Места: Восток
Смыслы: Via - est vita
Луангпрабанг: как живут монахи в Лаосе
Про Луангпрабанг с его утренним шествием монахов, я знал за долго до поездки. Кто был в этом городе, кормление монахов преподносили как соприкосновение с чем-то особенным, выходящим за стандартные рамки понимания. Лично я подобное не разделяю. Впрочем, обо всём по порядку.
Прямых рейсов из Москвы в Луангпрабанг не существует. Мы летели сперва в Ханой, где пробыли три дня, потом был Вьентьян. Столица Лаоса в программу не входила. Это была обычная перестыковка между рейсами.
Четыре часа решили заполнить экскурсией. Таксист сперва доставил нас в буддийский храм Пхакео. Пхакео построен в 1566 году по приказу короля Сеттатирата.
Храм древний, какое-то время здесь хранилась статуя Изумрудного Будды. В 1778 г. король Сиама захватил Вьентьян, здание разрушил и статую забрал. В настоящем Изумрудный Будда в Бангкоке.
Вьентьян стоит на Меконге. При желании до Луангпрабанга можно добраться на кораблике.
Следующей достопримечательностью стала Триумфальная арка Патусай. Она находится в центре города. Посвящена лаосцам, сражавшимся за независимость от Франции. Хотя Патусай и является аналогом Триумфальной арки в Париже, её дизайн типично лаосский.
Конечной точкой экскурсии стал храмовый комплекс Тхан-Луанг. Тхат-Луанг — религиозное сооружение, считающееся национальным символом Лаоса. Оно изображено на государственном гербе.
Запомнилась статуя короля Сеттхатхирата, по указу которого было построено сооружение. Возле статуи лаосцы зажигают ароматические палочки, кладут подношения в виде цветов и фруктов. Это один из самых почитаемых монархов за всю историю Лаоса. Именно он основал Вьентьяна.
Из буддийских стран в личной копилке Лаос к 2006 году первым уже не являлся. Но именно здесь довелось впервые пообщаться с монахами. Это разбило стереотипы.
Слово монах мужского рода - женских монастырей в буддизме не бывает. Монахи исключительно мужчины. Каждый лаосец обязательно должен пожить в монастыре - кто-то приходит на один день, кто-то остаётся на всю жизнь.
Одни приходят в обитель, помолиться за умерших родственников, другие замаливают грехи. Бывают и такие, кто просто успокаивают нервы, отдыхая от семьи. В любой момент можно уйти, в любой момент можно вернуться.
Увидев группу монахов, я подошёл, поздоровался, попросил разрешения сфотографировать. Ребята кивнули, кто курил, убрали сигареты.
Узнав, что мы из России, закивали в ответ: "Путин, Путин..." После посоветовали, купить у птичника томившихся в клетке пташек и выпустить. Дескать, отпускаешь на волю, улучшаешь карму. Мы так и сделали.
В аэропорт вернулись во время, а вот сам полёт запомнился на долго.
Взлетаем, в окне иллюминатора проплывают горы, зеленеют поля, кое-где проглядывают реки, не голубые, как в России, а коричневые. Только я расслабился, вытянув ноги, самолёт начал проваливаться в воздушную яму. На больших лайнерах подобное не замечаешь, а на малых болтанка заставляет понервничать.
Мотор натужно ревёт: одна яма, вторая, десятая, двадцатая. Прыгаем как на качелях. По всей видимости, попали во встречный поток. Часть пассажиров достали пакеты и держали их наготове.
Слева прямо на нас движется огромнейшая туча, черней чёрного, да ещё и молниями сверкает. Пилот, дабы уйти от тучи, взял курс над рекой. Ещё минут пять и чёрное месиво накроет по полной. Тут вижу, начинаем снижаться. Мне думалось, совершаем аварийную посадку. Оказывается, нет, сели в Луангпрабанге.
В общем, слава Богу, монахов послушали, птичку выпустили и Создатель нас пожалел!
По прилёту отправились водопады. День оказался насыщенным, спать рухнули без задних ног, и, если бы не будильник, запутавшийся в часовых поясах организм, 5 утра наверняка бы проигнорировал.
Наш отель располагался на главной улице. Чёрная южная ночь уже отступила, утренний холодок бодрит, сбросивший туман Лаунгпрабанг начинает просыпаться.
Со всех сторон к центральной улице движутся женщины с корзинами. Они несут подаяние монахам, но тут, как далее выяснилось, всё непросто.
Углядев меня, две шустрые лаоски стали объяснять, дескать, если я хочу подать монаху, то должен еду купить. Отдаю деньги, получаю лукошко с отваренным рисом и бананы, падаю рядом с бизнесменками на асфальт, жена нас фотографирует. В молодости лаоски выглядят привлекательно, но возрастная полнота их портит.
Новый день, подгоняемый криками птиц, стремится вступить в права. К пернатому многоголосью добавляется колокол. Его удары оповещают о чём-то значимом. В самом начале улицы начинают мелькать жёлтые одежды. С каждым ударом колокола они всё ближе и ближе.
Соседка толкает в бок, показывая, что еду я должен положить из своего короба каждому, кто возле меня остановится. Дабы правильно рассчитать подаяние, большими горстями отсыпать не следует. Рис подаётся маленькими щепотками и только правой рукой. В Азии, почти повсеместно, левая считается грязной.
Жена убегает с фотоаппаратом на другую сторону улицы, где занимает позицию. Первым ко мне подошёл пожилой мужчина с открытой чашей. Под его строгим взглядом, сам не понимая почему, но я как-то разволновался. Я понял, что это наверняка настоятель, сыпанул ему большую щепоть риса, дополнив бананом. Достигший просветления визави кивнул и пошёл дальше.
Последующие действия проходили на автомате. Молчаливые и босые, строгие и серьёзные, в своих жёлтых накидках монахи казались одинаковыми. Присмотревшись, я понял - каждая обитель идёт своей группой.
Подать монаху еду - дело почётное - он обязательно помолится за благодетеля. Все собранное приносится в обитель и делятся поровну.
Если во многих религиях существуют чёткие правила питания, то в буддизме они носят рекомендательный характер. Будда не оставил ученикам чётких и конкретных наставлений. Самое главное, не накапливать негативную карму, которая может пагубно сказаться на продвижении в духовной сфере.
Отказ от насилия и убийства, а также от употребления опьяняющих веществ - это и есть заповеди, определяющие рацион. Каждый волен понимать это по своему. Кто-то из мирян вполне спокойно ест мясо, другие нет, третьи по праздникам. Для монахов употребление мяса практически невозможно.
Существует особый ритуал убийства животного, дабы рьяные приверженцы Будды могли употребить мясо, но прибегают к подобному редко. С другой стороны, в буддизме огромное количество школ, направлений и трактовок, говорить о едином довольно сложно.
Как я не экономил, запасы риса быстро закончились. На помощь пришла соседка, за что позже пришлось ещё раз заплатить.
Удивительно! Если первые ребята шли с пустыми котелками, то у последующих, когда они подходили, риса оказывалось всё больше и больше. Многие показывали - мне хватит, не клади, котелок не закрывается.
Луангпхабанг - город компактный и интересный. Монастырей здесь более тридцати. На второй день, сразу после завтрака, решили пройтись по ближайшим.
Про все эти буддийские крутилки и колотушки написано много, как и про теорию перерождений. Повторяться не будем.
А вот что меня сразу поразило - если за подаянием монахи идут босяком, то после одевают шлёпки. Босяком только за подаянием, причём в любую погоду.
Вроде как есть наставник и есть послушники, но я видел, как последние ругались, кому подметать двор. Пока выясняли отношения, я немного подмёл, очистив дорожку от листьев. Ребята устыдились, подлетели и стали спорить уже за метёлку.
Очень порадовало, что с иностранцем общаются запросто и всегда улыбаются.
Удалось заглянуть в столовую — вот тут самое любопытное!
В каждом монастыре свои, отшлифованные веками, порядки и правила: где-то два раза в день едят, где-то один. В любом случае, на столе монахов должны быть собранные подаяния.
Но я видел повара, который готовил рис, как порционно на кусочки нарезалась жаренная рыба. Столы ломились от овощей, приправ, зелени и фруктов.
С другой стороны, подаяния могут быть разными. Принесли рыбаки утренний улов - тоже подаяние. А рис? Его столько рук грязных туда сюда перекидывало, что пропарить ещё раз попросту необходимо.
Пришедшему в обитель выделяется небольшая келья. В идеале, из личных вещей монах может иметь: чашу для подаяния, сосуд для воды, бритву, зонт и робу. Зато про мобильники Будда ничего не сказал…
Далеко не все практикуют духовное. Карму можно улучшить не только молитвой, но и хозработами.
Если во множестве стран социализм приказал жить долго, то Лаос однопартийную систему управления Народно-Революционной партии Лаоса (НРПЛ) сохранил. По конструкции страна близка к китайской модели, а вот успехами в экономике, в отличие от собрата, похвастать не может.
Лаос держава сельскохозяйственная. То наводнение урожай уничтожит, то засуха, то жучки, то паучки… Многие семьи сознательно отправляют детей в обитель, чтобы они не голодали. Мальчишкам сбривают волосы и выдают жёлтые робы. Так начинается их путь во взрослую жизнь.
Наш мир очень разный, но именно этим он интересен! После моего визита прошло 16 лет, но я не думаю, что в стране произошли кардинальные изменения.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.