Места: Вслед за героями книг
Смыслы: Научные искания
«Не хуже нас он видит невозможность,
Служить добру, не жертвуя собой»[1]
От Редакции
Тридцать лет тому назад 19 августа ОПГ горбоельцина инсценировала попытку государственного переворота, чтобы расчленить СССР и присвоить себе общенародную собственность. Народ – первопроходец уже несколько десятилетий вположении «овец без пастыря».
Поэтому очень важно бесстрастно и основательно понять личность отца-основателя нашей страны – Владимира Ильича Ленина. Он изменил ход всей всемирной истории; и за это одни его люто ненавидят, а другие искреннее уважают и восхищаются. Равнодушных, особенно в нынешней России, нет.
Мы предлагаем философскую статью, в которой автор предлагает по-новому взглянуть на личность и труды В.И.Ленина.
К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНОЙ ПАРАДИГМЕ ЛЕНИНА: УЧЁНЫЙ ИЛИ РЕВОЛЮЦИОНЕР?[1]
Это статья «О ЖЕРТВЕННОСТИ» ради «дела революции». Взгляд сугубо личный.
«Для рационального мышления понятие жертвы является чем-то совершенно бессмысленным, связанным с потерей, утратой и неэффективностью, но весь парадокс сути вопроса в том, что именно размером жертвы и определяется потенциал отдачи, как готовность к приобретению чего-то большего»[3]
«Жертвенная натура с психологической точки зрения – это выраженный экстраверт и альтруист, который довольствуется самым малым и живёт только ради других и ради помощи другим»[4]
Приведённая характеристика «жертвенной натуры» взята с сайта православной психологии. Но ведь вполне очевидно, что у Православия нет монополии на данное качество личности. Жертвенность часто характеризует и личность революционера.
Можно привести пример старшего брата Ленина революционера-народовольца Александра Ульянова, который осознанно отказался писать прошениео помиловании и был казнён с ещё 4 народовольцами. А соучастники покушения, кто написал прошение (11 человек из 15), все были помилованы за исключением одного [6].
Александру было 20 лет, его ждала блестящая научная карьера. С 1874 по 1883 год он учился в Симбирской классической гимназии. В старших классах проявлял склонность к естественным наукам. Гимназию окончил с золотой медалью.
В 1883 году Александр Ульянов поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, где проявил большие способности к научной работе. Он был лидером и секретарём двух научных кружков в Университете.В 1886 году, на третьем курсе, он получил золотую медаль за курсовую работу по зоологии беспозвоночных по материалам, собранным им самостоятельно летом 1885 года.
В покушении Александр Ульянов играл второстепенную роль, он не был в числе метальщиков и сигнальщиков. Многие его товарищи проявили малодушие, перекладывая вину друг на друга.
Главный организатор покушения Шевырёв всё отрицал и вины не признал. Аналогично вёл себя на следствии химик Лукашевич, изготовитель бомбы. Александр Ульянов был единственным, кто говорил на следствии правду, приписал себе авторство программы организации, и взял на себя вину других с осознанной целью выгородить и спасти от казни своих товарищей.
Перед казнью Александр Ульянов был спокоен и поцеловал крест. В отличие от брата Владимира он верил в Бога. Судя по успеху «дела революции» в 1917 году, Бог принял эту экзистенциальную и сакральную жертву.[7]
Как отреагировало российское общество, знакомые, приятели, друзья Ульяновых на казнь 20-летнего юноши?
«Потом, когда мы близко познакомились, Владимир Ильич рассказал мне однажды, как отнеслось «общество» к аресту его старшего брата. Все знакомые отшатнулись от семьи Ульяновых, перестал бывать даже старичок-учитель, приходивший раньше постоянно играть по вечерам в шахматы.
Тогда ещё не было железной дороги из Симбирска, матери Владимира Ильича надо было ехать на лошадях до Сызрани, чтобы добраться до Питера, где сидел сын. Владимира Ильича послали искать попутчика — никто не захотел ехать с матерью арестованного. Эта всеобщая «трусость» произвела, по словам Владимира Ильича, на него тогда очень сильное впечатление».[9]
А что эта сакральная жертва значила для Ленина? Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что уж точно не по формуле Клима Самгина:- «Да, был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?».
Все знают знаменитую ленинскую фразу: «Мы пойдём другим путём!». А был ли у Ленина выбор не революционного пути после случившейся трагедии? В отношении духовной стороны жизни Ленин был очень похож на своего казнённого брата. Их обоих интересовала только наука. Они оба были талантливыми учёными с огромным потенциалом.
Но мог ли Ленин позволить себе заниматься исключительно академической наукой? Ведь у Ленина была конкретная мечта создать всеобъемлющую гносеологию – «ПАРАДИГМУ ПОЗНАНИЯ», объединив в одно целое логику, диалектику и гносеологию. Глобальная, общечеловеческая задача!
Если бы Ленин создал всеобъемлющую теорию познания, то человечество уже давно приобрело бы универсальный инструмент для решения множества практических научных задач. Но об этом чуть позже.
Однако, «ПАРАДИГМА ПОЗНАНИЯ» научным сообществом не создана до настоящего времени. Вместо единой теории познания существуют порядка десятка гносеологических концепций, которые противоречат друг другу и, поэтому, не могут считаться полностью научными и универсальными.[10]
Масштаб личности и достижения Ленина велики и общеизвестны. В тезисном виде можно прочитать о них в той же ВИКИ:
«ЛЕНИН – «российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета народных комиссаров РСФСР и Совета народных комиссаров СССР, создатель первого в мировой истории социалистического государства»[11]
Государственный, партийный и политический деятель, революционер, теоретик-марксист. А учёный? Только «теоретик-марксист» и всё? Даже к философам Ленин не причислен? Вернёмся к началу, в юность Ленина.
Просто представьте себе на минутку, что вам в детстве или юности, а Ленину на момент казни Александра Ульянова было всего 16 лет, некая гадалка предскажет очень успешный революционный путь.
Вот вы бы обрадовались? Сомневаюсь! Вот и Ленин, как любой хорошо образованный человек, знающий историю, прекрасно себепредставлял, что «революция пожирает своих детей».
Или, как минимум, «пожирает» всё свободное время. По существу, если ты занимаешься «делом революции», то о свободном времени для других занятий можешь забыть! Да, у Ленина не было выбора, но он умел быстро и продуктивно работать в библиотеке! Об этом дальше. И он очень ценил хорошие, фундаментальные библиотеки!
А что Ленину нужно было в библиотеках? Помните у Михаила Булгакова? Вопрос Понтия Пилата «Что есть Истина»?
«Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:
– Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
– Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: «О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше...» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»
И вновь он услышал голос:
– Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет»[12]
Так что есть истина? Наверняка вы видели картину художника Ге, написанную им в 1880 году. На этой картине Понтий Пилат задаёт этот же, как у Булгакова, вопрос Христу
Ленина, как любого настоящего и большого учёного, всю жизнь глубоко интересовал этот вопрос: «ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?». Это один из главных вопросов ФИЛОСОФИИ.[13] И базовое понятие для ГНОСЕОЛОГИИ[14].
Гносеология была необходима всегда, но стала категорически необходима для науки 21 века с целью создания, например, ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА.[15] Для решения проблемы борьбы с «лженаукой», которой и в 21 веке предостаточно. Для решения очередного мировоззренческого кризиса, как и в 20 веке, с избыточной «математизацией физики».
Глубину интереса Ленина к теории познания можно оценить по его 10 «Философским тетрадям», содержащим конспекты и комментарии.[16] Это объёмный труд! И очень познавательный для того, кто хочет разобраться и глубоко понять что такое научное мышление и материалистическая диалектика.
Средства для существования Ленину давала революционная деятельность. Эти средства позволяли вполне достойно жить в Европе и, главное, регулярно работать в лучших европейских библиотеках. А знание языков у Ленина для этого было?
Молодой Владимир Ульянов после гимназии свободно владел 6 (шестью) языками: русским, церковно-славянским (изучался в курсе русского языка и закона Божьего), латинским, древнегреческим, немецким и французским.
В эмиграции Ленин подтянул разговорный немецкий и французский - языковая среда и 14 лет жизни заграницей!Выучил английский! Ещё он читал на итальянском, польском, чешском и понимал шведский.
Итальянский сначала выучила Крупская, а Ленин, наблюдая за ней, освоил этот язык на уровне чтения и бытового общения, что было не сложно, учитывая знания французского и латыни.
Таким образом, Ленин знал 11 языков! Достаточно для серьёзной работы в европейских библиотеках с первоисточниками.
Главных философских работ у Ленина всего две. Он больше не успел написать, так как прожил всего 54 года, как и его отец. Это, безусловно, очень глубокие работы высочайшего научного уровня:
-«Философские тетради»[17]
-«Материализм и эмпириокритицизм»[18]
2. ЗАЧЕМ ЛЕНИН НАПИСАЛ «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ»
Эту свою философскую работу Ленин написал в 1908 году очень быстро, всего за полгода! Издана ленинская работа была тоже быстро – в 1909 году, отдельной книгой. Ввиду особой её актуальности:
– «Кризис в физике!» – «Караул!» – «Материя исчезла, остались только математические формулы!»
Мне, например, понятно, что Ленин написал этот фундаментальный философский труд с целью на строгом научном языке ответить учёным-физикам на вопрос Пилата – «Что есть истина?». И куда «исчезла» материя? Чтобы паникующие учёные-теоретики и околонаучная публика «с водой ребёнка не выплёскивала».
А что же нам сообщает ВИКИ по поводу того, зачем Ленин написал «Материализм и эмпириокритицизм»? В кратком, смысловом изложении:
Версия 1: защита своей интерпретации диалектического и исторического материализма. Так сказать, всего лишь - «интерпретация». Версия 2 (альтернативная):внутрипартийная борьба за «деньги партии».
Как видим, в ВИКИ в очередной раз о науке и научном вкладе Ленина ни слова! Вторая версия, на мой взгляд, вообще не серьёзна.
А ведь этой работой Ленин уже подготовил научную и понятийную базу для «Общей теории познания всего». После выходя книги «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин в 1909 году продолжал изучать фундаментальные работы по физике. Это показывает, что интерес Ленина к этой сложнейшей научной теме не угас. Вы просто прочитайте, какие именно книги Ленин заказал в библиотеке Сорбонны в 2009 году. Напомню, это уже после выхода его книги «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в 2008 году.
Русский публицист, экономист и философ Николай Владиславович Валентинов писал в своих воспоминаниях о Ленине:
«Для этой книги, составленной с невероятной быстротой в Женеве, Ленин в Лондоне, в Британском музее, привлёк груду произведений. Мы находим у него выдержки и ссылки на Маха, Авенариуса, Петцольта, Карстаньена, Беркли, Юма, Гексли, Дидро, Вилли, Пуанкаре, Дюгема, Лесевича, Эвальда, Вундта, Гартмана, Фихте, Шуппе, Шуберт-Зольдерна, Дицгена, Фейербаха, Грюна, Ремке, Пирсона, А. Рея, Каруса, Освальда, Ланге, Риккерта и на легион других. За полгода, потраченные Лениным на составление книги, и тем более за три недели визитов в Британский музей, он не был в состоянии с должным вниманием прочитать множество книг неизвестных ему философов»[19]
А я, например, не сомневаюсь, что Ленин вполне был в состоянии с должным вниманием прочитать множество книг неизвестных ему философов. Во-первых, большинство философов Ленин прекрасно знал. Что доказывают его «Философские тетради».
В конце «Философских тетрадей» приведён «Указатель литературных работ и источников», цитируемых и упоминаемых Лениным в этих тетрадях. В ПСС 5-е изд., этос.673-703. Это 30 страниц первоисточников очень мелким кеглем! А «Указатель имён» с.704-730 тоже мелким кеглем. В среднем 10-13 имён на страницу. Даже по нижнему значению получается порядка 260-300 имён!
А во-вторых, у Ленина, как известно,была колоссальная работоспособность! Написать такую сложную и объёмную работу, как «Материализм и Эмпириокритицизм» всего за полгода, в это просто не могли поверить даже те, кто хорошо знал Ленина.
Здесь я бы мог, например, на свою научную практику сослаться как метролога: эталоны, погрешности, энтропия, информационная теория измерений…Метрология, как точная техническая наука и наука о точности, всегда находится на грани достигнутого человечеством знания, всегда в поисках истины, в нахождении и воспроизведении истинного значения измеряемой величины.
Но ведь это совсем другая тема. А тема данной статьи – показать, что Ленин принёс в жертву «делу революции», спасению и строительству нового государства свои научные интересы и талант учёного-философа.
Тем не менее, обойти вопрос актуальности в наши дни, в «век информационных и нано-технологий» философских работ Ленина нельзя. Может быть, они устарели и современной науке уже не нужны? И физикам, которые занимаются элементарными частицами, тоже не актуальны? Ведь тогда и вклада особого не может быть?
Поэтому, я просто сошлюсь и выборочно процитирую понравившуюся мне статью» д.ф.-м.н., Губина Валерия Борисовича, посвящённую столетию выхода книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»:[20]
-«Материализм и эмпириокритицизм» до сих пор остаётся лучшей книгой, показывающей соотношение теории и реальности и научную теорию познания. (Физик, который её не прочитал, рискует остаться не понимающим самдух физического познания, подобно многим математикам, инженерам и программистам)»
А вот к каким обидным теоретическим ошибкам может привести незнание или непонимание положений материалистической диалектики нашими отечественными физиками:
-«Драматической была история, оставившая след в фундаментальной «Теории поля» (1962) Ландау Л.Д. и Лифшица Е.М.… с ошибочным представлением о бесструктурности и точечности элементарных частиц, когда Роберт Хофштадтер уже получил Нобелевскую премию за открытие неоднородной структуры нуклонов.
А японский учёный Сёити Саката в конце 50-х построил первую реалистичную модель систематики элементарных частиц, причём рассказал (Саката С. Новые представления об элементарных частицах // Вопросы философии, 1962, №6, с.129-140), что к поискам его побудило чтение в «Материализме и эмпириокритицизме» идеи о неисчерпаемости материи, и заключил перефразировкой слов Ленина: «Нейтрино так же неисчерпаемо, как и атом».[21]
А вот в другой статье Губина В.Б. по поводу борьбы с «Лженаукой»:
«...Иногда спрашивают, почему признанные ученые, к тому же выступающие против лженауки, например, академик В.Л. Гинзбург, не пишут подробной и основательной, аргументированной критики подобных конкретных лжетеорий? Ответ прост, хотя и несколько удивителен: потому, что не знают сколько-нибудь подробно и в развитом виде методологию познания даже в рамках явно необходимого сколько-нибудь широко образованному физику.
Они хорошо знают рутинные методы, обучают отличному ремесленническому знанию (впрочем — многие с превалированием математической стороны), материалисты (иногда и чересчур: с уклоном в вульгарность, упрощение), имеют выработанную опытом интуицию, позволяющую им видеть общую неверность предлагаемых антинаучных теорий, однако не в состоянии разобрать их методологически четко, конкретно и подробно, с основательными доводами.
И одной из главных причин такой несостоятельности является недостаточное знание ими теории познания диалектического материализма, а у многих — неприязнь к нему или полное его отрицание. А ведь кроме него ничего путного в этой области нет. И в результате они не только не в состоянии по-настоящему опровергнуть дефектные с точки зрения научной методологии предложения, но, бывает, и сами в своих трудах оказываются несостоятельными — в тех (и именно в коренных!) пунктах, где требуется так или иначе решить фундаментальную дилемму и выбрать правильный общий подход»[22]
Ещё очень интересная, на мой взгляд, статья-диалог по поводу 100-тия ленинской работы докторов философских наук и профессоров Любутина Константина Николаевича и Русакова Василия Матвеевича[23]
Изучайте материалистическую диалектику по серьёзным источникам, это приводит «мозги в порядок». Очень жаль, что Ленин не успел полностью разработать парадигму научного познания.
Ленин единственный, кто мог это сделать!
Александр Бережной,
Москва, 08.08.2021г.
[1] ЛИЧНОСТНАЯ ПАРАДИГМА - это совокупность фундаментальных, базовых установок, ценностей и убеждений, разделяемых человеком, точка отсчета.
[2] Н.А. НЕКРАСОВ. ПРОРОК. Стихотворение посвящено Чернышевскому
[3]https://www.b17.ru/article/o_jertvennosti/ САЙТ ПСИХОЛОГОВ «О ЖЕРТВЕННОСТИ»
[4] Там же
[5] МАКСИМ ГОРЬКИЙ «ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА»
[6] "Убитая горем мать долго убеждала и просила его подать прошение о помиловании. -«Не могу я сделать этого после всего, что признал на суде, — отвечал брат. — Ведь, это же будет неискренне».
Использован материал с сайта "Народная Воля" - http://www.narovol.narod.ru/
[7]ЖЕРТВА – это результат столкновения метафизической (объективной) истории с экзистенциальной (субъективной, человеческой). В ней фокусируется «момент истины», «точка исхода», определяющая дальнейшее движение истории, бег времени.
[8] В.И. ЛЕНИН
[9] Н.К. КРУПСКАЯ «ВОСПОМИНАНИЯ ОЛЕНИНЕ»
[10] ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, АГНОСТИЦИЗМ, ЭМПИРИЗМ, СЕНСУАЛИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ, ИНТУИТИВИЗМ, СКЕПТИЦИЗМ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ И ДР.
[11] ВИКИ «ЛЕНИН»
[12] М.А. БУЛГАКОВ «МАСТЕР И МАРГАРИТА», ГЛ.2, «ПОНТИЙ ПИЛАТ»
[13] ФИЛОСОФИЯ – «форма общественного сознания об общих принципах бытия, познания, отношении к миру, общих законах развития природы, общества, мышления»
[14] ГНОСЕОЛОГИЯ (Теория познания) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
[15] ИНТЕЛЛЕКТ – Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Искусственный интеллект — это область науки и инжиниринга, занимающаяся созданием машин и компьютерных программ, обладающих интеллектом.
[16] ПСС ЛЕНИНА, 5-Е ИЗДАНИЕ, ТОМ 29.
[17] Т.29 ПСС, 5-Е ИЗДАНИЕ
[18] Т.18 ПСС, 5-Е ИЗДАНИЕ
[19]Н. В. Валентинов «Встречи с Лениным»
[20] Губин Валерий Борисович является выдающимся физиком-теоретиком, а также доктором в области физико-математических наук. Валерий Борисович занимался изучением продуктов деления, поведения делящихся материалов и t в тепловыделяющих частях ядерных реакторов. Помимо этого он анализировал результаты опытов по неупругому и упругому рассеянию протонов на ядрах…Валерий Борисович Губин представляется как автор многих книг, однако наибольшее любопытство вызывает его работа по гносеологии под наименованием «О физике, математике и методологии». Даже при беглом просмотре и поверхностном чтении этой книги можно сразу понять, о чем она…Можно даже с уверенностью сказать, что наконец-то, методологией науки вновь решили заняться с углубленных марксистских позиций.
[21] Отрывок из статьи В.Б. Губина «100 лет «Материализму и эмпириокритицизму», 2009.
[22] Отрывок из статьи В.Б. Губина «Анти-«Дао физики» в авторском сборнике «О методологии лженауки» (М., 2004), с.116,117.
[23] К.Н. Любутин, В.М. Русаков. Беседы при ясном уме и твёрдой памяти – 100-летие книги Ленина «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ» (1909-2009)
Поделитесь им также в социальных сетях!