Места: Восток
Смыслы: Исторические путешествия
ОТ РЕДАКЦИИ
В современном массовом сознании понятие «колони» имеет отрицательную «окраску» или негативную коннотацию, если употреблять точный лингвистический термин. Однако такое отношение к колонизации объясняется тем, что в условиях капитализма цели колонизаторов – извлечение максимальной прибыли. При этом новые хозяева земли в отношениях с коренным населением склонны к расизмуи возведению барьеров: наиболее наглядный пример такого межэтнических контактов – апартеид. Поэтому нынешний миграционный кризис в Европе, если выйти за узкие рамки экономики, политики и социологии, следует понимать как неизбежное возмездие за капиталистическую колонизацию.
Однако даже при капитализме особенности колонизации определяются характером народов и прежде всего – стороной захватчиков. Например, Британия в Индии отделила себя от местного населения настоящим «железным занавесом» и поэтому такая личность как Р.Киплинг – «исключение, подтверждающее правило». Французы же в Магрибе и Полинезии, конечно, не слились в единую нацию с аборигенами, но поддерживали в той или иной степени общение на личном уровне. Яркие примеры этого – романы П.Лоти о Полинезии и повесть «Посторонний» алжирского француза (о которых речь пойдет в публикуемой статье) А.Камю.
Но есть и многочисленные примеры положительной колонизации, если ее понимать в первоначальном значении, как переселение на свободные земли и их освоение, подразумевающее взаимовыгодные контакты с местным населением и близкое общение. Эллинские колонии в Крыму и Колхиде, русское старожильческое население Севера, Русская Америка. Первые «пятилетки» – очень яркий и наглядный примеруспешной колонизации, когда переселенцы помогали местному населению, например, в Средней Азии и Казахстанев развитии. И это, разумеется, не оккупация, как утверждают «самостийники»; а эти земли – не «мягкое подбрюшье», «ампутировать» которое предлагал скудоумный, но велеречивый «шелкопер» с «говорящей» фамилией.
Поэтому научные исследования колонизации с психологической точки зрения должны основываться на анализе трех факторов. Во-первых, –отношениях колонистов с местным населением и отношением коренного населения к метрополии (в публикуемой статье рассказывается об интересном и малоизвестном феномене:«харки « – мусульманское алжирское население, воевавшие на стороне Франции). Впервые эта проблема обсуждалась в знаменитом споре Б.Лас Касаса и Х.Сепульведы.
Во – вторых, представлениях колонистов о собственной идентичности (трагедия «пьенуар» не только в вынужденном переселении, нои в том, что они считали Алжир, а не Францию своей Родиной). Наконец, насколько сильна связь колонистов с «землей отцов» (английские колонисты Новой Англии почти прервали отношения с исторической Родиной, как и буры в Южной Африке). Это очень важный факт для строгого разграничения понятий «этнос» и «нация» – https://elibrary.ru/item.asp?id=25774697
В публикуемой статье – несомненно, актуальной – рассматриваются все перечисленные выше проблемы на примере первых африканских беженцев в Европе, которыми, как ни парадоксально оказались европейцы.
Один из феноменов в истории Франции и Алжира – «пьенуар» или «черноногие». Весьма загадочное название применяют для указания на французское население Алжира. Одна из гипотез была недавно предложена Эриком Герье, который написал известную статью «Положить конец черноногим». Гипотеза предполагает, что термин возник в 1952 году в Касабланке. Группу молодых европейцев из района Ма’ариф, любителей американского кинематографа и активистов митингов против марокканских националистов, назвали «черноногими» со ссылкой на индейское племя. Другие историки и ученые предполагают, что прозвище берёт начало благодаря туземцам, которые называли так первых французских солдат, обутых в чёрные сапоги, затем укрепившиеся за всеми европейскими переселенцами. Согласно ещё одной версии, данное название связано с колонистами-фермерами, которые захватили алжирские сельскохозяйственные угодья и босыми ногами отжимали виноград для производства соков и вин. «Черноногие» или же «пьенуар» представляют собой в большинстве случаев европейское население, мигрировавшеев Алжир ввиду разных причин: политических, экономических, по военной службе.
О новых жителях на алжирской земле местные жители узнавали по радио, в газетах, и в 1955-1956 гг. выражение распространилось далеко за пределы Марокко и Алжира.Сначала название имело уничижительный характер, впоследствии французское население настаивало на данном наименовании с целью того, чтобы их различали с мусульманским местным населением.
Уходя в историю, к моменту начала войны в 1954 году Франция уже 120 лет официально владела Алжиром. Французы являлись колонистами и, поэтому причиной их заселения был поиск лучшей жизни, так как в Алжире они имели право занимать престижные посты с высокооплачиваемым заработком, им раздавали лучшие земли, чего нельзя сказать о коренных жителях.
В Алжире продолжалась партизанская война, которую вели повстанцы из Фронта национального освобождения (ФНО), объединившего коренное население страны — арабов и берберов. Алжир считался не колонией, а частью Франции. Его завоевание началось ещё в 1830 году и продолжалось почти 20 лет[1].
Взрыв в кафе города Алжир «Café milk». Это произошло в 1956 году 30 сентября. .
Права: Association française des Victimes du Terrorisme (AFVT), фото 1956 г.
Самым трагическим событием в завоевании Алжира был взрыв в кафе города Алжир «Café milk». Это произошло в 1956 году 30 сентября. История такова: незаметно вошедшая в кафе женщина установила небольшого размера коробку со взрывчаткой под столиком, спустя считанные минуты произошел взрыв. В результате: 3 погибших, 50 человек ранены. Спустя год виновная, установившая взрывчатку, была найдена в одном из дорогих районов Алжира. Она была представительницей буржуазной семьи алжирского происхождения, которая училась в престижном университете и состояла в ФНО [2].
Девушек, относящихся к алжирскому подполью, руководителем которого являлся Ясеф Саади, называли «девушками Ясефа». «Я не вижу никакой разницы,– прокомментировал случившееся один из лидеров ФНО, – между девушкой, которая подкладывает бомбу в молочном кафе, и французским пилотом, который сбрасывает бомбы на деревню».
Вообще принято считать, что это был первый акт женского терроризма в истории Магриба в ХХ веке.. Историков не удивляет тот факт, что исполнительницами были студентки из благополучных семей. Как правило, первой по тропинке национальной борьбы шла интеллигенция.
Период расцвета «офранцуживания» в конце 20-х-начале 30-х годов, подтолкнул на создание сопротивления, лидерамикоторого были улемы (интеллигенты-богословы). Главным лозунгом национально-освободительной борьбы в это время был: «Алжир – моя родина, ислам – моя религия, арабский – мой язык» и «Алжир – не Франция, он никогда ею не был и не хочет быть». В итоге деятельность улемов была расценена как антифранцузская, и они подверглись гонениям [3].
Армейское командование и большая часть «пьенуар» были готовы сражаться до последнего за «французский Алжир». Их решимость была настолько прочна, поскольку лидеры ФНО также не желали идти на компромисс.
3 июля 1962 г. Генерал Шарль де Голль признал независимость Алжира, провозглашенную официально 5 июля.В этот день в Оране Фронт Национального Освобождения торжественно отмечал данное событие, дав волю мести – в течение нескольких часов участники ФНО убивали европейцев (многие были подвергнуты пыткам). Что примечательно – французская жандармерия (французская армия) могла прибегнуть к помощи только чуть позже, так как она была заперта в казармах. В основном, жертвами оказалось европейское, еврейское население, а также мусульмане, подозреваемые в враждебности к независимости. Количество жертв резни ныне оценивается в 3500 мужчин, женщин и детей [4]. Вмешательство жандармерии было прямым нарушением вышеупомянутого приказа де Голля[5].
Помимо жителей французского происхождения репрессиям подвергась и большая часть еврейского населения. Впоследствии они вынуждены были переезжать во Францию, другие – в Израиль.
В войне принимали участие харки (мусульманское алжирское население), воевавшие за сторону Франции против ФНО. Они получали жалование в размере 40 франков, спецодежду и оружия. Автор: Poussin Jean, 1961
Также в войне принимали участие харки (мусульманское алжирское население), воевавшие на стороне Франции против ФНО. Они получали жалование в размере 40 франков, спецодежду и оружия. Французский журналист и историк в области исследований колониального прошлого Франции Пьер Дом написал книгу Le Dernier Tabou («Последний запрет») ипришел к выводу, что большинство харки, хотя и пережили ужасный период после войны, не были жертвами массовых убийств и продолжали, не без труда, очевидно, свою жизнь в Алжире [6].
Так или иначе, в 1962 году для алжирцев французского происхождения настало время возвращаться в страну, в которой многие никогда и не были. В том числе, стоящая на стороне Франции часть харки были вынуждена искать себе другой дом, но уже не на алжирской земле. Пережившие это люди привыкли называть себя «репатриантами» (с французского repatriés) [7].
В общих чертах алжирцы связывали свои надежды на будущее с уходом европейцев. Больше всего этого желали представители мелкой буржуазии, к которой относилась и рядовая интеллигенция, которые являлись людьми особо чувствительными к проявлениям гнёта, несправедливости колониального общества.
Наше исследование согласуетсяс выводами других ученых, что было несколько причин, по которым алжирцы и власть устраивали гонения на немусульманское население; одним из мотивов был тот факт, что школьное образование не было доступно 95% алжирского населения по сравнению с теми 5 %, которое составляло французское население [8].
Личные трагедии
Немаловажное значение имеют отзывы и откровения людей, переживших это время. На глазах очевидцев происходили события, которые далеко не всем под силу выдержать. Клэр Бенкимун жила в Алжире и была очевидицем войны. Она поведала свою историю журналистам Le MondeAfrique.
Семья, к которой принадлежит Клер, жила в Оране задолго до завоевания Алжира Францией. Клэр Бенкимун, 84 года: «Ситуация накалялась, всё больше и больше взрывов, убийств. На наших глазах убивали как французов, так и мусульман, гуляющих по улице. Моих детей родители перевезли в метрополию, тогда как я и мой муж остались в Оране, так как он работал сотрудником по налоговым вопросам. Несмотря на взрывы, я и моя подруга ходили на пляж, мы выходили с двоюродными братьями и сестрами куда-нибудь, жизнь казалась спокойной и размеренной…».
1 июля 1962 года был организован референдум о независимости Алжира. Независимость была провозглашена 3 июля. «5 июля мой муж как всегда пошёл на работу. К 10 часам я услышала шум на улице.На балконе я увидела парад людей, празднующих независимость. Это был праздник, похожий на бразильский карнавал. Муж вернулся с работы раньше, и мы начали смотреть парад вместе. К нам присоединился двоюродный брат Леон Табе, так как его почту доставили в наш почтовый ящик. Во время нашего разговора внезапно раздались выстрелы. Среди толпы началась паника, детей тянули за руки, происходил некий хаос, что у людей даже ноги выпадали из ботинок. Затем автоматная очередь… и у нас было слишком мало времени, чтобы спрятаться в углу.
Спустя какое-то время сквозь жалюзи мы увидели машину, окруженную толпой, которая помогла выйти из машины водителю. С ним был мальчишка, он остался в машине. В этот момент прибежал полицейский или солдат из ННАА (Национальная Народная Армия Алжира). Он держал пистолет под прицелом и приказал мужчине сесть обратно в автомобиль.
Леону нужно было возвращаться домой, чтобы ухаживать за своей 98-летней матерью. На следующий день его соседи сообщили нам, что он не вернулся домой. День спустя он также не появлялся дома.Город разделили на две части, в одной – жили мы под патронажем полиции Национального Фронта Освобождения, другая – в большинстве своем состоящая из европейцев под защитой французской жандармерии. В итоге, наш родственник нашелся. В тот день, когда он возвращался от нас домой, его побили манифестанты. Долгое время добрые люди помогали ему: кто отводил в диспансер, кто в больницу, где ему оказывали медицинскую помощь. В один из дней он сам нашел нас, на нем была подозрительная одежда – непонятные блузка и брюки. Всё хорошо закончилось для Леона – мы связались с недавно открывшимся французским консульством. Его взяли под свою ответственность и репатриировали в метрополию, где его поселили в дом военных престарелых.
В конце концов, хотелось бы признаться, что я никогда не замечала недружелюбие со стороны мусульманского населения. Мы так же общались с нашей домохозяйкой, которая была алжиркой, покупали овощи у продавца-мусульманина.Более того, алжирский друг моего мужа предложил ему высокую должность. Но, конечно же вы понимаете, не стояло даже вопроса о том, чтобы оставаться дальше в Алжире, когда наши дети жили в метрополии. 11 августа 1962 года мы и наши коллеги европейского происхождения отправились в Париж. Будучи уже в Париже мы рассказывали о том, что происходило. Некоторые верили нам, а некоторые полагали, что мы просто содействовали Фронту Национального Освобождения» [9].
Для французов быть депортированными в 1962 году было не так легко морально, учитывая, что они никогда там не были. Автор: Gamma-Keystone - Gett, 1962
Откровения франкоалжирцев таковы: для французов быть депортированными в 1962 году было не так легко морально, учитывая, что они почти никогда не были на исторической Родине. "И видеть, что на морском судне надпись "réparties" (репатриированные), когда на самом деле мы были уже что ни на есть «своими», так как Родина (Франция) — это понятие, которое было настолько «искусственным», оторванным от реальности. То есть Алжир был нашей Родиной! Франция была для нас страной происхождения, лишь вписанной в паспорт, и страной, о которой писали в школьных учебниках, ничего более!" – рассказала Даниэль Мишель-Шиш, являющаяся одной из жертв террористического акта в молочном кафе. Там она потеряла близкого человека – свою бабушку.
Когда франкоалжирцы прибывали на паромах потоками на набережную Марселя, местное население в большинстве всегда смотрело на них с презрением и отвращением. Их называли "арабами" и кричали им вслед "возвращайтесь обратно", как повествует историк Жан-Жак Жорди.
Ещё в марте 1960 г. Генерал Шарль де Голль нанёс визит в Алжир. Целью его было вести прямые переговоры с военными и мусульманским населением и донести до них самые главные на тот момент мысли: 1. «алжирский вопрос» не решится так быстро; 2. после победы останется только французская армия; 3. нужно, чтобы Алжир продолжал оставаться частью Франции. В каком виде? Это зависит от алжирцев[10].Попытки мирно урегулировать ситуацию, потерпели фиаско.
С Эвианскими соглашениями было решено, что в течение пятидесяти лет люди, родившиеся до 1962 года, могли выбирать одну или другую из двух национальностей. После обретения независимости большинство мусульман Алжира выбрали алжирское гражданство [11].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.С. Светлов. «Алжир сегодня». М., «Наука», 1981г., с.51.
2. Вафа Аль-Хакири. ««Черноногие»: темные страницы истории Алжира». Россия Сегодня, Иносми.ру, 2018. Режим доступа: https://inosmi.ru/history/20180630/242588820.html
3. П. Кузнецов. «Несбывшаяся мечта «черноногих» французов». Вокруг света, 2008. Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/761/
4. Alain Barluet. «Les Franco-Algériens veulent être français à part entière». Le Figaro, 2012. Режим доступа: http://www.lefigaro.fr/international/2012/12/19/01...
5. Benjamin Stora. «Algeria, 1830—2000: A Short History». Cornell University Press, 2004, p.105.
6. France-Algerie: une histoire de famille Actualité. 2018. Режим доступа:
7. Le monde Afrique, Oran 5 juillet 1962. «C’était la débandade». 2012. Режим доступа : https://www.lemonde.fr/afrique/article/2012/07/05/...
8. Pierre Daum. « Le Dernier Tabou ». Actes Sud, 2015.
9. Raymond Cartier. «L’Algérie sans mensonge». Hachette, 1960.
[1] П. Кузнецов. «Несбывшаяся мечта «черноногих» французов». Вокруг света, 2008. Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/761/
[2] France-Algerie: une histoire de famille Actualité. 2018. Режим доступа:
[3] В.С. Светлов. «Алжир сегодня». М., «Наука», 1981г., с.51.
[4] Benjamin Stora. «Algeria, 1830—2000: A Short History». Cornell University Press, 2004, p.105.
[5] Le monde Afrique, Oran 5 juillet 1962. «C’était la débandade». 2012. Режим доступа : https://www.lemonde.fr/afrique/article/2012/07/05/...
[6] Pierre Daum. « Le Dernier Tabou ». Actes Sud, 2015.
[7] Вафа Аль-Хакири. ««Черноногие»: темные страницы истории Алжира». Россия Сегодня, Иносми.ру, 2018. Режим доступа: https://inosmi.ru/history/20180630/242588820.html
[8] Ibid.
[9] Le monde Afrique, Oran 5 juillet 1962. «C’était la débandade». 2012. Режим доступа : https://www.lemonde.fr/afrique/article/2012/07/05/...
[10] Raymond Cartier. «L’Algérie sans mensonge». Hachette, 1960.
[11] Alain Barluet. «Les Franco-Algériens veulent être français à part entière». Le Figaro, 2012. Режим доступа: http://www.lefigaro.fr/international/2012/12/19/01...
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.