Места: «Муза дальних странствий»
Смыслы: Помощь и служение
Иванов Иван Олегович,
кандидат исторических наук,
президент Клуба друзей Катара
Автор мультимедийного проекта "Дети империи",
ветеран ТАСС
При участии
Юренко Юрия Юрьевича,
ведущего специалиста Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ,
стажера Института Африки РАН
Когда обращаешься мыслью к Африке, на ум приходит такая метафора: красивейшая красная роза, она ассоциируется с европейской культурой, и фантазийная орхидея, которая напоминает об африканской цивилизации. Но у розы есть шипы, которых нет у орхидеи. Роза это и античный мир, и христианство, и Возрождение, и великие искусство и философия XVIII, XIX и XX веков. Но и в Африке есть древняя культура, которая начинается еще с египетской цивилизации, потом - царство Аксум с царицей Савской, древняя Эфиопия, затем города-государства Западной Африки, суахилийские города-государства в Восточной Африке...
В ХХ веке в Африке был такой великий человек — его звали Леопольд Седар Сенгор, он был первым президентом Сенегала, отцом независимости. Он был не только политическим деятелем, но и великолепным поэтом и философом. Разработал стройную теорию негритюда. Его главный тезис «Черное — это красиво». Но в отличие от нынешних адептов он ни коим образом не отрицал ни европейские достижения, ни тем более общемировую цивилизацию и культуру. Он считал, что все культуры могут сосуществовать в гармонии, дополняя друг друга.
Я думаю, что главной проблемой современного мира стали межрасовые, межнациональные и межконфессиональные отношения, которые обострились до самой крайней степени. Я никогда не делил людей по цвету кожи и не оценивал их по разрезу глаз, языку, по религиозному, этническому или национальному признакам. Для меня всегда было важно, что из себя представляет каждый человек, что он думает, что несет в этот мир. Я считаю, что любой расизм отвратителен, как белый, так и черный.
Про белый расизм у нас написано гораздо больше. И тому есть причины. Скажем, времена работорговли — это была катастрофа для Африки и её жителей. Половина рабов умирали на европейских каравеллах, еще не добравшись до Нового Света. Там их ждали горе и насилие. В Африке был колониализм в самых ужасных проявлениях. Так в Бельгийском Конго, когда королем был Леопольд, африканцам, которых насильно заставляли работать на каучуковых плантациях, отрубали руки, если надсмотрщик решал, что невольник плохо трудился.
А еще один чудовищный факт — геноцид чуть позже этого в Юго-Западной Африке. Германский колониализм был одним из самых жестоких, и для того, чтобы освободить землю для белых поселенцев, каратели их кайзеровской Германии истребляли людей из народов нама и гереро. В общей сложности тогда они уничтожили свыше двухсот тысяч человек, включая женщин, стариков и детей.
Но есть проявления и черного расизма. Эта история приключилась со мной в одной из африканских столиц. Мой очень близкий старший друг, представлявший "Совэкспортфильм", позвал меня в кино, чтобы мы вместе посмотрели на нигерийский кинематограф. Мы приехали к шикарному кинотеатру в центре города, зашли туда и начался фильм. Сюжет был прост как банан: несколько белых подонков насилуют молодую африканскую женщину, а потом её братья мстят им и жестоко их убивают. Вот и все, больше не распишешь. Когда мы выходили из кинотеатра, то увидели искры ненависти во взглядах зрителей, которые вместе с нами смотрели картину. Мы ускорили шаг и быстро заскочили в свой автомобиль, дали по газам, а нам во след полетели камни, бутылки и палки. Если бы мы тогда не уехали, то, возможно я бы всего этого сейчас и не писал.
И еще, конечно, необходимо сказать о Black lives matters (BLM), тут тоже все доведено до полного абсурда. Отрицание всего европейского. В императивной форме заявляется, что африканцы превыше всего, а белые, причем все, расисты и угнетатели. Но американцы не были бы американцами, если бы не выстроили на этой истории прибыльную финансовую схему. Активисты движения обращались к ведущим корпорациям США, и те перечисляли деньги в фонд BLM. На эти деньги во Флориде за 8 млн. долларов лидеры движения купили себе штаб-квартиру. Это тетушки, афроамериканки, естественно, сейчас прекрасно живут в свое удовольствие на комфортабельной вилле. Они вышли из каких-то бедняцких районов, а сейчас ни в чем себе не отказывают. Просто бизнес, монетизировали модный тренд.
Н.И.Вавилов
Россия никогда не занималась работорговлей и в этом наша сила. Африканцы это знают, помнят и нас за это тоже ценят. Не было у России и колоний в Африке. И всегда, начиная с эпохи Петра Первого и Ганнибала, в нашем обществе не было расовой предубежденности.
В наших отношениях с Африкой очень большую роль играет ментальная и духовная близость. С обеих сторон проявляется «мягкая сила», которая способствует нашему сближению. Одно из реальных проявлений этой «мягкой силы» - это укрепление позиций Русской православной церкви в Африке. Дело в том, что африканцы, они, как и россияне очень чтут семейные ценности, традиционные духовные ценности и истинную, созидательную культуру, нормальное взаимоотношение полов, семейное воспитание детей. И потому очень многие на континенте отворачиваются от тех западных течений в религии, которые разрешают браки между мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной, трансвеститов и все прочие подобные вещи, которые коренным образом противоречат древним религиозным традициям.
За последние два года значительное развитие получила структура Патриаршего экзархата Африки (Русская православная церковь), открытая 29 декабря 2021 года и за это время сумевшая окрепнуть и вырасти. Общее число православного духовенства составляет уже более двухсот человек. Появление Патриаршего экзархата на континенте связано и с конфликтом в православно-христианском мире, обусловленным поддержкой греческими церквями так называемой Православной церкви Украины, которая по сути стала инструментом геополитического влияния США. Вместе с этим, за время существования Экзархата очевидным стал и нарастающий поток переходов в православие африканских католиков и протестантов, недовольных «гендерными нововведениями» Ватикана и англиканской церкви.
Интересно, что структуры Русской православной церкви в странах Африки в том числе опираются на российские культурные центры и посольства. Так известно, что священники из Танзании были массово направлены церковью для изучения русского языка в Русский Дом в Дар-Эс-Саламе, а плату за обучение внесли административные структуры экзархата. Ярким положительным примером участия русского православия в жизни местных сообществ является и то, что в городе Бимбо (Центральноафриканская Республика) открылась общеобразовательная школа во имя преподобного Сергия Радонежского. Основателем образовательного учреждения стал выпускник пастырских курсов в Москве протоиерей Сергий Воемава.
Огромную роль в укреплении наших связей с Африкой сыграла русская литература. На африканские языки переводили и переводят Александра Сергеевича Пушкина, Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова и многих-многих других наших писателей и поэтов.
Смешная история, связанная с русской литературой и театральным искусством, однажды произошла со мной на Мадагаскаре. Мы пошли на премьеру пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголя, которую ставили в драматическом театре Антананариву. В этом театре по тем временам была очень сильная труппа. Авторы постановки немного модернизировали произведение, наделив героев малагасийскими именами. Я выхожу из зрительного зала, ко мне подходит хороший друг — молодой продвинутый журналист из престижной на острове газеты и спрашивает: «А когда же Гоголь был на Мадагаскаре? Это же про нас написано. Это же все про нас... Он точно не мог нигде это подглядеть, кроме как на Мадагаскаре». Вот оно великое слово, великого русского языка. А в Адис-Абебе — столице Эфиопии ко всему прочему поставили прекрасный памятник Пушкину. Там почти все время лежат живые цветы. Относительно новой сферой взаимопроникновения культур России и Африки все надежнее становится изобразительное искусство, переживающая невиданной подъем на континенте. Все большее числа художников и скульпторов из Африки приобретают известность в мире, они участвуют в самых престижных аукционах. В нашей стране продвижением этого прекрасного искусства стала такая уважаемая структура, как GATINGO ART. И здесь просто невозможно не отметить роль тонкого знатока культуры Африки Татьяны Тудвасевой.
Фото Павла Мыльцева, корр.ТАСС в Хараре
Очень важно, что сейчас в Африке трудится более 100 тыс. выпускников российских и советских вузов и военных училищ. Многие из них занимают самые высокие позиции в своих странах — некоторые из них стали президентами, очень многие — министрами. В Африке очень ценится наше образование. Выпускники всегда находят хорошую работу. Сейчас наша страна взяла курс на расширение потока африканских студентов и аспирантов в Россию. Для нас это тоже не просто какая-то профанация или благотворительный проект, это хороший рынок качественного образования. Многие африканские студенты учатся по государственным стипендиям, но сотни и даже тысячи студентов сами платят за то образование, которое они получают в России.
За прошлый год на континенте ведущими университетами России (Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет, РУДН им. Патриса Лумумбы, Ярославский педагогический университет и многие другие) открыты многочисленные Центры открытого образования на русском языке для подготовки абитуриентов к учебе в наших вузах. Вместе с вузами Африки открываются программы академической и преподавательской мобильности, кратно выросли квоты на получение образования в России. Так в случае с Гвиней число студенческих стипендий выросло в 9 раз. Взрывной рост и у технологий дистанционного образования, так РУДН запущен полноценный цифровой подготовительный факультет для африканских абитуриентов.
Большую роль в продвижении изучения русского языка и культуры России играют Русские Дома в Браззавиле (Республика Конго) и Дар-Эс-Саламе (Танзания), также идет работа по открытию новых центров. А в середине января этого года в Уагадугу (Буркина-Фасо) начал активно работать негосударственный Русский Дом.
Русский язык становится все более популярным в Африке, ради этого работают специалисты, которые посвятили всю свою жизнь этому благородному делу. "Отмечу, в первую очередь, представителей Русского Дома в Дар-Эс-Саламе, которые очень много сделали для развития преподавания русского языка, - сказал нам знаток Африки, писатель, антрополог, путешественник Игорь Сид. - Рифат и Мария Патеевы. в течение многих лет работали в Танзании. Рифат Кадырович возглавлял Русский Дом (Российский центр науки и культуры), его супруга была заместительницей, через несколько лет они поменялись ролями, а сейчас окончательно осели в Танзании. Рифат переводил на суахили сказки Пушкина, но он не считает себя профессионалом, так как суахили для него все-таки не родной язык, хотя и владеет он им великолепно. Итог на сегодня — вышедшие в прошлом году 4 книги".
Таких центров было много до начала 90-х. Потом их закрыли. Но в самое последнее время они начинают восстанавливать свои позиции.
Если говорить глобально, то очень мощный импульс нашим отношениям предали петербургские встречи на первом и втором Саммитах «Россия-Африка». Это реальная работа, это реальные проекты, это реальные деньги и это продолжение давней истории дружбы, которая действительно очень давняя. Начну я издалека — еще Петр I посылал свое посольство на Мадагаскар. Из Петербурга вышло судно, капитан которого и офицеры везли грамоту об установлении отношений с королем Мадагаскара. Но, к сожалению, император скончался, а экспедиция к этому моменту успела дойти только до Кронштадта. Там её развернули и позже направили воевать со шведами и турками.
Потом была другая очень светлая история в наших отношениях с Африкой — участие русских добровольцев в борьбе против англичан в Трансваале. Многие русские офицеры и казаки отправлялись добровольцами в Трансвааль и дрались там за свободу бурских республик, которые не хотели подчиняться британскому диктату. Есть даже любимая людьми песня «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне». Это были очень душевные и хорошие отношения.
Потом Н.С. Гумилев — наш великий поэт - был путешественником, воином, разведчиком и работал в Эфиопии. В сети есть книга моего учителя академика РАН Аполлона Борисовича Давидсона, которая называется «Гумилев: поэт, путешественник, воин». Вы можете с ней ознакомиться — это очень хорошо написанная книга, в которой очень богатая фактура, основанная на научных источниках.
Ну и, конечно, в Африке помнят и чтут ту огромную помощь и поддержку, которую оказал СССР в сложнейшем деле деколонизации и обретения независимости странами континента. А позже именно Москва сыграла важнейшую роль в демонтаже режима апартеида в Южной Африке и перехода этой важнейшей страны к демократии.
В недрах континента есть вся таблица Менделеева. И в наши дни Африка стала ареной жесточайшей борьбы за ресурсы, деньги, власть и влияние. В ней участвуют самые разные игроки. Помимо традиционных — бывших колониальных держав, Америки, Китая, к ней подключаются Бразилия, Южная Корея, нефтедобывающие монархии Персидского залива, Индия. Они все работают в Африке. Борьба идет жестокая. Причем происходят даже столкновения между теми силами, которые вроде бы должны сотрудничать между собой.
Расскажу одну историю, которую мне поведал дипломат, долгое время работавший в Габоне. В реальности это совершенно профранцузская страна, где Омар Бонго был многолетним президентом, а все богатства недр выкачивала Франция. Там нефть, газ и много других полезных ископаемых. Американская компания-гигант MOBIL послала свою миссию, чтобы устанавливать связи и чтобы чуть-чуть потеснить союзников французов, а там давно работали Elf Aquitaine и Total. Представители американской компании остановились в лучшем отеле в Либревиле (столица Габона), через три дня все шесть человек, отправленные из MOBIL, были найдены у себя в номерах с простреленными головами. После этого подобную попытку предпринял EXXON (сейчас это одна компания, а тогда были две разные), тоже с таким же результатом, после чего американцы решили, что им в Габоне делать нечего.
Сейчас очень любопытная ситуация развивается на Западе Африки. Недавнее сообщение на сайте burkina24 было о том, что подписано межгосударственное соглашение о создании военного оборонительного блока между Мали, Буркина-Фасо и Нигером, а затем было еще и сообщение, что эти три страны выходят из состава ЭКОВАС. ЭКОВАС — это региональная структура, очень сильная и влиятельная, но настроенная профранцузски, прозападно. После переворотов в трех странах ЭКОВАС угрожало им вторжением.
Это, конечно, все очень сложно, но самая смешная история приключилась как раз с моим любимым Габоном. Там тоже был военный переворот и, когда восставшие захватили дворец президента они нашли в его покоях огромные тюки, в которые были запакованы банкноты по 100 евро. То есть бывший президент Габона просто собирал деньги у себя в комнатах.
Фото Павла Мыльцева, корр.ТАСС в Хараре
Для прояснения ситуации, также необходимо сказать несколько слов о китайской политике в Африке. Западные политологи, которые вовсе не рады китайскому проникновению на континент, пишут о "красно-желтом поясе". Мол Китай — это якобы новый колонизатор, что он создал пояс между Намибией, Зимбабве, Демократической Республикой Конго, Суданом и выкачивает ресурсы, эксплуатируя жителей. Но важно понимать, что Китай работает не так, как работает Запад. Он очень много дает и строит: дороги, стадионы, госпитали, другие социальные объекты. Китайские компании, конечно, работают не из благотворительных соображений и тоже имеют свою прибыль, но они не все себе забирают. Что-то ценное достается и африканцам. Китайские корпорации также занимаются и подготовкой кадров, а в нескольких странах Юга Африки юань уже ходит как платежное средство.
Фото Павла Мыльцева, корр.ТАСС в Хараре
Для успешной работы в Африке людям нужна четкая, ясная и проверенная информация. В этом плане китайское информационное агентство Синьхуа показывает яркий пример того, как надо действовать — ныне в Африке работает почти 100 корреспондентов во всех странах.
ТАСС когда-то также обладал там большой сетью, когда ведущее отечественное агентство входило в пятерку главных информационных агентств мира. В ту пору у нас в Африке было 40 корреспондентов, которые работали в 24 корпунктах и отделениях. Руководил ими великий человек, мой учитель, Владимир Алексеевич Корочанцев, который научил меня бережно работать с русским словом. Им написаны более 30 книг по Африке, России и Франции. Ему сейчас 89, но он продолжает писать. Это воспоминания, которые все мы очень ждем.
А ТАСС восстанавливает свои позиции. Уже открыты отделения в Хараре и в Найроби, открываются в Сенегале и Тунисе.
Корпорации-лидеры российского бизнеса все активнее входят на континент. Алроса, ВТБ, Русал, Роснефть, Росатом, Лукойл, Яндекс и большое число меньших по размерам фирм. Это экономическое развитие поддерживается также и тем, что можно назвать «силовой составляющей», то есть укреплением наших контактов по линии Министерства обороны РФ, по линии Рособоронэкспорта, чью продукцию всегда любили в Африке, потому что она очень качественная и простая в обслуживании. Подписываются новые соглашения в военной области. И даже появилась новая очень важная структура, которая называется «Африканский корпус». Координацией его деятельности занимается генерал-полковник Юнус-Бек Евкуров (заместитель Министра обороны Российской Федерации). Если Вам интересно, то странички корпуса есть в социальных сетях.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.