Места: «Муза дальних странствий»
Смыслы: Путеводитель по внутреннему миру
ОТ РЕДАКЦИИ
Выдающийся американский художник и путешественник Джордж Кэтлин (1796-1870) подробно описал в своей книге Catlin G. O-Kee-Pa a religious ceremony and other customs of the mandans. London 1867 year уникальный религиозный праздник Окипа в современной транскрипции (О-кие-па в старинной) у индейцев манданов. Это племя входит в состав народов Сиу и до насильственного переселения в резервацию жили на территории штата Северная Дакота. Сейчас их осталось всего 475 человек, он живут в одной деревне и ни одного чистокровного мандана не осталось. Подробнее об их внешнем облике в фотогалерее, где представлены картины самого Дж. Кэтлина– http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/mandan.html
Окипа (О-кие-па) – главный религиозный праздник манданов был подробно описан Дж. Кэтлиным (он был очевидцем) и впервые был напечатан на русском языке в нашем в 1870 г. Мы вновь публикуем материал из нашего архива, потому что он очень актуален в наше смутное время.
В центре праздника два события – воспоминание о Всемирном Потопе и мужская инициация. Обращают на себя внимание два удивительных факта. Главный сакральный предмет на этом празднике у сухопутных манданов – охотников на бизонов – макет корабля, то есть Ноева ковчега. Память о Потопе сохраняется у многих народов, но у манданов она не только почти полностью совпадает с повествованием в Книге Бытия. Совпадает и толкование события: Потоп справедливое наказание Царя царствующих совершенно развратившегося человечества. И это напоминание очень злободневно в наше время.
Во время этого праздника ежегодно проводятся и мужские обряды инициации. В прежние времена они бытовали у всех народов, однако у манданов они настолько трудны и мучительны, что Кэтлин даже называет их «нечестивыми». Редакция не разделяет при всем уважении этого мнения выдающегося знатока культуры индейцев Северной Америки. В этом обряде очень много жестокости, но нет порочности.
Подробное описание читатели найдут в тексте. В предисловии же полагаем нелишними философские и психологические размышления о смысле таких обрядов перехода и пагубных последствий их почти полного исчезновения в наше время. Какие уроки для современной педагогической психологии мы можем извлечь?
Оскудение мужского начала и даже систематическая борьба с ним – об этом красноречиво свидетельствуют и образцы так называемой высокой моды, представляющих мужчин в колготках и кружевах и внешний вид лиц мужеского пола на центральных московских улицах, – очевидно. Одни этому радуются: например, феминисты (эти особенно злы и глупы) и феминистки (женщины несчастные, потому что ил одурачены ли лишены любви), либертарианцы, трансгуманисты и прочая креативнейшая публика, у которой «легкость в мыслях необычайная». Усердные же не уму борцы сводят все мужское начало только к грубой физической силе, забывая, что есть истинно мужские профессии,неоснованныенафизическомпротивоборстве:учитель, крестьянин, писатель, врач, квалифицированныйрабочийивседругиепоприща,где требуются воля,ум и ответственность.
Инициаций сейчас нет – следствие этого инфантилизм парней, кризис семьи и в итоге ослабление всего нашего общества. Стихийно мужчины понимают ее необходимость и поэтому сами сочиняют обряды перехода – кстати очень эффективные с точки зрения законов педагогической психологии – по аналоги с посвящениями в рыцари.
Подводники при первом погружении должны выпить плафон морской воды (около пол-литра), моряки военного флота плафон соленой воды в каждом новом море. В детстве один из членов редакции для вступления в тайное общество неожиданно завели в темный подъезд, потребовали вытянуть руку и трижды ударяли в снизу ладонь перочинным ножом с затупленным лезвием.
Общее во всех этих обрядах – проверка способности терпеть боль. И это полностью согласуется с мнением академика И.П.Павлова, что воспитание воли, а следовательно и характера начинается с произвольного торможения, а не возбуждения. Но в наше время на всех рекламных плакатах, групповых фотографиях,«себяльниках»и т.п. все недоросли и девицы – и уже не только они – неизменно с раскрытой пастью.
Одна из причин этого в модных моделях воспитания, основанных на так называемом «детоцентризме», так называет этот извлеченный из «чуланов «свободного воспитания» начала ХХ века «хлам» лидерэтого направления, методически и последовательно разрушающий систему образования и воспитания в современной России со времен назначения его ельцинским режимом замминистром образования. Кумир экзальтированных дамочек покоряет их пышными, но пустыми лозунгами: «Не ребенка надо готовить к школе, а школу к ребенку».
Не помогут воспитать творческую и деятельную личность ни «гуманистическая педагогика», ни «монтессори», ни «вальдорф», ни прочие «идолы рынка и идолы театра», употребляя терминологию Ф. Бэкона. Редакция не сомневается, что расплодившиеся как мухи-дрозофилы, современные медиа-психологи с редакцией не согласятся, но редакция обращается прежде всего к зрелым мужам, обязанным взять на себя ответственность за будущее России, а значит и всего мира.
Нам всем необходимо осознать, что если общество не может преодолеть духовный кризис, государство и научное сообщество должно подвергнуть системному реформированию систему воспитания. А это невозможно без культивирования мужского начала. И в частности, как сделать, во-первых, мужскую инициацию обязательной; во-вторых, разработать красивые и психологически грамотные обряды перехода.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.