древних Афинах: «Если нечто ужасает и отвращает, не спеши с выводами, вспомни: почему и каким образом возникли в тебе ужас и отвращение».
Аскетизм это не отказ от семьи, карьеры, благ. Аскетизм это очищение ума от помойки бесполезных желаний и концентрация на самом важном. А самое важное это само действие. Самое интересное в приключениях за сокровищами, не сокровища, а приключения. Многие ходят по тропам жизни и ищут счастья и любви. Но нет пути к счастью, счастье и есть путь. Нет пути к любви, любовь и есть путь. Эйнштейн создал теорию относительности не ради научного признания или зарплаты, его привлекало само действие познания. Да Винчи рисовал свои картины не чтобы блеснуть своим виртуозным владением кистью, а ради самого акта творчества. Ремесленник получал больше удовольствия не за получение гонорара, а в процессе труда над изделием. Но в современном мире разрушен подлинный труд. Результативность это качество, без которого не обходится ни одно успешное резюме. Человека все больше ставят в жесткие рамки дедлайнов и в такой суматохе невозможно насладиться процессом труда. В результате работа несет человеку отчуждение. Проблески подлинной природы человека полностью затуманиваются мглой обладания. Но аскетизм способен помочь выйти из капкана бесполезной работы и обнаружить в себе стремление к иному труду, что окажется по душе. Аскетизм способен и преобразить имеющуюся работу, привнеся в неё нечто новое, а именно – служение людям. Улыбка посетителю ресторана ради хороших чаевых способна дать эти чаевые, но она не даст радость от самой работы. Только искренняя улыбка, наполненная искренним стремлением подарить радость, способна дать радость от труда. А грубые посетители, которые своим поведением провоцируют ответную грубость, на самом деле нуждаются в добром отношении еще больше. Служить людям можно не только на своей работе, но и везде. Видя уставшего официанта можно облегчить его работу своим хорошим настроением и добрым отношением. Служение людям может превратиться в скрытое самообслуживание себя, если ожидать, что твои действия прямым или косвенным путём принесут ответное благо. Но никакое действие не ведёт к радости, само действие и есть радость. Счастье не берется из жизни, а привносится в жизнь. Обладание это поглощение извне вовнутрь всяких благ, что тонут в бездонной пустоте. Служение другим это противоположный обладанию акт, идущий изнутри вовне. Служение другим это извержение из внутренней пустоты полноты себя. Служение другим это не самопожертвование, это дар себя миру.
Но чтобы не впасть в самообман самообслуживания под видом служения, отвергай благодарности, особенно материальные, а все свои добрые поступки тщательно скрывай от других, даже если это грозит твоей репутации – пусть лучше люди будут о тебе плохого мнения, нежели узнают о твоих подвигах. Служение другим это проявление беспричинной любви и заботы, и эта беспричинность разрушает причинно-следственные связи, что связывают человека.
В борьбе за власть над самим собой самый главный противник это собственный ум. Ум беспорядочно блуждает по хаотичному потоку мыслей и не даёт ощутить присутствие в бытии. Ум дрейфует по волнам страха, надежды, гнева, печали, радости, страданий и не даёт пустить паруса в нужном направлении. Раздражающие действия делают ум раздраженным, приятные действия делают ум счастливым. Счастье и страдание зависят от внешних факторов и потому человек так обращен к обладанию внешним миром, но единственное чем он может владеть – это только собственным внутренним миром, но его прежде надо найти.
Ум разыгрывает бессмысленные диалоги и события, что никогда не случатся, но если в них копнуть поглубже, то можно обнаружить как гордыня порождает все эти фантазии чтобы найти в них удовлетворение. Весь этот поток грёз не дает увидеть реальность, почувствовать её вкус, услышать её звучание. Между человеком и реальностью стоит стекло тщеславия, которое разыгрывает спектакль, и этот спектакль и принимается за реальность. Человек видит не реальность, а свои идеи о реальности. И свои иллюзии люди пытаются натянуть на весь мир, но это подобно разукрашиванию неба – бессмысленная мазня по воздуху. Это не состыковка реальности и своих представлений о реальности вызывает страдание. Страдание это ключ к тому, чтобы перестать заниматься самообманом и наконец увидеть мир таким какой он есть, но вместо разрушения собственных фантасмагорий, люди ищут кисточку покрупней, думая, что так можно будет замазать неприглядные пятна судьбы.
Ум озабочен уровнем своего обладания, тревожится о своем представлении о себе, боится всё потерять и мучается от неудовлетворённости своих ненасытных желаний. Все волнения ума болезненны и единственное лекарство это спокойствие. Чтобы достичь спокойствия необходима концентрация на действии. Когда идешь, концентрируйся на ходьбе, когда ешь, концентрируйся на ощущениях еды, когда завязываешь шнурки, концентрируйся на завязывании шнурков. Таким образом обычная улица покажется новой, привычный борщ заиграет яркими вкусами, а скучное завязывание шнурков превратиться в увлекательное занятие. Как с неразвитыми мышцами невозможно поднять тяжелый груз и выполнить сложные физические упражнения, так и с неразвитой концентрацией ума сложно удержаться на борще больше пяти ложек. Но постоянные тренировки ума позволять укрепить концентрацию. Концентрация ума на каждом действии есть осознанность каждого действия. Осознанность каждого действия учит радостно переживать само действие, а не искать счастья в его плодах. Концентрация на повседневных действиях превращает их в священный акт. Обыденность становится захватывающей героической битвой.
Концентрацию ума хорошо тренируют различные практики духовных традиций. Всем известна йога, но менее известно, что в каждой религии есть подобные методы. Например, в православии есть практика умного делания, что уничтожает мысленную брань и погружает ум в сердце. Спокойствие ума есть бесстрастие, но в современном мире бесстрастие понимается как отсутствие эмоций, как безжизненность. Страсть это безумное влечение к чему-либо, а бесстрастие это отсутствие безумных влечений к чему-либо. Бесстрастие это не привязанность ни к чему. Бесстрастие это свобода.
Успокоение ума не значит, что в голове полностью прекращается водоворот мыслей. Спокойствие ума это не привязанность к собственным мыслям, и мысли не затягивают в свой вихрь. Спокойный ум стоит как невозмутимая скала посреди бушующего ментального океана. Спокойствие ума и бесстрастие это не отсутствие движения жизни, это и есть подлинное движение жизни. Один китайский мудрец учил: «Покой среди покоя — не истинный покой. Лишь когда обретешь покой в движении, воистину постигнешь небесную природу. Веселье среди веселья — не истинная радость. Лишь когда постигнешь радость в печали, поймешь, чем живет сердце».
Смирение, аскетизм и осознанность разрушают иллюзию Я. Иллюзия Я строится на гордыне. Гордыня это самолюбивое созерцание себя. Самолюбие питается или возвышенным образом себя или самоунижительным, а чаще их смесью. В первом случае человек ставит себя достойнее некоторых, наслаждается симпатиями других и тайно жаждет мирового признания. Во втором случае человек мнит себя ничтожеством по сравнению с другими, вызывает жалость и получает утешающее внимание.
Смирение вместо прозрения истинной природы себя может породить еще большую иллюзию себя. Люди, вставшие на путь духовности, мнят себя духовней тех, кто не следует духовности, чем обманывают себя еще больше по сравнению с бездуховными. Человек, ставящий себя ниже других, думая, что следует смирению, часто презрительно смотрит на несмиренных, чем тайком в своих глазах возвышает себя над ними. Но смирение это не возвышение и не унижение себя, смирение это саморазрушение. Личность это маска, а мир это божественная игра, и актеры, надев маски, разыгрывают грандиозную космическую драму, но маски овладели актерами, и божественная игра превратилась в дьявольский театр марионеток, где вместо созерцания божественной игры происходит созерцание своей маски. Саморазрушение это уничтожение гордыни и разотождествление с личностью. Саморазрушение это сбрасывание ига маски над собой. Личность это биолого-социальный механизм, в который мы заключены как в темницу, и который работает не по нашей воле, а по законам мирового детерминизма. И чтобы взять этот механизм под свой контроль необходимо разорвать с ним своё отождествление. Отождествление себя с со своей личностью есть метафизический уровень «первородного греха», проявляющий себя на физическом уровне в привязанности к плодам собственных действий.
Саморазрушение это тонкая и опасная тропа, проходящая по хребтам безумия. Разотождествление с личностью не есть раздвоение личности или обезличивание существования. Разотождествление это выход в сверхличное бытие. Это подобно актерской игре. Без надевания на себя личины другого, спектакль будет никудышен, отвратен и бессмыслен. Полное слияние актера с играемой ролью обрекает актера на безумие, и вместо того чтобы играть роль, роль начинает играть им, и вместо созерцания игры, он любуется своим образом, и спектакль превращается фарс. Актерская игра хороша тогда, когда актер надевает маску, но оставляет тонкий зазор между собой и маской. Тогда он не просто играет роль, но и сам созерцает свою игру, и, имея свободу от маски, он способен режиссировать свою игру. На физическом уровне это разотождествлённое бытие выглядит как «оно сделало это» вместо «я сделал это», но это описание не более чем условность, тонкий намек, и более обстоятельно раскрыть метафизику сверхличного бытия невозможно, ибо слова как ведра – вычерпнуть ими весь бурлящий метафизический поток бытия невозможно, и все подобные попытки породят непонимание или ложное понимание.
Освобождение от маски и уничтожение гордыни не есть превращение себя в ангелочка во плоти. Маска держится на гордыне, и без неё она упадёт и божественная игра затухнет. Алхимия духа это постоянная трансформация своего тщеславия в красоту духа. Красота духа это не самолюбование, красота духа это искусство без художника. Все святые называли себя самыми большими грешниками, ибо ясно осознавали свою грязь, но могли из неё построить чистый храм души. И нет точки после которой все низкое исчезает, оставляя только одну возвышенность. Без знака минус нет и знака плюс, без короткого нет и длинного, без страданий нет и радостей. Противоположности не существуют друг без друга, но дуальное восприятие реальности иллюзорно, всё едино как отрицательный и положительный заряд электричества.
Но подобное понимание природы человека труднопонимаемо для современного человека. Психология это наука о душе, но познавая душу, она её потеряла, и осталась только личность без понимания, что она всего лишь маска. В современном мире расцвел культ личности, как в индивидуальном плане, так и в политическом. Язык программирует мышление, и в современном мире ключевые слова поменяли смысл на противоположный. Слово амбициозность раньше имело негативный окрас и обозначало самовлюбленную тягу на высокое место, а сейчас это качество успешного человека, обозначающее решительное стремление к высоким целям. Уродство стало красотою. Когда Конфуция спросили, что бы он сделал первым делом, придя к власти, он ответил, что первым делом исправил бы смыслы слов.
Личность строит свой образ на обладании. Обладание это проявление желаний. Только чего-то желая, человек чувствует жизнь. Отсюда человек бессознательно заключает, что обладание это сущность жизни. И обладание немногим больше чем абстрактный сосед переживается как счастье, но абстрактный сосед в тоже время обладает немногим большим, чем вызывает страдания. Счастье обладания мимолетно, и после него всегда следует разочарование, что несёт новые страдания. Как говорил Хемингуэй: «Дайте человеку необходимое и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное и он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что хотел». Безумие, жестокость и абсурд в нашем мире есть следствие нашего стремления к обладанию. Наша жажда счастья есть причина наших страданий.
Отказ от обладания воспринимается как отказ от желаний, как отказ от воли, как отказ от жизни, как самоуничтожение. Мудрость мира иного есть безумие перед этим миром. К тому же это безумие кажется невозможным, но только невозможное достойно стремления. «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» – гласили лозунги на баррикадах мая 1968 года во Франции. Или как говорил Джон Стюарт Милль: «Ученик, от которого никогда не требовали невозможного, неспособен ни на что». Пусть свободы это путь огромного риска и постоянных потерь. Попытка завладеть собой грозит потерей семьи, друзей, карьеры, благ. Непонимание и откровенная враждебность обрушатся на искателя свободы. Да и сама свобода выглядит странной – чтобы её обрести нужно отказаться от своей воли. Осмыслить этот парадокс может не каждый. Выбирая между свободным рабством перед Богом и рабской свободой мира, люди от непонимания своего подобия Богу выбирают последнее.
Но даже понимание свободы еще не дает сил вступить на путь освобождения. Свобода кажется призрачной, опасной и наполненной еще большими страданиями. Но не привязанность к плодам действий необходимо исполнить и в своем стремлении к свободе, рискнуть не ради чего-то, не ради свободы, а пойти неизвестно куда и неизвестно зачем, как иван-дурак в русских сказках, который в итоге и получал то, о чем его продуманные братья только и мечтали. Но сказки чаще заканчиваются хорошим концом, тогда как жизнь полна трагедий. Битва за собственную свободу невидима для других, ибо разворачивается во внутреннем мире, и несмотря на любопытствующие и презрительные взгляды, эту битву стоит хранить в тайне. «Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе. Второе правило Бойцовского клуба: никогда никому не рассказывать о Бойцовском клубе». Как говорил основатель Бойцовского клуба и по совместительству воображаемый продавец мыла Тайлер Дёрден: «Мы верим, что станем миллионерами, звездами или супермэнами, но мы не станем ни первыми, ни вторыми, ни третьими. Мы жалкие потребители идей, озабоченные внешней атрибутикой преуспевания. Мы работаем в дерьме, чтоб купить дерьмо нам не нужное. Твоя работа – это не ты сам, как и твои деньги в банке, и твоя машина, как и твой бумажник. Самосовершенствование – онанизм. Саморазрушение – вот что действительно важно. Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу. Наша война – война духовная». И в этой невидимой борьбе за власть над собой большинство воинов падает от собственных рук. Но лучше пасть в героической битве за свободу, чем тихо и мирно просуществовать в темнице слащавого нарциссизма. Пойти в бой и проиграть это трагедия, но трагедия несёт в себе катарсис, и очищение способен получить не только зритель, но и герой, если конечно он сознательно шёл к своей погибели, и несмотря на печальный финал продолжал идти. Главное само действие, а привязанность к результату только портит всякое действие. В древнем Китае одно из самых жестоких проклятий звучало так: «Чтоб ты достиг своей цели!».
Обладание это власть над миром, а как известно князь мира сего это Дьявол. Обладание это дьявольская дорожка в пучину ада. Сатана предлагал Иисусу власть над миром, искушал самого Бога обладанием мира, но Иисус отказался, ибо получив власть над миром, он потерял бы власть над собой. Сатана всех искушает обладанием мира в той или иной степени, и, отказываясь от обладания, искушение только нарастает. Будда, дойдя до порога пробуждения, подвергся искушению демоном смерти, который уже в открытую предлагал ему власть над всем миром. Но Будда отбросил власть над миром и обрёл власть над собой. Но Сатана смог искусить большинство людей. Антихрист это не тот, кто отрицает учение Христа, Антихрист это тот, кто под видом учения Христа преподносит нечто противоположное изначальному смыслу божественного учения. «...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фее. 2, 4). Царство Антихриста это царство Великого Инквизитора, образ которого описал Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы». В разговоре с Иисусом Великий Инквизитор рассказал о своей методологии господства: «Но стадо вновь соберется и вновь покорится, и уже раз навсегда. Тогда мы дадим им тихое, смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они и созданы.… Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить…. Самые мучительные тайны их совести - все, все понесут они нам, и мы все разрешим, и они поверят решению нашему с радостию, потому что оно избавит их от великой заботы и страшных теперешних мук решения личного и свободного…. Тихо умрут они, тихо угаснут во имя твое и за гробом обрящут лишь смерть».
И психологи это апостолы Великого Инквизитора. Страдания побуждают человека обратиться к поискам разгадок тайн бытия, но познание это самое сложное в жизни, хотя может выглядеть как ничегонеделание. И люди обращаются к психологам за техниками улучшения жизни, и психологи могли бы научить распахивать крылья и помочь взмахнуть ввысь, но вместо этого дают способы эффективного ползания по земле. В современной психологии нет вертикального восхождения, только горизонталь беготни. Все достижения психологии важны, но если эти знания обращены не на обретение власти над собой, а на овладение миром, то достижения превращаются в оковы. И даже если психолог понимает эту проблему, ему будет крайне сложно на основе бытовой проблемы перевести внимание на освобождение духа. Большинство поймёт отказ от обладания превратно и подумает, что их затягивают в какую-то секту. В психологии тема обладания освещена крайне скудно, из известных работ есть разве что труды Фромма, хотя эта тема должны быть центральной. Смирение, аскетизм, осознанность способны научить человека лучше понимать себя и другого, на раздражение отвечать спокойствием, ярче ощущать реальность. Трудности в межличностном общении, семейные неурядицы, неконтролируемые эмоции, страхи, депрессии, никчемная самооценка и многие другие проблемы облегчатся или вовсе разрешатся. Смирение, аскетизм, осознанность это лучшая профилактика от большинства психических проблем, и как следствие социальных невзгод.
Психолог должен помочь человеку выйти из болота собственных проблем, из которого он не может выйти самостоятельно, и разжечь в нем искру, чтобы тот уже сам загорелся как звезда, но психологи только вытаскивают из трясины трудностей и учат выживанию на болоте и как не чувствовать постоянную тошнотворную вонь этого болота. Современная психология поражена раковой опухолью, которая разрушает здоровый организм психологии. Психология вырождается в орудие повышения конформизма. Мир это тюрьма – платоновская пещера, где мы наблюдаем игру теней нашего ума, и воспринимаем тень от реальности за саму реальность. Но любая тюрьма вызывает дискомфорт, что побуждает человека осознать свое настоящее положение и освободиться от пут, выйти из темной пещеры ума в яркую вселенную духа. Но люди обращаются к психологу за средством, которое сделает пребывание в тюрьме комфортабельным, что психолог и делает и тем самым замуровывает клиента в тюремной камере мещанства.
Мир обладания это концлагерь с разноцветными шариками и вывеской Диснейленд. Наш палач это наш собственный ум. Но у тюрьмы нет стен. Чтобы из неё сбежать нужно остановиться. И в тишине музыка бытия заиграет во всей красе.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.