Места: Горы
Смыслы: Via - est vita
Любой путь в горы начинается из долины. Вначале вы оказываетесь в поселке, потом добираетесь до места, из которого вверх идет тропа, ведущая к неизведанным местам и людям, живущим в стороне от захваченных цивилизацией долин. Все так и произошло, когда мы отправились в горный район, в котором живет племя папуасов ялли.
В ГОРЫ
Любой путь в горы начинается из долины. Вначале вы оказываетесь в поселке, потом добираетесь до места, из которого вверх идет тропа, ведущая к неизведанным местам и людям, живущим в стороне от захваченных цивилизацией долин. Все так и произошло, когда мы отправились в горный район, в котором живет племя папуасов ялли.
В путешествиях всегда есть место неожиданным встречам. В этот раз недалеко от дороги гулял казуар. Скорее всего, он вырос среди людей, потому что спокойно подпустил к себе и принялся разглядывать нас, как и мы его. Впоследствии я столкнулся с подобными взглядами. Так же смотрели жители далеких горных селений, где белые люди если и бывали, то достаточно редко. Видимо для казуара мы были весьма экзотичными существами. Для меня же он точно был инопланетянином.
Ведущая в горы тропа начиналась на другом берегу реки. Туда вел подвесной мост, длинный, полу гнилой и раскачивающийся при ходьбе. Потом я понял, что это благо цивилизации, дальше переходить реку приходилось по стволам деревьев, лежащих в воде, либо вброд по камням. Сразу за мостом начинался подъем, кое-где росли кустарники, но в основном, щебнистая тропа вилась по склону, поросшему разными травами. Через некоторое время возникла хижина, рядом стояло что-то, похожее на маленький сарай. Оказалось, что на этом сухом склоне могут расти деревья, по крайней мере, два. Оба авокадо со зрелыми плодами. На сегодня достаточно, ночевка будет здесь, благо палатки с собой. В хижине живет большая семья папуасов, вполне адаптированных к современной жизни. При этом их ужин традиционен, приготовленный на углях рис с тушеной тыквой и чесноком.
Утром тропа продолжила карабкаться вверх, и только набрав значительную высоту, стала более-менее пологой. Она нырнула в боковую долину и вновь продолжила подъем. Изредка попадались люди, идущие навстречу. Большинство спускались, чтобы купить рис, немногие шли на рынок, чтобы продать выращенный в горах табак. Маленькое поле перед деревней. Растущие на нем кустики с вьющимися по земле стеблями покрыты крупными розовыми граммофонами цветов. Это явно какой-то вьюнок. Так растет батат, сладкий картофель, который по ботанической классификации относится к роду ипомея. Его родиной считается Мексика, но испокон веков он возделывается в Океании. Попал ли батат на эти острова вместе с мореплавателями или его коробочки с семенами занесены океаническими течениями, точно неизвестно. Как бы там ни было, сегодня на ужин будет печеный батат.
Рядом росли кусты лантаны. Разбежавшись по всем тропикам, этот, в общем-то, сорняк, стал украшением всего, вплоть до помоек, благодаря красивым соцветиям собранных в шапочки желтых, оранжевых и красных цветов. Лантана цветет постоянно и всегда привлекает к себе насекомых. Вот и сейчас около нее порхают бабочки. Это крупные перламутровки, удивительно схожие с летающими в Подмосковье. Однако, кроме них, здесь же крутятся жуки рогачи. Металлические синезеленые с огромными вытянутыми челюстями они могли бы быть ювелирными украшениями.
На смену сухому склону пришел лес. Вдоль тропы под деревьями растут панданусы и папоротники. Стало больше цветов. Некоторые орхидеи похожи на нашу ночную фиалку, другие имеют совершенно тропический облик. На стволах деревьев можно увидеть эпифитные виды, один из них с тонкими ниспадающими листьями и лиловыми гроздьями цветов особенно красив. Часто встречаются кусты астильбы с кремовыми, розовыми и малиновыми кистями, реже бегонии, но попадаются и незнакомцы.
Около небольшой речки на расчищенном склоне расположилась деревня. Подходящее место для ночлега. Папуасы оказываются весьма практичными и за место для палаток взимают плату. Удивительно, но здесь, в глуши среди леса, с наступлением темноты загорается фонарь, работающий на солнечной батарее. На следующий день мы встретили спускающихся по тропе папуасов, несущих еще одну. Выше находится взлетнопосадочная полоса, куда и привез ее маленький самолет принадлежащий миссионерам.
Все знают, что ночью на свет летят бабочки и другие насекомые. Странно, что здесь, среди нетронутой природы у фонаря не появилось ничего. Абсолютная пустота. Вот вам и богатство тропического леса. Впрочем и днем бабочек совсем немного. Конечно в этих местах не приходится надеяться на встречу с орнитоптерами, которыми знаменита Новая Гвинея. Их кормовое растение, аристолохия, здесь не растет. Иногда пролетают ярко окрашенные некрупные Delias, цветные белянки, которыми тоже может похвастаться Новая Гвинея, еще реже встречается красивый парусник Graphium weisky с уникальным лиловым цветом на крыльях.
Выше лес начинает редеть, возникают открытые пространства. Вдоль тропы растут маленькие кустики, напоминающие малину, хотя их ягоды похожи на землянику. Они съедобны, имеют приятный вкус и, без сомнения, скрашивают путь.
Появляется взлетная полоса. Около нее стоит простое одноэтажное здание европейского стиля. Это церковь. Никаких излишеств, все предельно просто. Обученный папуас проводит здесь службы для жителей соседней деревни расположенной совсем недалеко. Церковь посещают все, активно участвуют в действии, поют религиозные гимны. Эта деревня становится конечным пунктом нашего похода. В ней мы проводим несколько дней рядом с людьми племени ялли.
Папуасы живут в круглых хижинах сделанных из вертикально поставленных досок и покрытых толстой крышей из сухих листьев и травы. Внутри, в центре, находится очаг, над ним дымоход. Территория разделена сложенными из камней стенками, чтобы ограничить свободу разводимых свиней. Других домашних животных, похоже, здесь не держат. Странно, но нет кур. Батат выращивается на склонах поблизости, а около хижин можно увидеть несколько стеблей чеснока и пару кустов табака.
Через некоторое время устанавливается контакт с местными жителями. За возможность побыть здесь нужно заплатить, а за дополнительную плату они готовы переодеться в национальные костюмы и показать некоторые навыки прежней жизни, например, развести огонь так, как это делалось раньше, без спичек и зажигалок. Кроме денег требуются также подарки, ими может быть что угодно, рис, консервы, фонарик, одежда и прочее. Очень хороший подарок телефон. В конце концов переговоры завершаются успешно.
Одежда ялли отличается от того, что носит племя дани, живущее в долине. Кроме типичного для всех папуасов котека, чехла для пениса, сделанного из особой тыквы, ялли носят юбочки или их подобие. Женская юбка похожа на циновку обернутую вокруг бедер и сделана весьма тщательно, мужская значительно проще. Достаточно ободрать стебли тростника или другого подходящего растения, и из образовавшихся длинных полос, накрутить нечто вокруг пояса. Женские юбки хранятся у владелиц в хижинах, а мужские могут быть изготовлены достаточно быстро из подручных средств. Зато как ни красив праздничный головной убор женщины, украшенный перьями райских птиц, мужской превосходит его. Смыкающийся ряд белоснежных перьев на красном основании разлетается шире плеч. В центре расположено длинное черное перо. Повседневные уборы скромнее, чаще всего это венки из перьев казуара.
Дети и подростки, у которых много свободного времени, плетут венки из цветов. Основанием является длинный лист папоротника, на котором монтируются маленькие букеты, тщательно подобранные по цвету и форме. Эти венки, без сомнений, являются произведениями искусства.
Навык разведения огня трением до сих пор не утерян, и молодежь умеет это делать. Достаточно монотонная работа скрашивается пением, не слишком понятным для европейского уха. Разводя огонь папуас пачкается, благо по краю селения течет ручей. Чистая горная вода. Жители очень чистоплотны, они постоянно здесь моются и стирают, хотя вода достаточно холодная.
Одна из женщин селения альбинос. Белокожая блондинка, но это не вызывает никаких проблем, в отличие от Западной Африки, где быть альбиносом опасно.
Время идет, пора возвращаться. Вот здесь и возникают проблемы. Папуас, с которым обо всем договорились, заявляет, что его тетя сказала, что он полный дурак, если согласился принять нас за такие деньги. И не только тетя. Остальные думают также, поэтому надо заплатить в два раза больше, чем договаривались. Начинает собираться толпа. Лица у всех мрачные. Впрочем, здесь это обычная история, и наш опытный попутчик, бывавший не раз в подобных ситуациях, берет все на себя. Перед этим он велит нам потихоньку исчезнуть, обещая догнать на тропе. Не знаю, как разбираются с папуасами в таких случаях, но через какое-то время он присоединяется к нам.
Путь вниз по скользкой тропе под дождем требует внимания, но я все же с удивлением замечаю красивых бабочек ураний, которые летают несмотря ни на что.
Михаил Васильевич Иванов кандидат биологических наукПоделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.