Смыслы: Путеводитель по внутреннему миру
«Неизвестное кажется величественным» — эта мудрая латинская поговорка в полной мере характеризует отношение большинства наших современников к шаманам и экстрасенсам. Многие из нас ждут от них помощи в решении насущных жизненных проблем.
Попытаемся разобраться, что из себя представляют шаманы с точки зрения психологии. В качестве первичных источников нами использованы солидные и авторитетные исследования, выполненные учеными Российской Академии Наук.
Шаманство является одним из древнейших форм религиозной жизни человечества, сохранившаяся до наших пор и, более того, число его последователей множится во всех общественных группах и странах. «Профессия» эта стара, как мир, и была известна у всех народов; хотя, разумеется, назывались эти люди по разному — маги, волхвы, мганги и т. д.; суть их деятельности везде была сходной по существу. Поэтому прежде всего необходимо понять: что нужно для того, чтобы стать шаманом? .
Во-первых, ни один человек не может стать шаманом, не переболев так называемой «шаманской болезнью». Каковы же ее симптомы и что она из себя представляет?
Обратимся к описанию болезни казахского баксы (так казахи называют шаманов; сходным образом эта болезнь протекает и у колдунов всех других народов): «Признаками склонности человека к баксалыку (шаманству — А С.) служит нервное расстройство, припадки, угрюмость, которые повторяются в ненастную погоду. В ненастные дни такие субъекты часто раздражаются или впадают в меланхолию. Достаточно малейшей причины, чтобы вывести их из себя и заставить петь заунывные и бессмысленные песни. После продолжительного пения болезненные субъекты с пеной у рта впадают в беспамятство, произнося бессвязные слова. Они в исступлении могут наносить удары окружающим чем попало или искусать их. При нескольких повторениях припадков происходит значительное нервное и психическое расстройство. Они ночью соскакивают с постели и бегут, куда глаза глядят, мучаются страшными сновидениями. Днем они страдают галлюцинациями и уверяют, что духи, которых они видят, уговаривают их следовать за ними»[1].
Таким образом, налицо все признаки беснования (слово употреблено нами в прямом, а не в переносном смысле[2]): злобность, агрессивность, бессмысленные действия, умоисступление и припадки.
Аналогично проходил «профессиональный отбор» и у ульчских (народ, живущий на Дальнем Востоке России в нижнем течении Амура) шаманов. «Согласно рассказам шаманки из Ухты, перед тем как стать шаманкой, она долго болела, не спала ночами или кричала во сне, мучимая кошмарами, бросала семью, на несколько дней убегала в тайгу, борясь со злыми духами…Другие [«кандидаты»] в это время убегали в тайгу на несколько дней…пытаясь, хоть где-нибудь спастись, иные ели сырое собачье мясо, припадки у них длились очень долго. Духи приходили днем и ночью, грозя смертью…[Один из несчастных]…устоял, …прошло лет 20, снова приходили мучавшие его во сне духи, грозили: «Шамань, а то задавим тебя»[3].
На втором этапе бесы прилагают все усилия, чтобы человек согласился стать шаманом. Вот собственный рассказ одного из шаманов о том, как происходит «вербовка» и о методах, применяемых чертями для того, чтобы склонить человека к сотрудничеству. Девятилетнему мальчику во сне явились духи, предложили стать шаманом, но получили отказ. «Тогда самый главный злой дух взял меня за руку и сказал: «Мы все выбрали тебя, ты будешь шаманом, которому не будет равных; служить мы будем тебе верно, послушайся лучше добровольно, подумай еще одну ночь, и если не согласишься, мы возьмем тебя силой». Наступила вторая ночь, и мальчик вновь увидел во сне духов. «Они в этот раз все были нахмурены и свирепы; предводитель их, который был страшнее всех, спросил меня, на что я решился». Мальчик ответил отказом. Тогда «все духи громко завыли и заскрежетали зубами, а главный дух, сверкнув глазами, ударил меня в лицо. Я вскрикнул от ужасной боли и проснулся. После этого я, лишившись рассудка, совершенно не помнил, что было дальше со мной, и мне после, когда я выздоровел, рассказывали все, что я делал во время своей болезни. Говорят, что я был бешен и имел ужасный вид. В таком ужасном положении я пробыл два года»[4].
Как видим, уловки чертей ничего необычного из себя не представляют: это самая обыкновенная политика кнута и пряника, к которой любят прибегать все спецслужбы при вербовке агентов. Сначала играют на тщеславии (вспомните вышеприведенный рассказ: «ты будешь шаманом, которому не будет равных»), а если это не проходит, то переходят к запугиванию. Выдержать такое испытание не всем под силу. У язычников только очень немногим удавалось избавиться от домогательств чертей, не становясь при этом шаманами. По утверждению, например, нанайцев (народ, живущий на Дальнем Востоке) эти люди всегда были «очень сильны духом»[5].
Как только человек соглашается стать шаманом, духи из мучителей превращаются в «помощников» и «учителей». Вот как происходит обучение на самом деле, а не по «Гарри Попперу». «Накопленные данные показывают, что для усвоения шаманами необходимых навыков и знаний формальное обучение необязательно…Даже если допустить, что случаи, когда старый шаман в течение некоторого периода наставлял новичка, не были редкостью, всегда оставалась незыблемой древняя вера в то, что «сила» шамана зависит от его духов. Шаман делает то, что предписывают духи. То, что он знает, сообщено ему духами»[6].
Чему же учат в школе магии и колдовства? Об этом можно судить на примере Чингис-хана, который по описаниям очевидцев нашествия его орд, например, иранского историка Джузджани (ХIII в.). Он сообщает, что «сам Чингис-хан был сведущ в магии и обмане, и некоторые из дьяволов были его друзьями»[7]. «Деревья вусегда узнаются по плодам»; вот в чем по мнению «Божиего бича» состоит счастье: « Высшее наслаждение человека состоит в победе: победить врагов, преследовать их, лишить имущества, заставить любящих их рыдать, скакать на их конях, обнимать их дочерей и жен»[8].
Модный среди некоторых кругов интеллигенции К.Кастанеда тоже прошел обучение у подобных наставников; на его примере можно видеть и другое необходимое условие контакта с нечистой силой – психоделические наркотики, например ЛСД, облегчают контакт. А поскольку у чертей есть иерархия или воинские звания (вспомните гоголевского «Вия» и три ночи нарастающих мучений и, наконец, кульминацию — явление «генералиссимуса» чертей Вия), то и шаманы различаются по силе и рангу в зависимости от того, какой из бесов ему помогает: «генерал» или «сержант».
Шаманам или магам приписывают ряд «сверхъестественных» способностей: снятие и насылание порчи, «чудесные исцеления», «изгнание духов» и т.п. Попытаемся найти этому научное объяснение.
Методом, которым шаманы снимают и насылают порчу, является гипноз, суть которого, по прекрасному определению русского психолога начала века П. Светлова, в следующем: «Словом гипнотизер совершает в теле и душе человека чудеса: уничтожает то, что есть, создает то, чего нет; слово здесь получает как бы творческую силу. Словом, можно внушить галлюцинации и иллюзии, видоизменить самосознание человека (заставлять субъекта по произволу считать себя кем угодно: человеком, животным, ребенком и т. п.)».
Для успешности гипнотического воздействия необходимы два условия: во-первых, вера человека в способности гипнотизера, в возможность гипнотизера излечить его и, во-вторых, давно замечено, что эта вера бывает наиболее полной в состоянии некоторого помрачения сознания (шаманы добиваются этого эффекта с помощью наркотических средств и вообще театрализации сеанса излечения). При соблюдении этих условий совсем не трудно, например, вызвать у человека временную слепоту, то есть внушить ему, что он в течение двух месяцев ничего не будет видеть. А поскольку человек ничего не помнит из того, что он делал и говорил сам или что ему говорил шаман в гипнотическом сеансе, то нет ничего удивительного в том, что люди верят словам шамана, что слепоту вызвали злые духи. Далее шаман заявляет, что для того, чтобы вернуть зрение (снять порчу), необходимо умилостивить духов и что на это уйдет два месяца — через два месяца зрение возвращается, но вовсе не потому, что колдун действительно договорился с духами, а потому, что истек срок гипнотического воздействия.
Но, повторю еще раз, для этого необходимо полная, всецелая и безоговорочная вера человека в гипнотизера. Кстати, именно поэтому африканские колдуны раньше отказывались насылать порчу на европейцев. По причине того, что у европейцев позапрошлого и прошлого веков, бывших или христианами или «научными атеистами», в подавляющем большинстве не было суетной веры в магию, которая необходима для совершения ложных «чудес». К сожалению, в наше время массовое распространение через СМИ оккультных учений дает современным магам власть над душами.
А есть ли границы у гипнотического метода или, иными словами, все ли болезни излечиваются гипнотическим внушением? Знаменитый французский врач XIX в. Ж. Шарко, труды которого по гипнозу являются классическими и не утратили значения до сих пор, так определял границы этого метода: все болезни по их происхождению он делил на две главные группы — органические и функциональные. Органические возникают вследствие анатомического и физиологического нарушения в органах тела, это болезни самих органов, например, рак, туберкулез, проказа. Функциональные же — это те болезни, при которых не замечается никаких материальных (т. е. анатомо-физиологических) изменений в органах, каковы, например, истерические невралгии, судороги, анестезия (нечувствительность к раздражениям), аллергия и т. п. В этих случаях орган здоров и расстройство касается только его функции (поэтому болезни эти Шарко назвал функциональными). Так вот, по результатам своих исследований Ж. Шарко пришел к выводу, который до сих пор не оспаривается учеными и врачами, что под гипнозом невозможно лечить болезни органические, что же касается болезней функциональных, то Шарко отмечает, что при гипнотическом внушении «болезнь со всеми ее симптомами исчезает не внезапно и мгновенно, но постепенно, в полном согласии с физиологическими законами, хорошо известными врачам... болезненные явления не могут исчезнуть сразу, а пока они существуют, как я это часто показывал в моей клинике, всегда можно опасаться возвращения болезни». Добавим, что почти всегда так и случается при лечении у шаманов и экстрасенсов.
Есть еще одна группа болезней, где шаманы бессильны, это болезни душевные. Парадоксально, что сами шаманы утверждают, что именно при лечении этих болезней очевидно преимущество их методов перед современной психиатрией потому, что эти болезни вызваны злыми духами, а на духов эффективно могут воздействовать только они — через своих духов — помощников, но никак не дипломированные психиатры, которые в большинстве случаев даже и не признают их существования. И надо сказать, что здесь маги правы, но лишь отчасти. Например, многие страшные и так называемые немотивированные преступления маньяков – следствие того, что они сами не способны управлять собственной волей . Следовательно, этих преступников невозможно лечить сугубо медицинскими методами.
Итак, отделим зерна от плевел в этих высказываниях. Во-первых, на самом деле, многие душевные болезни — это результат одержимости бесами - между прочим, такое мнение существовало и существует у всех народов земли и во всех религиозных системах - , и в этом шаманы правы. Во-вторых, действительно, методы современной психиатрии здесь бессильны. Чтобы убедиться, что это, безусловно, так, обратимся к такой интереснейшей и еще малоизученной группе душевных болезней, как этнические психозы. Чем же примечательна эта группа болезней? В книге А. Белика «Психологическая антропология» они характеризуются следующим образом: «Наиболее сложным типом заболевания, встречающимся в традиционном обществе, являются «этнические психозы». Это амок, известный по одноименному рассказу С. Цвейга, арктическая истерия и другие. Эти заболевания специфичны для определенного места, географических условий или этнической общности... У всех этнических психозов можно выделить общее внешнее проявление, поведенческую аномалию. Они состоят в том, что человек впадает в неистовство, одержимое состояние, теряет контакт с окружающими, убегает в пустынное место, и нередко там в одиночестве погибает».
Из многочисленного круга этнических психозов интересно, на наш взгляд, остановить внимание на кликушестве, как болезни, встречающейся только в некоторых местах европейской России. Известный русский психиатр начала века Н. Краинский посвятил специальное исследование феномену кликушества. В книге «Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни» он дал следующее описание симптомов этой болезни: «Первый припадок кликушества в огромном большинстве случаев происходит либо в церкви, либо при каком-нибудь богослужении. Во время припадка они начинают кричать (симптом, от которого болезнь и получила свое название) богохульства. Впавшая в неистовство кликуша ругает иконы, причастие, священника самыми нецензурными словами, при этом плюет на иконы и порывается бить их. Любопытно, что кликуши часто весь крик свой выкликают от имени 3-го лица, именно от имени сидящего в них беса.
Сознание во время припадка не теряется: кликуша ориентируется во времени, пространстве и узнает окружающих».
Чтобы излечить любую болезнь, необходимо знать причины, от которых она происходит. В данном случае требуется определить, кто же на самом деле богохульствует: набожные в подавляющем большинстве случаев русские крестьянки, находящиеся по каким-то причинам в шоковом состоянии, как изначально предполагал Краинский, или все-таки бес, сидящий в них? Он применил для излечения гипноз, он внушил кликушам, что припадков у них больше не будет, что после сеанса они будут совершенно здоровы. Первоначально так и происходило: все кликуши после гипнотического воздействия «выздоравливали». По этому торжественному случаю в деревне было решено отслужить молебен, на который пришли и «излечившиеся». Но с началом богослужения припадки начались у всех ранее «вылеченных» кликуш. Подтвердилась истинность русской поговорки «бежит, как черт от креста».
На этом ярком примере мы видим, что методы шаманов, несмотря на их заверения, не способны излечить случаи настоящей одержимости. Представление о том, как на самом деле изгоняют беса, можно получить из описания следующего случая, приводимого в авторитетном сочинении католического аббата Калмета. «В царствовании Карла IX, во Франции, в городе Веруюне, одной молодой девушке 15 или 16 лет, по имени Николь Авбри, являлось привидение, которое выдавало себя за ее дедушку... В виду лиц, которые стерегли ее, она часто переносилась в какие-нибудь другие места. Не оставалось никакого сомнения, что все это делается злым духом. Но ее только с большим трудом могли убедить в этом... Заклинания (у христиан есть специальные заклинательные молитвы для изгнания бесов (по латыни экзорцизм), только с помощью которых и возможно излечение одержимости — А. С.) продолжались более трех месяцев и совершенно исцелили бесноватую. Бедная страдалица вырывалась из рук у 10 человек, которые при этом употребляли все силы, чтобы удержать ее; а в последний день целых 16 человек едва могли удержать ее. Когда она подымалась с земли, то становилась так твердо, как столп, и в этом случае никакие усилия стерегших ее не могли заставить ее не подыматься. Она говорила на многих языках, открывала сокровенные вещи, рассказывала о том, что совершалось в самых отдаленных местах и в тот самый момент, когда это совершилось.... в одно и то же время она говорила на три голоса и между тем как на полфута высовывала язык, в то же самое время без труда говорила»[9].
Совершенно ясно, что все вышеперечисленные факты никак не возможно объяснить, придерживаясь материалистической психологии. Как могла девушка, не видевшая в жизни ни одного чужестранца, связно говорить на совершенно незнакомых ей языках? Каким образом она могла знать об отдаленных от нее событиях? Как возможно говорить с высунутым полностью изо рта языком? Разве можно представить, что 16 мужчин будут не в состоянии физически удержать хрупкую девушку? Разумеется, все вышеперечисленные чудеса совершены «силой бесовскою», а не вдруг открывшимися необыкновенными способностями девушки, как склонны объяснять современные маги и эзотерики. По христианскому вероучению злые духи могут совершать ложные чудеса, а также по попущению Бога овладевать душой и телом человека, полностью подчиняя его своей воле. В таких случаях бессильны как методы современной психологии и психиатрии, так и методы шаманов, поскольку, как сказано в Библии, «бес беса не изгоняет». Христиане же в подобных случаях, как уже говорилось выше, обращаются к Богу, Который только и может изгнать духов зла. Так и произошло с Николь, которую полностью исцелили посредством таинств и очистительных молитв.
Наше время характеризуется всеобщим интересом к таинственным явлениям и к невидимому миру. Но нельзя отправляться в далекое плавание в неизвестную страну без путеводителя. «Испытывайте духов, от кого они» (то есть от Бога или от дьявола они пришли) – предупреждает Апостол Павел. Методы психологической войны, которые сейчас ведутся через СМИ, к прискорбию, используют методы шаманов: например, сериал о Гарри Потере, школы шаманов, которые открывают сейчас даже в университетах, эзотерические курсы по «расширению сознания», – это прежде всего не удачные бизнес-проект, а кампания по внедрению в сознание идей магии. Дети, выросшие на подобных книгах, а не бабушкиных сказках, будут обезоружены против всякой чертовщины! Потому что в народных сказках чудо – награда за добрый и бескорыстный поступок героя, а не магическое действие. Взрослые же получают ложное представление о таких важнейших вещах, как устройство невидимого мира и способы сообщения с ним. По авторитетным свидетельствам, все, кто пытается самостоятельно открыть из любопытства, гордыни или по иным мотивам «двери в невидимое» встречает исключительно духов зла, выступающих в разных, зачастую весьма привлекательных обличьях. Из житий святых мы знаем, что они могут даже принимать образ Иисуса Христа. Поэтому при встрече с ними (например, НЛО, «барабашки», «махатмы», которых видят последователи Рерихов и Блаватской, и т.п.) самое разумное побороть естественное любопытство и уклониться от всяких контактов. В противном случае лучшим для вас исходом будет помрачение рассудка, а худшим — одержимость.
Из прошлого мы должны взять не заблуждения, а свет Христианской Веры, которая есть «путь, истина и жизнь»!
[1] Басилов В.Н., «Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана», М., «Наука», 1992 г., с.109-110.
[2] Самое простое и убедительное доказательство реальности злых духов, бесов или «нечистой силы» - симптомы «белой горячки», которую в русском народе очень точно называют: «допился до чертиков». Если все больные в этом состоянии видят отвратительных и злобных существ, то назвать это массовой галлюцинацией невозможно. Следовательно, они действительно существуют.
[3] Смоляк А.В., «Шаман: личность, функции, мировоззрение», М., «Наука», 1991, с.37, 39.
[4] Басилов В.Н., с.110-111.
[5] Смоляк В.Н., с. 40.
[6] Басилов В.Н., с.121.
[7] Басилов В.Н., с.16.
[8] «Труд», 17 авг.2007 г.
[9] Калмет А., «Тайны загробного мира: явление ангелов, злых духов и отшедших душ и отношение их к живым людям», М., 1877, с.69.
Поделитесь им также в социальных сетях!