Места: Библейская земля
Смыслы: Помощь и служение
Как я жил и работал в армянском квартале Иерусалима.
Часть I.
Наблюдая в прямом эфире довольно необычное в своём безлюдном окружении схождение благодатного огня на Пасху в 2020-м году, увидел много знакомых людей, и их ожившие портреты стали рисоваться воспоминанием о трёх месяц прожитых в Храме. Наверное, люди делают воспоминания такими близкими.
Ночь. Аэропорт Тель-Авива. Пятый час сидим в стороне от кабинета паспортного контроля, в ползущей сонной очереди к кабинету из таких же въезжающих и отправленных для дополнительной проверки пассажиров.Наконец, вошли и мы. Кое-как на английском объясняем, что едем мы по приглашению армянской церкви; что будем жить там как паломники, и поэтому у нас с собой так мало денег; есть даже письменное приглашение от армянского патриарха Иерусалима; что нас несколько часов уже ожидает у аэропорта наш друг Артак, что странные предметы в багаже – это тюбики с красками и т.д., и т.д. Женщина-таможенник продолжает смотреть подозрительно, мужчина-таможенник равнодушно решает позвонить по номеру телефона, указанному в нашем приглашении, и дозванивается в столь ранний час! Немного беседует там с кем-то и нам, наконец, позволено пройти дальше. Выходим. Уже рассвело. Но утро не прохладное, а как обычно в южных городах, чувствуется предстоящий дневной зной, лишь слегка охлаждённый ночью. Не знаю как у Владимира Убасева, скульптора, но у меня сердце забилось сильнее. Прошли! И удалось даже нигде не упомянуть, что нам предстояло реставрировать Алтарь в армянской части Храма Гроба Господнего. У выхода знакомимся, наконец, с нашим хорошим другом Артаком. Он находит такси, ведь автомобиль, приехавший за нами, давно уехал, и мы едем в Иерусалим. Дорога унылая, беседа не клеится, хочется спать. Ещё вчера я наблюдал на редкость тёплую и красивую осень в Москве. А тут скучная дорога, небо с южной песчаной дымкой, ощущение предстоящего зноя. Вдруг дорога начинает прорываться через небольшие горные образования, во многих местах изрезанные, и мы быстро въезжаем в Иерусалим. На въезде город показался невзрачным, серым, каким-то провинциальным. Артак сообщил водителю, что нам к Яффским воротам. Тут уже становится интереснее, появились громады древних стен, каменные улицы, дома, видимо из такого же камня, сквозь который проезжали несколькими минутами ранее. Около ворот располагается башня царя Давида, напротив неё переулочек, куда провёл Артак и где нам предстоит проживать. Нас встретил Петрос. Позавтракали сыром, армянским лавашом, зеленью. И завалились спать.
Спали мы недолго, и вскоре Петрос повёл нас знакомиться с Храмом и людьми, но не с городом, вначале это был для меня просто жужжащий рой с множеством улочек и камня…
Уже по возвращении иногда смотрю фотографии, и они невольно навевают воспоминания о жизни в армянском квартале в Иерусалиме, о небольшой группе людей, которые имеют отношение к Храму Гроба Господнего, которые ежедневно, как и много веков назад, их предшественники, выполняют свою работу – служение в Храме. Есть интересные традиции. Например: по пятницам, субботам и воскресеньям совершается крестный ход по всему Храму, за священником следуют ученики семинарии, расположенной в армянском квартале, за ними паломники. Семинаристы звучными голосами поют молитвы. А одновременно с этим ход совершают и католики, и у них звучит орган. Меня это так удивило, что даже спросил у Гегама:
– Как это так, почему одновременно и орган?;
– Да, католики установили орган в Храме, мы были против;
– А когда это было?;
– Веке в 12-м…
И это отношение ко времени, думаю, одна из уникальных особенностей этого места.
Вот следующая фотография. Ночная служба в армянской церкви в Храме. Конечно, все слышали, что армяне очень общительные и весёлые. И когда приезжают паломники маленькими или даже очень большими группами, складывается ощущение одной огромной семьи, будто они знакомы были всегда. В эту ночь приехала довольно многочисленная группа армянских паломников. Около тридцати человек. Все из разных мест мира: Армении, Америки, Франции.. В храм пришли с какими-то большими сумками, замотанными тюками. Нарек называл такое явление «ереванским автобусом». Они быстро и шумно помогли Давиду и Нареку с уборкой, ещё более шумно пили чай в комнате для отдыха, в очередной раз похвалили русского, который реставрирует армянский алтарь, рассказали об истории Армении, армянской церкви, производстве конфет в Ереване, с которыми мы пили чай и улеглись спать на принесённых с собой одеялах кто-где, но большей частью на полу в церкви, армянской голгофе. На фотографии половина двенадцатого, служба в армянской церкви, один из паломников, приехавший из Соединённых Штатов, помогает священнику. Потом все опять легли спать в ожидании службы уже у Гроба Господнего.
На следующей фотографии отец Вазген поднимается к себе в комнату для ожидания ночной службы. Он мне рассказывал, что каждую ночь уже несколько лет он начинает литургию. Если другие священники служат по очереди, то отец Вазген постоянно. Каждый вечер он приходил в Храм, интересовался у меня как продвигается реставрация и уходил к себе в комнату ожидать начала службы. Только время прихода было разное. Храм обычно закрывают в восемь часов вечера (или в семь, если за стенами Храма происходит переход на летнее или зимнее время) и открывают в пять утра, но два раза в неделю открывают в двенадцать (одиннадцать) ночи, и тогда можно прийти непосредственно к службе.
Несколько раз мне довелось выйти в неположенное время, когда Храм уже был закрыт. Мы собирали леса перед алтарём для работы, а армяне также ещёмыли потолок над алтарём и над остальной армянской частью Храма. Так было несколько вечеров, оставались работать человек семь-восемь. И вот тут по договорённости с греками они нас выводили своими какими-то внутренними ходами за стены Храма во внутренний дворик. Путь этот я не запомнил, хоть и пытался: приходилось несколько раз то подниматься, то спускаться. Как-то в один из вечеров грек подвёл нас к самому выходу, к последней двери этого тайного пути и сказал, что выпустит всех, кроме Армена!... Около получаса Армен спорил, они звонили священнику греческому и потом его выпустили вместе с нами. Оказалось к Армену, шутнику, особое отношение у греческой церкви. Видимо за его весёлый нрав, который во многом выплёскивается в греческую сторону, и его решили немного проучить.
Вот он Армен на фотографии, улыбается. У него даже были какие-то судебные тяжбы из-за конфликта с греками и его могли депортировать, но помогла израильская бюрократия и нехватка судебных кадров. Когда он отправился в очередной раз на судебное заседание с чемоданчиком на всякий случай, заседание снова перенесли на полгода. Забегая вперёд скажу, что Армена никуда не депортировали из Израиля, и он даже стал священником.
Следующая фотография. Периодически нужно распределять свечи по тридцать три, кто-то из служителей начинает, ещё люди присоединяются, даже паломники. Легко и свободно, я также не остался в стороне от этого занятия.
В старом городе армянский квартал начинается от Яффских ворот и доходит до Сионских. Ближе к Яффским воротам расположен монастырь Святых Иаковов. Неподалёку семинария и школа, покои Армянского Иерусалимского Патриарха. От названия монастыря происходит и обозначение всего квартала, на армянских домах изображение с буквами святых Иаковов.
За стенами старого города, сразу напротив Сионских ворот ещё один армянский монастырь, но монахов там сейчас нет, а живут как раз служители и работники Храма. Тут же старое армянское кладбище. И все жители здесь весело говорят, что живут на кладбище. Дорога внутри от ворот к зданию устлана надгробиями армянских патриархов, которые тут же и похоронены.
В армянском квартале есть маленькая церковь Ангела, это бывший дом первосвященника Анны, к которому вначале привели взятого под стражу Христа. Здесь растёт олива, к которой Спаситель был привязан. Красивый дворик, жить здесь очень приятно. Мне не довелось. Это я так, к слову. Но я воспользовался случаем и порисовал здесь. Мимо проходила бабушка и поинтересовалась, что я делаю в их дворе, как попал и кто разрешил. И когда выяснилось, что я работаю в Храме и ключ мне дал Акоп, который живёт здесь, мне позволено было остаться. Основная часть квартала, это обычные дома с семейными жителями. Поэтому туристы туда и не допускаются. С шумных и многолюдных улиц старого Иерусалима, где от количества людей затруднительно бывает даже пройти, попадаешь в пространство тихой размеренной жизни, с двориками, садиками, бельём на верёвках, бегающими детьми.
Армянская церковь в равных правах владеет гробом Господним с Греческой Православной Церковью и Католической. Важность этого сложно переоценить. Армяне со всего мира приезжают сюда. И однообразный труд, и служение нескольких человек имеют неизмеримое значение для всего армянского народа.
На следующей фотографии Мкртыч, сидит в кресле, позирует. Очень смешно говорит по-русски. Но некоторые шутили, что и по-армянски также. Очень хороший человек. «Очин хороши члвек». Это его любимая фраза.
На фото Арда. Сразу видно, что человек солидный. Особенно когда зимой стал носить чёрное пальто. Главный участник обедов и совместных трапез, коих за мои три месяца пребывания накопилось не мало. На таких трапезах готовили какое-нибудь национальное блюдо на вкус юбиляра, или зачинщика застолья, или по всеобщему согласованию. Это был шашлык, конечно же, или хашлама в огромной кастрюле, или хаш в этой же огромной кастрюле. Арда обычно приходил позже. Все уже ели и улыбаясь поговаривали: «Где же Арда!». Арда являлся, все хлопали ему по животу, ну или не все, конечно, и получал свою порцию блюда. Однажды он так задержался часа на два, по телефону сообщив, что в полиции. Когда пришёл то с улыбкой, впрочем, как и всегда, рассказал что случилось. Шёл он к кладбищу, т.е. к монастырю, т.е. к нам и по пути, проходя мимо ортодоксального гражданина Израиля, получил от того демонстративный плевок, которого можно ожидать регулярно в отношении христианских священников. Даже я видел подобное действие, гуляя как-то с Нареком. Но тут неподалёку оказался израильский полицейский и Арда ухитрился сдать тому обидчика. А в полицейском участке они протокол составляли за оскорбление. Все Арду поддержали, выразив при этом скептическое видение дальнейшего хода этого дела. Вот если бы оскорбление было в противоположную сторону, то легко могло дойти до высылки из страны. Ну не будем об этом. Арда гражданин Турции, из тех армян, которым посчастливилось остаться в этой стране после известных событий начала XX века. Армянский язык выучил уже в Иерусалиме. И тоже, впоследствии, как и Армен, стал священником.
На этой фотографии тот самый крестный ход. Да, да, тот самый, как и много веков назад, с католическим органом параллельно. Сейчас как раз заключительная молитва у часовни Марии. Справа одиноко стоит тот самый Нарек около уже отреставрированного алтаря Жён Мироносиц. Почему тот самый? А он уже был перед нами. Помните его высказывание про «ереванский автобус»? Нарек интересный собеседник, особенно за игрой в шахматы. Кстати, играли мы как-то допоздна, уже начиналась греческая служба, я предлагаю отложить партию. Нарек парирует: «Так это у греков. Играем». Надеюсь, греки это не прочитают. На греческих службах я был часто. Когда остался впервые двое священников переговаривались, посматривая в мою сторону, и один из них, который повыше и помоложе отошёл от старшего, и тоже весьма упитанного, подошёл ко мне и спросил: не армянин ли я. Они видели, что я работаю у армян. Узнав, что я русский, вопросов больше не возникало. Ночные службы удивительны, особенно когда нет посторонних, только несколько священников. В два часа служат армяне. Нарек поёт проникновенно, искренне. Алтарём служит гроб Господень. Представьте, под огромным куполом как всем миром раздаётся хвала Господу! В беседах Нарек посвящал меня в историю Армении и армянской церкви. У него есть особенность, а может и у всех армян, говорить «мы» рассказывая о событиях прошлого. «Мы» отражали нашествие персов, из-за чего «мы» не смогли участвовать на четвёртом вселенском соборе, «мы» создали Великую Армению, «мы» переживали тяготы и геноцид, «мы» воевали в Карабахе и т.д. Интересная особенность, может и русским стоит обратить на неё внимание!
Продолжение следует.
Поделитесь им также в социальных сетях!