ISSN - 1994-6783
Зарегистрироваться Войти
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Регистрация
  • Вход
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
Места
  • Вслед за героями книг
  • Русский мир, города России, Русский Север
  • Европейская классика, другая Европа
  • Библейская земля
  • Восток
  • Кавказ
  • Сибирь и Дальний Восток
  • Полюса мира: Арктика и Антарктика
  • Моря и океаны
  • Горы
  • «Муза дальних странствий»
Смыслы
  • Navigare necesse est
  • Пир на весь мир
  • Природа и люди
  • Научные искания
  • Дороги к прекрасному
  • Исторические путешествия
  • Помощь и служение
  • Поэтическая география
  • Via - est vita
  • Путеводитель по внутреннему миру
Рассылка

Статьи

Чилоэ: фиеста на таинственном острове. Часть 2

Места: «Муза дальних странствий»

Смыслы: Поэтическая география

«Я доныне тоскую смертельно

по соленым кудрям

по морской старине корабельной

там мой мир сокровенный».

Висенте Уидобро

Андраник Сулейманян ( кандидат психологических наук )

Продолжение части первой.

ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ

Как возникают такие мифы? Неужели человек населил мир сверхъестественными существами из-за недостатка научных знаний, как утверждают материалисты? И вера в чудеса – следствие незрелости и приличествует только малым детям? Нет ли в этой вере в реальность другого мира подлинной глубины, неотчетливого знания истины, предчувствия встречи с настоящей тайной? Наверное, именно эта «врожденная идея», говоря языком Платона, и есть источник той неоскудевающей творческой силы, создающей мифы, иногда столь поразительно схожие в разных концах нашей планеты.

Любопытно, что на острове есть игра в «Калеуче»: ее очень живо изобразил в одном из своих романов писатель Франсиско Колоане. « Позже, когда спустилась ночь, и показался молодой месяц, на омете затеяли играть в «Калеуче». Должно быть, какой-то деревенский озорник придумал эту игру, чтобы посмеяться над людьми, которые холодели от страха при одной мысли о корабле-призраке и его матросах-оборотнях, что водились с ведьмаками.

Все – кто на коленях, кто на корточках – располагались кольцом, чуть вытянутым в длину, которое должно было изображать палубу «Калеуче». Под радостный лай собак на борт заколдованного корабля поднимались один за другим «матросы»: им полагалось проскакать по мягкой пружинистой соломе на одной ноге, а правую подогнуть и придерживать сзади рукой, да еще при этом глядеть только назад. Ведь именно так и двигались «нечистые» по палубе настоящего «Калеуче». Кто проскачет от «кормы» до «носа», того принимали в команду, а кто упадет, того раскачивали за ноги и за руки и выбрасывали в «море». Лишь немногим счастливчикам удавалось добраться до «носа», большинство игроков сразу же падало на солому»[1].

В этой игре обращает на себя внимание интересный психологический феномен: даже мистический страх можно победить смехом! Если сделать черта смешным, как в народных сказках, он уже не страшен.

Еще один любопытный факт: фольклор чилотов содержит в себе истории о сказочном животном камауэто – единороге, символизирующем красоту и силу. Рассказывают, что он прячется в оврагах и ложбинах, а ночью при луне выходит погулять. Он любит купаться в водопадах, среди зарослей папоротника. Говорят, он похож на черного теленка.

Существа, подобного единорогу, нет ни в одной из мифологических систем аборигенов Нового Света, и фольклор острова Чилоэ - это отмечается всеми исследователями - во многих отношениях уникален. Каково же происхождение сего мифологического персонажа? На наш взгляд, это нельзя объяснить заимствованием у испанцев, так как, во-первых, в средневековой европейской традиции единорог - зверь с туловищем коня, а не теленка; во-вторых, образы, глубоко укорененные в той или иной культуре, как правило, имеют долгую историю; активные же контакты туземцев острова с испанцами насчитывают не более 200 лет.

В Старом Свете изображение единорога впервые встречается на печатях, найденных в древнейших городах долины Инда (территория современного Пакистана) - Мохенджо-Даро и Хараппы; их возраст - около 3 тыс. лет до Р.Х. Это один из самых значимых сакральных образов этой культуры. Существенно, что его изображали в виде быка с рогом посередине лба!

Как был заселен Новый Свет и связи между цивилизациями древности - интереснейшая научная проблема. Один из первых исследователей этой проблемы – А.Форнандер, анализируя древние мифы аборигенов Тихого океана, пришел к выводу, что прародиной полинезийцев (выше уже было сказано, что куранта готовится по-полинезийски) является северо-западная Индия: именно там расположены Мохенджо-Даро и Хараппа. К этому выводы он пришел на основании того факта, что во всех полинезийских преданиях встречается название страны «Ирихиа», что может быть сопоставлено с санскритским названием Индии «Врихиа». По его мнению, это вполне закономерно, ибо в полинезийских языках не может быть рядом стоящих согласных, и «Врихия», естественно, могла превратиться в «Ирихию»[2].

По нашему мнению, просматривается связь Камауэто острова Чилоэ и единорога цивилизаций долины Инда[3]. Немаловажно и то, что, как и единорог Старого Света, Камауэто символизирует силу и красоту. Мы понимаем, что наша гипотеза может показаться парадоксальной, но, учитывая, во-первых, характер чилотов – смелых мореходов ( интересный факт: подавляющее большинство чилийских китобоев были уроженцами этого острова), а во-вторых – результаты экспедиций Т. Хейердала на судах древних цивилизаций, наше предположение не выглядит фантастическим.

Безусловно, необходимы новые исследования; ответ на этот вопрос, возможно, откроет тайну происхождения чилотов.

Деревянная церковь на Чилоэ. Фото Lin linao - Own work, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28...

РОДИНА НАШЕЙ КАРТОШКИ

Как вы убедились, на Чилоэ тайн и загадок ничуть не меньше, чем на знаменитом острове Пасхи. Например, такой любопытный факт: картофель, который в последние триста лет является повседневной пищей жителей Старого Света, родом с этого небольшого острова. Это очень важная подробность. Говоря об основных очагах происхождения культурных растений, академик Н.И. Вавилов отметил интересную закономерность: они неизменно совпадают с центрами великих цивилизаций. Чилоэ и здесь стоит особняком: на острове не обнаружены следы выдающихся культур древности.

Характеризуя южноамериканский центр происхождения культурных растений, Н.И. Вавилов указывает: "Дополнительно к основному… очагу необходимо прибавить маленький район острова Чилоэ…Отсюда впервые европейцами был заимствован у индейцев обыкновенный картофель" [4].

Поясню, что в Новом Свете существуют два центра происхождения этого корнеплода: тропический пояс Южной Америки (ssp.andigena) и остров Чилоэ (ssp.tuberosum). Эти два подвида картофеля имеют независимое происхождение. Проблема происхождения обоих подвидов остается неразрешенной[5]. В настоящее время не существует ни одного дикого растения, из которого могли возникнуть непосредственно ssp.tuberosum и ssp.andigena.

Ученик академика Вавилова П.М. Жуковский лично отправился в 1958 году на поиски дикого картофеля на остров Чилоэ. Чили издревле и до настоящего времени является единственной страной Латинской Америки, возделывающей только ssp.tuberosum. Загадка в том, что до сих пор на острове не найдены растения papa silvestris – дикие виды картофеля, которые, по мнению эволюционистов, дали начало культурным. Вот как П.М. Жуковский описывает свои впечатления: «Сильно изрезанная береговая линия создает впечатление, что остров пересечен многими большими реками, тогда как это глубокие заливы. Приходится пользоваться баркасами, чтобы пересекать эти заливы в поисках диких картофелей. Сейчас их, по-видимому, очень мало и доступ к ним неизвестен. Эти места знают колдуны, использующие растения в ритуальных целях. Мое появление на острове как охотника за papa silvestris вызвало недовольство среди чилотов, заподозривших меня в намерении колдовать и наотрез отказавшихся сообщить о местах произрастания дикого картофеля; последний даже носит специальное ритуальное наименование hierba de espanto (трава страха)»[6].

Конечно, в соответствии с эволюционной парадигмой, древний предок должен быть обязательно, и его следует непременно найти. И вовсе не суеверия островитян помешали почтенным ботаникам отыскать на Чилоэ прародителя нашей картошки: нашей, потому что только этот картофель годится для культивирования в Старом Свете – факт сам по себе удивительный. Поскольку «следствие зашло в тупик», мы предлагаем рассмотреть и другую версию: «Несмотря на тщательные поиски,…диплоидные[7] ssp.tuberosum не обнаружены, ни в диком, ни в домашнем состоянии…[полагают], что тетраплоид (т.е. культивируемый домашний картофель)…возник от удваивания хромосом одного из…диплоидных видов. Воспроизвести экспериментально [такое растение] никому не удалось»[8].

Как же следует понимать результаты этой экспедиции? Если подобная трансформация не под силу коллективу первоклассных генетиков и селекционеров, во всеоружии всех их знаний и орудий труда, то как бы могли осуществить подобное революционное изменение предки аборигенов Чилоэ? В связи с этим я хотел бы заметить, что в языческих мифах всех народов появление культурных растений и домашних животных приписывается «культурным героям»[9]. Эти личности – посредники между миров богов и людей – чудесным образом добывают - или впервые создают - для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учат их охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, вводят определенную социальную организацию, брачные правила, ритуалы и праздники.

By littletroll, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52...

Фото: littletroll, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52...

Большинство этнографов полагает «культурных героев» вымышленными персонажами, которым древние приписывали свои собственные изобретения по причине недостатка научных знаний о начале человеческой истории! Позволю себе не согласиться с подобным истолкованием. С психологической точки зрения, такая повсеместная и ничем не мотивированная забывчивость маловероятна! Мы знаем, что в фольклоре многих народов сохранились рассказы о самых важнейших событиях прошлого, например, рассказы об изгнании из Рая, о Потопе, о Вавилонском столпотворении[10]. Будь появление домашних растений собственным деянием человека - т.е. следствием «искусственного отбора», - неужели же об этом бы не сохранилось преданий?! Мифы, при правильном прочтении, открывают нам двери в самое отдаленное прошлое. Память человечества, пусть и в фантастическом виде, сохранила следы древнейших событий, когда Господь действовал через своих посланников – так и следует, по моему мнению, понимать «культурного героя». Факты археологии подтверждают библейский рассказ: домашние растения и животные появились сразу и в готовом виде (это событие в науке называют «неолитической революцией»). И такая точка зрения подтверждается евангельским рассказом о том, что Господь дал нам пищу с первых же наших дней на Земле, когда изгнанные из Рая Адам и его сыновья должны были «в поте лица своего есть хлеб»: «Авель был пастырем овец, а Каин был земледелец»[11]. Следовательно, и культурные растения и домашние животные – дар Творца! «Искусственный отбор» нужен для сохранения существующих сортов и пород и создания на основе уже имеющихся новых. Ибо для любой человеческой деятельности необходимо ясное представление конечного результата: совершенно невозможно разглядеть в хищном волке «сторожа», стерегущего стада, или в невзрачном диком злаке растение, дающее богатый урожай! Вот к каким важнейшим выводам можно придти, если непредвзято размышлять над фактами истории этого небольшого уголка земли, едва заметного на карте мира.

Покидая этот таинственный остров – надеюсь, не навсегда, - я купил кассету с песнями островитян. В них отражена душа этого народа - трудолюбивого, веселого и отважного, в характере которого запечатлены лучшие черты моряка. Я часто слушаю их в Москве, и моя душа « зовет меня странствовать дорогой китов, влечет в бескрайние просторы воды»[12]…

Автор благодарит посольство республики Чили в Российской федерации за организацию поездки.



[1] Ф.Колоане, «Дорога китов», с.68. Роман вышел в русском переводе в 1971 г.

[2] A. Fornander, “An account of the Polynesian race”, 1877.

[3] Некоторые исследователи, например, даже находят сходство между письменностью аборигенов острова Пасхи (деревянными табличками «ронго-ронго») и письменностью древнейших цивилизаций Индии. И те и другие знаки до сих пор не дешифрованы, поэтому окончательные выводы делать рано. Однако будет не лишним упомянуть, что остров Пасхи - ближайший к берегам Нового Света остров, населенный полинезийцами. А путь от острова Пасхи до Чилоэ пусть и не близкий, но вполне возможный.

[4] Н.И.Вавилов, «Ботанико-географические основы селекции». Избранные труды в 5 томах, 1960, т.II, с.57.

[5] Существенно, что в природе отсутствуют большинство диких видов, из которых, по мнению эволюционистов, наши пращуры на протяжении тысячелетий с помощью «искусственного отбора» получили культурные растения! На эту удивительную закономерность обратил внимание академик Н.И. Вавилов. Куда же они подевались? Следует признать, что эволюционная теория не в состоянии объяснить эти поразительные факты!

[6] Жуковский П.М., «Культурные растения и их сородичи», 1971 г., с.246-247.

[7] Т.е. имеющие удвоенный набор хромосом.

[8] Жуковский П.М., с.249-250.

[9] Наиболее известные «культурные герои» - Прометей, подаривший людям огонь, и Дионис, научивший их виноделию.

[10] Кстати, сам факт единства подобных «свидетельских показаний» народов, совершенно незнакомых друг с другом, неоспоримое свидетельство в пользу подлинности Библейского повествования о начале истории рода человеческого!

[11] Библия, «Книга Бытия», гл.4.

[12] Ф. Колоане, «Дорога китов», с.15.


Рейтинг:5/5 звезд
1 голос

Комментарии:

Пока никто не оставлял здесь комментариев.

Новый комментарий:
 
Блог проекта
  • Возобновление издания журнала «Всемiрный путешественник»
    1867 г.
Колонки
...
Страна из прошлого? Страна будущего!
Александр Филиппов
...
МАРАДОНА
Эрнест Ураганов
...
Липа цветущая - запах счастья
Наталия Григорьева

Понравился материал?

Поделитесь им также в социальных сетях!

© “Всемирный путешественник”
2016-2021
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Обратная связь
Создание сайта
в веб-студии «Инфра»
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Регистрационное свидетельство : ПИ №ФС77 - 24144 от 3 мая 2006г.
Обратная связь