Места: «Муза дальних странствий»
Смыслы: Научные искания
«Попроси меня азиат дать определение Европы, мне придется ответить так: «Это часть света, пребывающая во власти невероятного заблуждения, будто человек создан из ничего, а его нынешнее рождение — это первое вступление в жизнь».
Артур Шопенгауэр.
Иван Айвазовский. 1864 г. "Сотворение мира"
Для основной части представителей европейской цивилизации свойственно двоемыслие, фрагментированная картина мира, совмещающая в себе взаимопротиворечащие логические следствия. Остающаяся меньшая часть находится в состоянии решительного мировоззренческого раскола, напоминающего противостояние «тупоконечников и остроконечников» Джонатана Свифта. Представители противостоящих мировоззрений рассматривают свое как безусловно научное, а мировоззрение своих оппонентов как очевидно архаичное. Остаться в стороне от этого противостояния невозможно, так как человек не способен постигать себя, не постигая этот мир в целом. Базовые основания системы взглядов на природу и человека лежат на физическом уровне организации материи, на котором определяющей позицией является концептуальное понимание феномена вакуума.
Первое мировоззрение, именуемое ньютоновско-картезианским, воспринимает вакуум как отсутствие материи, под которой подразумевается в первую и главную очередь вещество. В этом понимании вакуум – пустое пространство без материи и, соответственно, это принципиально разнокачественные самостоятельно существующие феномены. Это воззрение уподобляют картезианскому разделению материального и идеального. Но нужно уточнить, что и очень религиозный английский математик, физик, астроном и богослов Исаак Ньютон, и веровавший в Бога французский философ, математик, создатель механицизма в физике Рене Декарт протестовали бы против такой вульгаризации их воззрений. Например, Декарт категорически не признавал существования пустоты и неделимости атомов, критиковал атомистов. Так, для объяснения явлений магнетизма, электричества и тяготения Декарт выделил специальный класс невидимых «тонких материй», так как в его представлениях нет явления без субстанции, что абсолютно верно. Иными словами, сами они были представителями альтернативного мировоззрения, но кому это теперь интересно? С их именами связано становление классической механики и идейные атомисты-вещественники, мыслящие мироздание в образах классической механики, используют их имена как символ очевидной научности собственных воззрений, абсолютно не рефлексируя по этому поводу.
Второе мировоззрение, обычно именуемое релятивистским, рассматривает вакуум как изначальную базовую форму существования материи, содержащую в себе в качестве потенции все возможные формы ее существования. Американский физик Хайнц Рудольф Пейджелс, автор книг: «Космический код: квантовая физика как язык природы», «Совершенная симметрия: в поисках начала времени», «Мечты о разуме: компьютер и рост наук о сложности» писал: «Современная физика утверждает, что вакуум — это первооснова всей физики. Все когда-либо существовавшее или могущее существовать уже присутствует в этом небытии пространства… и это небытие содержит в себе все бытие». Для представителей этого мировоззрения мировоззрение ньютоновско-картезианское архаично, так как научная парадигма классической механики не смогла еще в конце XIX века должным образом вместить в себя достижения электродинамики, а современные физика микромира и космогония взрывают эту парадигму как воздушный шарик. Но вместе с ней они взрывают также и бытовое мировосприятие, а оно крепко своей массовостью и преодолеть его установки крайне сложно. Поэтому релятивистское мировоззрение все еще удел лишь части образованного сегмента общества. Для представителей атеистического по своей сути ньютоновско-картезианского мировоззрения архаично наоборот релятивистское мировоззрение, так как оно воскрешает идею Творца и акта Божественного творения, а наука и религия, по их мнению, находятся в непримиримом противостоянии.
Действительно, мнение о том, что физический вакуум (не путать с техническим) – вся материя во всей ее полноте, включая и мир вещественных феноменов самым непосредственным образом коррелирует как с христианским учением о сотворении Мира из ничего, так и с учениями религий Востока. Первая из четырех фундаментальных истин, начертанная по легенде на могиле Христиана Розенкрейца: «Пустого пространства не существует». Осужденный после своей смерти Ватиканом и им же реабилитированный в ХХ веке христианский немецкий мистик и богослов XIII века Мейстер Экхарт сформулировал эту мысль так: «Небытие Бога наполняет весь мир: Он пребывает везде и нигде». Современный ему исламский богослов-суфий, персидский поэт-мистик Джалал ад-Дин Мухаммад Балхи Руми писал: «Небытие нетерпеливо кипит, ожидая возможности стать бытием… ибо кладезь и сокровищница творения Божьего есть не что иное, как небытие, обретающее явленность». Очень трудно не увидеть образное описание флюктуирующего вакуума современных физических представлений. Их современник каббалист Азриель Геронский: «Возможно, вас спросят: “Как Бог из небытия сделал бытие? Неужели нет огромной разницы между бытием и небытием?” Ответ на это таков: “Бытие присутствует в небытии, выражаясь в форме небытия, а небытие присутствует в бытии, выражаясь в форме бытия”. Небытие есть бытие, а бытие есть небытие». Через сто лет каббалист Давид Бен Авраам хе-Лаван написал: «Небытие является более существующим, чем все, что существует на свете. Но поскольку оно просто, а все самое простое по сравнению с самой простотой сложно, то оно зовется Айин». Индуистская Мундака-упанишада учит: «Как равные друг другу искры тысячами возникают из пылающего огня, так, дорогой мой, разные творения возникают из непреходящего и вновь возвращаются в него». Алмазная сутра буддистов начинается словами: «Форма есть пустота. Пустота есть форма. Форма не что иное, как пустота; а пустота нечто иное, как форма. <…> Подобно этому ощущения, восприятия, построения ума, сознание также суть пустота». Китайский даос Лао-цзы в книге «Дао-дэ цзин» написал:«Прежде чем родилась Вселенная, было нечто бесформенное и совершенное. Оно безмятежно. Пусто. Единично. Неизменно. Бесконечно. Существует вечно. Оно — матерь Вселенной. Не ведая лучшего названия, я назову его Дао, Путь. Оно протекает через все сущее, внутри и снаружи, и возвращается к истоку всего сущего». Наконец, можно вспомнить таитянскую легенду о сотворении Мира: «О пустота, в которой нет земли, о пустота, в которой нет неба, о туманное, бесполезное пространство, Вечное и безвременное. Стань миром, явись!».
Английский физик Поль Адриен Морис Дирак, один из основоположников квантовой механики и «отец» теоретических представлений об антиматерии, описывает процесс творения материального мира следующим образом: «Вся материя сотворена из некоего тончайшего субстрата, и <…> творение материи оставляет в этом субстрате «дыру», которая проявляется как антиматерия. Описание данного субстрата как материального неадекватно, поскольку он однородно заполняет все пространство и не существует методов, какими его можно было бы обнаружить. Но именно он является той исключительной материальной формой ничто, из которой создана материя». Швейцарский философ-метафизик Фритьоф Шуон в ХХ веке выразил эту мысль так: «Вселенная — это сон, сотканный из снов, — бодрствует одна самость». Крупнейший английский философ и математик Альфред Норт Уайтхед именовал веру в устойчивое существование отдельных материальных объектов: «Обманчивость мнимой плотности». Тут уместно вспомнить слова Будды: «Истинно говорю вам, что это человеческое тело заключает в себе весь Мир, и его возникновение, и его исчезновение». Этому же учил и Руми: «Святой знает, что всеми надеждами, желаниями, любовью и привязанностью, которые люди испытывают ко всему окружающему: к отцам, матерям, друзьям, небесам, земле, дворцам, наукам, ремеслам, еде и питью — они взыскуют Бога, а все эти вещи — лишь покровы. Когда люди покидают сей мир и видят Господа без этих покровов, они узнают, что все, с чем они сталкивались в этом мире, было покровом, и что в действительности объектом их желаний было Единое».
Можно представить, как воспринимают сказанное выше носители ньютоновско-картезианского мировоззрения. Как инструмент науки это мировоззрение ограниченно, как основание для всеобъемлющего понимания мироустройства на всех его уровнях – оно безнадежно устарело, застряв в XIX веке. Но как обыденное миросозерцание оно продолжает доминировать, в том числе в среде узкоспециализированных научных работников, не проявляющих интереса к отраслям знания, не являющихся предметом их непосредственной деятельности. Наисовременнейшие физика микромира и космология в своих результатах смыкаются с древнейшими религиозными и космогоническими представлениями и это обстоятельство внутренне отторгается значительной частью современного общества, живущего обыденными представлениями практического опыта и не способными посмотреть шире на уже известное о мироустройстве. Все это самым существенным образом проявляется в сфере понимания и истолкования природы психологических процессов. Английский философ XVII века, сторонник эмпиризма и пропагандист сенсуализма Джон Локк сформулировал принципиальную аксиоматическую позицию: «В разуме нет ничего такого, чего бы прежде не существовало в органах чувств». Он постулировал, что люди рождаются без врождённых идей и их сознание не может содержать ничего, что предварительно не получено их чувственным восприятием. Достоверные истины согласно Локку разум получает через вывод из других истин посредством логических дедуктивных и интуитивных операций. Соответственно, сложные идеи рассудок вырабатывает из идей простых, а они - из опыта. Соглашаясь с Декартом в том, что явление немыслимо без субстанции, а субстанция не может познаваться сама по себе без ее опытного восприятия, Локк сделал вывод, что не имеющая собственной субстанции информация возникает в разуме человека посредством обработки мозгом сигналов, поступающих от органов чувств. В этом и заключается суть сенсуализма – термина, производимого от латинского слова «sensus» - восприятие. Декарт постулировал, что душа и тело представляют собой независимые самостоятельные начала. Соответственно, в ньютоновско-картезианской интерпретации этого положения информация принципиально не материальна и в человеческом разуме не может быть ничего, что не возникло в мозге и не имеет отношения к процессам, протекающим в мозге. Сознание – продукт мозга и только мозга. Никакой информации, полученной вне органов чувств и существующей вне деятельности мозга, не может быть в принципе. Из этой логики следует, что информационные структуры вне мозга людей не существуют и являются просто словами, за которыми не существует никакой реальности, в том числе никаких эгрегоров и никаких архетипов. Для представителей релятивистского мировосприятия фундаментальной реальностью обладает единое физическое поле Вселенной, которым и является физический вакуум. Атрибуты физических полей, уже известных и еще не открытых – энергия и информация. Вещество – тоже определенным образом организованные физические поля, т.е. энергия и информация. Соответственно, и энергия, и информация могут существовать в организованном виде вне мозга человека и познаваться в том числе вне прямого органолептического опыта методами интроспекции — самонаблюдения без использования технических устройств.
Разбираясь с противопоставлением научного и ненаучного, невозможно не коснуться языка науки, ее понятийного и логического аппарата. Язык воздействует на понимание, а наука использует обыденный разговорный язык, в который лишь вкраплены элементы специфического понятийного аппарата. О точном содержании последнего надо договариваться, так как некритическое отношение к словесным формулам ведет к возникновению проблем концептуального характера. Так, неосознаваемая редукция понятия «материя» до понятия «вещество» ведет к тому, что большая часть именующих себя материалистами на деле являются вещественниками, для которых вещество является тотальной реальностью, а физические поля – вторичными феноменами, создаваемыми вещественными объектами. Для психологических наук, оперирующих описательными языковыми формулами (образами), это очень серьезная проблема. Американский психолог Майкл Ламберт предложил провести разграничение между метафорическим и научным языком, так как первый использует визуальные или аудиальные образы, а второй рационален и концептуален. Юнг именовал их «фантазийным» и «направленным» и указывал на личное предпочтение исследователями или метафорического, или научного языка, при котором они не могут применяться в равной мере. Британский аналитический психолог Джудит Хаббэк в работе «Польза и вред аналогий» обосновывает, что создание аналогий - не просто вербальная артикуляция в целях улучшения понимания, но фундаментальная умственная деятельность. При этом она цитирует французского философа Клода Леви-Стросса: «По сравнению с естественными науками, мы, с одной стороны, получаем некоторое преимущество, а с другой - терпим неудобство: мы находим наши эксперименты уже готовыми, но они оказываются неконтролируемыми. Отсюда понятно, почему мы пытаемся заменять их моделями».
На уровне аксиоматики повторяемость в опытном исследовании декларируется как отличие научного от ненаучного. На самом деле полное тождество результатов опытов – редкость. Различия имеют место почти всегда, но часто оказываются либо ниже оговоренной заранее точности измерения, либо ниже возможностей используемых измерительных приборов. Русский биофизик Александр Леонидович Чижевский предлагал в этой связи даже записывать время получения результатов в целях выявления флюктуаций физической среды, влияющей на протекание физических и химических процессов. Что касается математики, именуемой языком науки, то какое содержание в переменные будет вложено, такой результат и получится. В математике неявно постулируется, что если правильно зашифровать реально протекающий природный процесс в математическую формулу и производить над ней математические преобразования не допуская ошибок, то новое математическое выражение не утрачивает правильности своего природного содержания. Эта мысль формулируется как аксиома, но является теоремой, которую каждый раз необходимо доказывать на практике. Что касается теоретических конструкций, то они обычно возникают из ограниченного числа наблюдений и существуют до получения многократно подтверждающего их материала. Теоретическая единица — не единица эмпирическая и является операционным инструментом получения конкретных объяснительных результатов, которые и являются эвристической ценностью. Главная же проблема науки – знания, которые не интегрированы в используемые теоретические концепты и в силу этого являются угрозой для их целостности. Такого материала очень много и либо эти знания будут интегрированы в теоретические концепты более высокого уровня обобщения, либо они рано или поздно взорвут их изнутри или устранят давлением извне.
«Да будет свет"
Юон Константин Федорович. Из цикла "Творение мира". 1910 г. Гравюра на цинке
“Чудеса не противоречат законам природы. Они противоречат лишь нашим представлениям о законах природы”[1].
Августин Аврелий (Блаженный).
В основании вещественничества как миросозерцания лежит априори принимаемое за истину в конечной инстанции представление о постулируемом Декартом разделении мира на идеальное и материальное, где под идеальным обычно подразумеваются простые мысленные спекуляции (чего сам Декарт не делал). В нынешнее время это декартово разделение на бытовом уровне интерпретируется следующим образом. Мир состоит из пустого пространства (вакуум) и размещенной в нем твердой материи (вещество). Вещество делится на все более мелкие частицы, причем самые мелкие корпускулы вещества - элементарные частицы, оказавшись под воздействием физических полей, могут демонстрировать волновые свойства (интерференцию), о чем кратко и невнятно нам говорили в школе. Физические поля генерируются вещественными объектами - звездами, планетами, скоплениями небесных тел, а также некоторыми вещественными объектами мезомира, включая технические изделия. Иными словами, вещество состоит из самого себя и представляет собой базовую форму существования материального мира. Вакуум в рамках этих представлений не имеет никаких физических свойств. Физические поля вторичны и флюктуируют в зависимости от происходящих в веществе процессов. Биологическое поле – не более чем вторичные слабые отражения в сфере электромагнитизма и электрохимических процессов в биологических системах. Невещественные объекты априори не существуют (плазма – ионизированный газ), а всякие там духовные сущности – умственные спекуляции.
На самом деле эти представления не имеют никакого отношения ни к реальности, ни к текущему состоянию науки, уже скоро как 100 лет преодолевшей декартово разделение мира на идеальное и материальное. Вещество не является фундаментальной реальностью. При анализе до все более мелких его составляющих на уровне субатомных (элементарных) частиц оно полностью утрачивает свою корпускулярно-вещественную природу, оказываясь одновременно квантом энергии, квантом информации и квантом пространства-времени. Говоря о вакууме, разделяют понятия абстрактного (математического) вакуума, технического вакуума (замкнутого пространства, откуда откачен газ) и физического вакуума, лежащего в основании всех феноменов нашей Вселенной, включая темную материю-энергию, составляющую по теоретическим оценкам, 95,1% всей массы-энергии Вселенной, в том числе 68,3% - темная энергия и 26,8% - темная материя.
Элементарные частицы (на сегодняшний день самые «элементарные» - фундаментальные частицы: кварки, лептоны; переносчики фундаментальных взаимодействий: глюоны, фотоны и промежуточные бозоны и гравитоны) – всего лишь пакеты стоячих волн осциллирующих физических полей в квантах пространства-времени. “Эффект твердости” атомов, состоящих из указанным образом устроенных элементарных частиц, создается узлами стоячих волн (солитонов), что не должно вызывать затруднений в восприятии этого утверждения у людей знакомых с отталкивающим действием магнитов. Соприкосновения нет, а отталкивание есть. Ядра атомов состоят из элементарных частиц, образованных кварками за счет сильных и слабых фундаментальных взаимодействий (рис. 1).
Рис. 1.Классификация семейств элементарных и составных частиц. В поле элементарных частиц слева - фермионы, справа – бозоны и теории описывающие их взаимодействия (Википедия).
Элементарные частицы, “связанные” в атомах, локализованы в пространстве и их кванты пространства-времени локальны. В этих “пузырьках” пространства-времени может разместиться только ограниченное количество разночастотных осцилляций, формирующих в них пакеты целых стоячих волн, что и предопределяет их квантованность. Имеется в виду, что элементарные частицы способны взаимодействовать только на частотах наличествующих в них стоячих волн за счет процессов резонанса. На частотах осцилляций физических полей, отсутствующих в пакете стоячих волн конкретной элементарной частицы, взаимодействие с ней невозможно. Одновременно свободная элементарная частица, не принимающая участие в строении атомных структур, имеет непрерывный частотный спектр, т.е. не квантована, так как ее квант пространства-времени – вся Вселенная и в нем умещается весь диапазон частот целых волн осциллирующих физических полей.
Физический вакуум не представляет собой не имеющую никаких физических свойств пустоту (полное отсутствие вещества). Это флюктуирующее в пространстве-времени поле потенциалов, содержащее в себе единственную реальную основу всех вещественных начал мира. Энергия вакуума (поля нулевой точки, «темная энергия-материя») огромна, физически плотна и возможность ее концентрации обосновал лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин. Квантовые флюктуации потенциала вакуума ведут к его поляризации, определяемой как совокупность виртуальных процессов возникновения и аннигиляции пар заряженных частиц-античастиц - так называемая виртуальная петля на диаграмме Фейнмана, которая может существовать очень короткое время, в пределах квантовой неопределенности, чтобы не нарушался закон сохранения энергии. Но воздействие внешнего поля на конкретные участки физического вакуума может вести к рождению реальных частиц. Австрийский физик-теоретик Вальтер Тирринг в книге “Элементарная квантовая теория поля” сформулировал излагаемую нами мысль следующим образом: “Современная физика заставила нас перевести взгляд с видимого, то есть частиц, на невидимое, то есть поле. Наличие материи есть всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке, нечто случайное, непостоянное, своеобразный “изъян” в пространстве, если так можно выразиться. Соответственно, простых законов, которые описывали бы силы, действующие между элементарными частицами, не существует... Упорядоченность и гармонию должно искать на уровне поля, лежащего в основе всего сущего”. К содержательной части термина «невидимое», в соответствии с современными представлениями о строении материи, следует добавить ещё существование «темной энергии-материи», составляющей, как отмечено выше 95,1% всей энергии и материи Вселенной.
Еще в конце двадцатых годов ХХ столетия Нильс Бор пришел к выводу, что электроны реально не существуют.Существуют они в вероятностном переходном состоянии, пока не переводятся в единое состояние актом наблюдения. Элементарные частицы могут проявлять себя и как волны, и как частицы, в зависимости от типа эксперимента. За вероятностным поведением квантовых систем Бор не видел ничего, что могло бы лежать в глубине этого явления, и пришел к заключению, что реальность непознаваема, потому что внутренне неопределённа. Это - базовое положение ортодоксальной (копенгагенской) интерпретации квантовой механики.
По мнению американского физика Дэвида Бома, поставившего под сомнение Копенгагенскую интерпретацию НильсаБора, элементарные частицы являются таковыми не только, когда за ними наблюдают. Их поведение определяется постулируемой Бомом пилотной волной и любое действие по точному измерению их свойств разрушает информацию о них, изменив параметры их пилотной волны. Результатом стала концепция «запутанного порядка», в соответствии с которым под видимым хаосом физических явлений лежит более глубокий, скрытый, запутанный порядок. Бом интерпретировал запутанный порядок как поле бесконечного числа осциллирующих пилотных волн. Частичное их взаимное перекрытие генерирует то, что нам представляется элементарными частицами. В наиболее полной форме такой взгляд на физическую реальность нашел свое выражение в теории суперструн (рис. 2). Она, в частности, заменила подобные математическим точкам субатомные частицы крохотными энергетическими петлями (около 10-33 см, порядка планковской длины волны), что исключало абсурдность расчётов, в которых размер математической точки принимается равным нолю.
В теории струн процедура квантования предполагает возможность различия параметров вибрации струн. В зависимости от этих параметров генерируются различные элементарные частицы. Особенности взаимодействия частицы и такой параметр как ее масса определяются параметрами вибрации струны, которые образно именуются «нотой», издаваемой струной. Сумма «нот» – образно сопоставляемая с музыкальной «гаммой» в теории струн именуют спектром масс потенциального спектра частиц, которые может «порождать» струна в зависимости от «ноты» ее вибрации.
Рис. 2. Уровни строения мира (Википедия):
1. Макроскопический уровень — вещество
2. Молекулярный уровень
3. Атомный уровень — протоны, нейтроны и электроны
4. Субатомный уровень — электрон
5. Субатомный уровень — кварки
6. Струнный уровень
Ниже мы процитируем фрагмент статьи Википедии не только потому, что он удачен с точки зрения простоты изложения сложного материала, но и потому, что Википедия является собранием современного стандартного знания, рассматриваемого как общепринятое. При всех претензиях к этому вновь воспроизводимому опыту французской энциклопедии XVIII века со всем его замахом на формирование нового стандартного знания в мировом масштабе, у этого проекта есть полезная опция открытого редактирования. Если бы что-то было очевидно не так, это было бы обнаружено и поправлено.
Согласно теории, как вибрация струны порождает звуки, так и вибрация суперструн может генерировать все силы и частицы Вселенной, причем в пространстве-времени с размерностью большей 4 (модель Венециано и модель Шапиро-Вирасоро - в размерности 26, модель Рамо́на-Невьё-Шварца – в размерности 10). Благодаря теории суперструн устранилась основная трудность физики субатомных частиц - возможность несуществования никакого окончательного основания для физической реальности, а только бесконечная последовательность частиц, вставленных подобно матрёшкам одна в другую. Теория суперструн предсказывает также эффекты гравитации, что дает надежду на создание в итоге единой теории поля, объединяющей в себе все виды физических взаимодействий. Стивен Хокинг писал: “В 1984 году мнение учёных изменилось, и они стали склоняться в пользу так называемых струнных теорий... То, что раньше считалось частицей, теперь понимается как волна, движущаяся вдоль струны, подобно волнам на натянутой нити воздушною змея”.
Классическая аналогия, используемая при рассмотрении многомерного пространства - садовый шланг. Если наблюдать шланг с достаточно далёкого расстояния, будет казаться, что он имеет только одно измерение - длину. Но если приблизиться к нему, обнаруживается его второе измерение - окружность. Истинное движение муравья, ползающего по поверхности шланга, двумерно, однако издалека оно нам будет казаться одномерным. Дополнительное измерение доступно наблюдению только с относительно близкого расстояния, поэтому и дополнительные измерения n-мерности пространства доступны наблюдению только с чрезвычайно близкого расстояния, то есть практически не обнаруживаемы. Другой вариант – локализация – состоит в том, что дополнительные измерения не столь малы, однако в силу ряда причин все частицы нашего мира локализованы на четырёхмерном листе в многомерной Вселенной и не могут его покинуть. Этот четырёхмерный лист и есть наблюдаемая часть мультивселенной. Поскольку мы, как и вся наша техника, состоим из обычных частиц, то мы в принципе неспособны взглянуть вовне. Единственная возможность обнаружить присутствие дополнительных измерений - гравитация. Гравитация, будучи результатом искривления пространства-времени, не локализована на четырёхмерном листе, и потому гравитоны и микроскопические черные дыры могут выходить вовне. В наблюдаемом мире такой процесс будет выглядеть как внезапное исчезновение энергии и импульса, уносимых этими объектами. Как известно, предсказание существования черной энергии-материи было сделано на основании эффектов изменения гравитации без появления массивных вещественных объектов в нашей Вселенной. Не исключено, что и природы черной энергии-материи как раз и заключается в её существовании в n-мерной Вселенной.
В широко известной книге “Пространство. Время. Материя” немецкий физик-теоретик и математик Герман Клаус Гуго Вейль, лауреат международной премии имени М.И. Лобачевского, писал по поводу соотношения вещества и феноменов поля: «Согласно представлениям о строении вещества и теории поля, материальная частица - скажем, электрон - представляет собой не что иное, как небольшой участок энергетического поля, в пределах которого напряженность достигает фантастических величин, что свидетельствует о концентрации большого количества энергии в очень малом объёме пространства. Такой сгусток энергии, не имеющий чётких границ на фоне всего остального поля, подобно волне на поверхности водоёма, перемещающийся в пустом пространстве; поэтому мы не можем утверждать, что электрон всегда состоит из одной и той же определённой субстанции - такой просто не существует». Альберт Эйнштейн сформулировал эту мысль более кратко: «Мы можем считать, что вещество состоит из таких участков пространства, в которых поле достигает чрезвычайно большой интенсивности... В новой физике нет места двум сущностям, полю и веществу, поскольку существует единственная реальность – поле».
Продолжение следует.
[1] Парадигма синергетики «Если событие произошло хотя бы один раз, значит оно существует объективно, а воспроизводимость зависит от точного соблюдения всех условий». В отличие от парадигмы классической науки «Событие объективно существует только тогда, когда оно воспроизводимо». Таким образом, синергетика учитывает всё многообразие тонкой и сверхтонкой структуры мира, слабые и сверхслабые воздействия.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.