Места: Восток
Смыслы: Via - est vita
МЬЯНМА: ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
Тихий щелчок, срабатывает затвор фотоаппарата, и я присваиваю себе кусочек Мьянмы. В руке старухи потухшая белая черута. Такие курят только пожилые женщины. У меня тоже есть черуты, но мужские. Небольшие зеленые, и я в полном восторге от них. Эти знаменитые бирманские сигары, обладающие прекрасным вкусом и ароматом, каждая из которых делается вручную, являются предметом контрабанды. После переправки в Таиланд их цена многократно возрастает.
Возможно, старуха ждет туристов, чтобы немного заработать как фотомодель, но не исключено, что она просто отдыхает или медитирует. В Мьянме люди охотно позируют и редко просят за это деньги. Ни пастушку, ни мальчикам монахам такое не пришло в голову. Скорее всего, пастушок еще не был в монастыре. Каждый бирманский мужчина буддист проводит некоторое время в монастыре, причем прийти в него можно в любом возрасте. Минимальный срок пребывания – неделя, потом каждый волен выбирать, вернуться ли ему к привычной жизни, или стать монахом, впрочем, можно просто остаться на любой срок, не связывая себя никакими обязательствами. Существуют и женские монастыри. В них женщины, как и мужчины, бреют голову наголо, но их одежды розового цвета, в отличие от бордовых одеяний монахов мужчин.
В монастыре принимают любого. Каждый, в том числе европеец, может стать буддийским монахом, или просто жить в обители столько, сколько ему захочется. Путешествуя по Мьянме, мы не раз останавливались на ночь в монастырях. Иногда в сельских районах они играют роль клубов.Деревенская молодежь собирается в них вечерами, чтобы посмотреть телевизор, который висит сбоку от алтаря. Впрочем, статуи Будд давно привыкли к соседству с техническими новшествами, часто прямо на алтаре рядом с Буддами можно увидеть не только цветы и фрукты, но и красивые часы европейской работы. Однажды вся деревня смотрела в храме матч Челси -Тоттенхем, активно болея почему-то за Челси.В эту ночь мы смогли уснуть только по окончании футбольного матча.
Многие послушники продолжают обучение. В назначенные дни в Шведагоне, главном буддийском комплексе страны, собираются монахи из разных монастырей и сдают экзамены по пройденным дисциплинам. Буддийская традиция сильна, но Мьянма - государство светское, и по всей стране дети обучаются в школах, как минимум начальных. В селении горного племени Па-О в классе на стене висела карта мира. Россия была почему-то серо-синего цвета. Сразу вспомнилось, что стоит январь. Мы кое-что рассказали малышам, в том числе и о зиме, о том, что сейчас у нас все белым бело от снега.После этого дети стали смотреть на нас как на инопланетян.Впоследствии я спрашивал бирманцев о снеге. Некоторые знали, что это такое, они видели его на телеэкране.Возможно в будущем, кто-нибудь из этих школьников увидит настоящий снег, и даже будет играть в снежки, оказавшись в России. Между нашими странами существует договор об обучении бирманской молодежи в российских институтах.Мьянме нужны технические специалисты и более тысячи бирманских студентов учатся в России.
Племя Па-О лояльно к властям. Когда-то они тоже были в рядах повстанцев, но потом власти и Па-О пошли на компромисс, и более двадцати лет на этих землях все спокойно. Однако в штате Шан, гле живет множество народов, в том числе и Па-О, путешествовать по горам без проводника не стоит. Видимой границы между территориями контролируемыми властями и повстанцами не существует, и только местные жители знают, по каким тропам можно ходить, а какие ведут к деревням горцев борцов за независимость. Туда не стоит забредать даже местным жителям.
К таким борцам против власти относится и племя Падаунг, известное благодаря своим длинношеим женщинам. Деревни Падаунг находятся на территори повстанцев и только в Ньянгшве, на берегу озера Инле, живет небольшая группа женщин этого племени. Именно их посещают все путешественники, поскольку район этого озера является одним из туристических центров Мьянмы. Что они здесь делают неясно. Похоже, это не просто аттракцион для туристов, позволяющий неплохо зарабатывать, как в Таиланде, куда перебралось некоторое количество Падаунг в поисках лучшей жизни.Говорят, что, проживая здесь, на берегу озера, эти женщины поддерживают связи со своими родичами в горах.Классические представления Падаунг о женской красоте в первую очередь связаны с длиной шеи. Девушка, у которой шея меньше 25 см, очевидно уродлива, и вряд ли на ней кто-нибудь захочет жениться. Впрочем, уже появляются отщепенки, отказывающие надевать кольца и рассчитывающие на глобализацию. По крайней мере, так происходит у Падаунг, живущих в Таиланде.
Длинные шеи — это экзотика, даже для Мьянмы. Общие представления бирманских жителей сводятся к тому, что путь к красоте, это использование танаки, пасты из тикового дерева с добавками растительных масел.Танакой пользуются практически все девушки, часто дети, а иногда и юноши, следящие за своей внешностью.
Тиковое дерево (Tectona grandis) играет важную роль в жизни Мьянмы. Помимо того, что тиковая древесина является статьей экспорта, прекрасная резьба по нему непременно украшает стены и интерьеры храмов и монастырей. Тик используется для строительства. Его древесина устойчива против гниения и практически не повреждается насекомыми. Знаменитый мост У-Бейн в Амарапуре, бывшей столице верхней Бирмы, построен почти 250 лет тому назад из стволов тикового дерева, которыестоят до сих пор. Прогулку по мосту (именно прогулку, потому что его длина 1208 м) лучше всего совершать на заходе солнца, потому что с этого места, с моста У-Бейн, можно любоваться одним из самых красивых закатов в мире.
Тик — это крупное дерево, достигающее 40 - 50 м высоты. Диаметр стволов может доходить до 1,5 м. Основные места его произрастания находятся на севере Мьянмы.К счастью, там течет полноводная Иравади, по которой стволы сплавляют до Мандалая, а иногда и до Пагана. Между этими городами ходят комфортабельные пассажирские суда, плавание на которых украшает любую поездку в Мьянму. Залитые туманом луга и бело-золотые храмы на высоких берегах неожиданно напоминают русские пейзажи, тем более что в январе довольно прохладно. Берега реки часто безлюдны, но около поселений всегда кипит жизнь. Женщины стирают белье, купаются дети, мужчины ловят рыбу, приходит на водопой скот.
На Иравади способы лова вполне обычны, чаще всего используются сети, а вот на озере Инле рыбаки производят сильное впечатление. Утром на глади туманного озера, еще сливающегося на горизонте с небом, появляются тонкие черточки лодок, увенчанные крупными прозрачными конусами. Сделанные из бамбука и обтянутые прозрачной сеткой эти ловушки устроены по типу нашей верши. При этом у рыбака, стоящего на носу или корме лодки, одно весло и гребет он, обвив его ногой.
Жители Инле настоящие озерные люди. Дома, храмы, мастерские построены на сваях, и часто со всех сторон окружены водной гладью. Даже грядки с овощами плавают на поверхности озера. Покрытые плодородным илом плетеные маты с бортами крепятся на шестах, после чего грядка готова. На таких огородах прекрасно растут помидоры, фасоль, огурцы и другие овощи. Впрочем, не только они. Бирманцы любят цветы и часто выращивают их как для себя, так и для продажи на рынках, так что нередко среди озера можно встретить плавающую грядку цветущих астр.
Не остаются без внимания и дары природы. До сих пор местные жители продолжают делать ткани из листьев лотоса. Вполне естественно, что и на самом озере, и по его берегам много храмов и пагод, некоторые из них обладают глубоко чтимыми буддийскими реликвиями.
Однако главная святыня находится в Мандалае в пагоде Махамуни. Это статуя Будды Гаутамы. Легенда говорит, что сам Сиддхартха Гаутама позировал при ее создании, хотя историки считают, что статуя была отлита много лет спустя после его смерти. Как бы там ни было, это единственное место в Мьянме, в котором религиозное чувство концентрируется настолько, что практически материализуется. К статуе стекается масса паломников, но подняться непосредственно к ней могут лишь мужчины. Женщинам приходится созерцать святыню, расположившись внизу, в то время как мужчины прикрепляют к статуе тончайшие пластины сусального золота. Уверяют, что золотой панцирь статуи имеет толщину 16 см. Правда, на лицо наносить пластины запрещено.
Каждое утро монахи омывают лицо Будды и собирают эту воду в специальные сосуды. Не знаю, почему мы удостоились такой чести, но нам предложили выпить воду после омовения Будды, что тут же и сделала одна из участниц поездки. Без сомнений, она улучшила свою карму, но в тот момент, больше чем о карме я думал, сможет ли она продолжить путешествие.К счастью, никаких проблем со здоровьем не возникло. Остальные тоже совершили хороший поступок. Рядом с храмом располагается множество продавцов, торгующих мелкими птичками. Многие паломники покупают их, чтобы отпустить на волю. Такой поступок улучшает карму.Мы поступили также.
В этом же месте можно увидеть три крупных бронзовых скульптуры из камбоджийского Ангкора и огромный макет буддийского мира, который без сомнений уникален. Глядя сверху, с балкона, на гигантских размеров карту, выполненную весьма реалистично, узнавая Монголию, Шри Ланку и другие буддийские страны, поражаешься эскалатору, ведущему из Тибета вверх в Шамбалу, висящую над Гималаями. Эскалатор работает, ступени двигаются, а по бокам сверкают гирлянды светящихся разноцветных лампочек.
Многие места стоит посетить в Мандалае и его окрестностях, в том числе вторую святыню буддизма, пагоду Кутходо, в которой находится самая большая в мире каменная книга. На ее территории расположены 729 павильонов из белого мрамора, внутри каждого из которых помещен камень с текстом. В совокупности на этих камнях полностью записан основной буддийский трактат Трипитака (Три корзины). Особенно полезным визит будет для специалистов, владеющих пали, так как текст написан на этом языке.Великолепный вид на комплекс открывается с расположенного неподалеку холма, носящего то же название, что и город. Согласно преданию, когда-то здесь стоял Будда Гаутама. Протянув руку, он указал место, где раскинется чудесный город. Надо ли говорить, что речь идет о Мандалае...
Через какое-то время с холма все-таки стоит спуститься, чтобы добраться до Пагана и увидеть прекрасно сохранившуюся столицу некогда блистательного царства. Один из путешественников, чьи впечатления от посещения Мьянмы изложены в интернете, очень точно описал это место. Действительно, если соборы всей Европы собрать воедино, то получится город, похожий на Паган. Храмы расположены внутри излучины Иравади на большой территории, поэтому лучше нанять извозчика, он же будет вашим гидом, поудобнее устроится в коляске запряженной лошадкой, и целый день, а лучше два или три, спокойно разъезжать по красивой местности похожей на саванну, среди которой и располагается древняя столица.
Сами храмы разнообразны по архитектуре, многие имеют верхние террасы. Поднявшись на них, можно долго любоваться панорамой прекрасного города. В некоторых храмах сохранились старинные фрески. Самые ранние датируются XII веком. Кроме фресок внутреннее пространство, естественно, наполнено разнообразными статуями Будд. Особенно впечатляюще выглядят Будды в знаменитом храме Ананды. В глубоких нишах можно увидеть огромные мерцающие темным золотом статуи Будды Гаутамы и трех предыдущих Будд, посетивших наш мир.Согласно буддийским источникам, последнему Будде предшествовало множество Будд, из которых наиболее известны шесть последних.
Буддисты убеждены что каждый из них оставил материальные следы своего пребывания на земле.Больше всего реликвий сохранилось, естественно, от последнего, однако Мьянме повезло, именно здесь находится единственное место в мире, в котором собраны реликвии, принадлежавшие четырем Буддам. Чаша Какучханды, покров следующего, Конагаманы, посох явившегося затем Кассапы и восемь волосков последнего, Гаутамы, хранятся в Шведагоне, главном буддийском центре страны, расположенном в Янгоне.
Шведагон это грандиозный комплекс зданий, построенных вокруг гигантской ступы напоминающей золотой колокол. Завершается она золотой сферой и флагом, инкрустированными тысячами бриллиантов, сапфиров, рубинов и других драгоценных камней. Правда, размер ступы настолько велик, что разглядеть все это великолепие весьма сложно, впрочем, золотые покрытия и зеркальные мозаики окружают посетителей Шведагона в любой его точке.
Другим глубоко почитаемым местом является так называемый "Золотой камень". Многочисленные паломники преодолевают серьезные трудности, чтобы добраться до него и увидеть огромный валун, залипший на краю обрыва и готовый упасть в любую секунду. На его вершине расположена маленькая золотая ступа, а сам камень целиком покрыт сусальным золотом. В ступе находится волос Будды Гаутамы, который как считается, позволяет камню демонстрировать чудеса эквилибристики. Глядя на этот памятник, совместно созданный природой и человеком, понимаешь, что для того, чтобы не сорваться в пропасть, нужно иметь внутри некую святыню. Об этом стоит подумать. Я нахожу место, откуда хорошо видны и сам камень, и ущелье, заросшее внизу буйным тропическим лесом. Начинается закат. Достаю небольшую зеленую черуту...
Поделитесь им также в социальных сетях!