ISSN - 1994-6783
Зарегистрироваться Войти
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Регистрация
  • Вход
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
Места
  • Вслед за героями книг
  • Русский мир, города России, Русский Север
  • Европейская классика, другая Европа
  • Библейская земля
  • Восток
  • Кавказ
  • Сибирь и Дальний Восток
  • Полюса мира: Арктика и Антарктика
  • Моря и океаны
  • Горы
  • «Муза дальних странствий»
Смыслы
  • Navigare necesse est
  • Пир на весь мир
  • Природа и люди
  • Научные искания
  • Дороги к прекрасному
  • Исторические путешествия
  • Помощь и служение
  • Поэтическая география
  • Via - est vita
  • Путеводитель по внутреннему миру
Рассылка

Статьи

Пыл-Пуги — карабахский юродивый

Места: Библейская земля

Смыслы: Исторические путешествия

Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала ( кандидат психологических наук, член Русского географического общества, главный редактор журнала `Всемiрный путешественник` )

Юродивые – уникальный феномен, характерный только для христиан Востока. Их следует отличать от шутов и скоморохов, которые были и в Европе. Шутам дозволялось говорить в лицо властвующим правду безнаказанно и прилюдно; а скоморохи или комедианты тешили народ различными непристойностями и грубыми шутками, поэтому духовенство относилась к ним с презрением и более того, считало их занятия «бесовскими игрищами».

Но юродивые на христианском Востоке и на Руси всегда почитались. Почему? Современный французский психолог и психиатр Ж.-К. Ларше объясняет это тем, что безумие юродивых следует понимать в духовном смысле, а не в психопатологическом. Так, как это объяснил апостол Павел: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор.3:19).

В XVIII веке в Карабахе жил Пыл-Пуги (Паша-юродивый). По преданию он родился в деревне с «говорящим» именем Аветараноц (Евангельское). О том, что он был именно юродивым, а не шутом и балагуром (так его часто называют исследователи, например, в предисловии к замечательному исследованию «Армянский фольклор», М. Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979 г.[1]), можно заключить из следующей короткой истории «Спор моллы и священника»[2] (излагаем в сокращении):

«В карабахском селе Тох между моллой и священником возник спор о том, что такое Бог, где он находится и какие дела вершит…И священник и молла вцепились друг другу в бороды. В то время, откуда ни возьмись, Пыл-Пуги. Узнав суть спора, он сказал:

– Вы оба не правы…

– Тогда где же Бог и что он вершит? – наперебой стали спрашивать односельчане, собравшиеся вокруг спорщиков.

– Бог столярничает вон в том лесу.

– А что же делает этот столяр?

– Строит лестницу, – ответил Пыл-Пуги, – чтобы одни поднимались по ней, а другие спускались».

Очевидно, что Пыл-Пуги рассуждает как христианин и хорошо знает знаменитую «Лествицу» Иоанна Лествичника.

А следующая история «Пыл-Пуги и Гасан»[3](также приводим в сокращённом варианте) убеждает, что Пыл-Пуги не только миротворец, но и выдающийся мастер религиозной полемики, наглядно доказывающий, что «ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Евангелие от Марка 7:14-24)

«Пыл-Пуги и его <друг> Гасан были очень привязаны друг к другу. Не было дня, чтобы они не встречались: то вместе поедят хлеба, то выпьют чашу виноградного вина. А мусульманский закон не разрешал азербайджанцу пить…вино и есть христианский хлеб…Всё это видели единоверцы Гасана и возмущались…и Гасану стало известно, что в пятницу в мечети состоится суд, на котором он…будет объявлен неверным…

И Гасан рассказал о случившемся Пыл-Пуги.

– Не знаю, что мне делать. Если ты, Пуги, знаешь выход, подскажи.

– Вай, тнашен[4]!И ты из-за этого горюешь? Не бойся. В день суда положи в один карман гроздь винограда, а в другой – чашу. Во время суда вынь их, а то, что сейчас скажу тебе, хорошенько запомни. Всё это ты скажешь в мечети, и тебе ничего не будет. Не горюй!

Наступил день суда. В мечети собрался народ, все с нетерпением ждали, что будет с Гасаном.

– Люди, – начал молла, – Гасан оскорбляет наш закон…Он пьёт вино с армянином, а затем идёт к нам на намаз. Я предлагаю выгнать его и лишить его чести называться сыном ислама…

Прочь, неверный Гасан! – крикнули присутствующие.

Гасан обратился…с просьбой разрешить ему сказать несколько слов. Все умолкли, полагая, что Гасан раскается…и попросит прощения.

– Люди, – обратился Гасан к односельчанам, – видите эту гроздь винограда?...

– Дальше что? – послышался чей-то голос.

– Разве этот виноград поганый?...

– Нет, нет! Не поганый! Пророк не запрещает есть виноград! – закричали односельчане.

Тогда Гасан вынул из другого кармана чашу, раздавил виноград и наполнил чашу соком винограда.

– А что вы скажете об этом соке? Разве…шариатзапрещает употреблять его?

– Нет, нет!...послышались одобрительные возгласы со всех сторон.

– Значит, его можно пить? – спросил Гасан.

– Можно, – согласились присутствующие.

– Вот и я буду его пить, но не сейчас, а через сорок дней.

С этими словами, оставив наполненную виноградом чашу, Гасан вышел из мечети.

Посрамлённый молла остался в дураках, а люди со словами «баракялла»[5], Гасан» разошлись по домам».

Наглядный урок всем фарисеям и книжникам, что Домостроитель, справедливейший Судия и долготерпеливый Отец будет на посмертном суде спрашивать нас о том, что мы делали и с какими намерениями, а не о том, что мы пили и ели.

624759ee5b308--1.png




[1] Составитель и переводчик Г.О.Карапетян

[2] Армянский фольклор, М.Наука, 1979 г., с.66

[3] Там же, с.49-51

[4] Дословный перевод «Домостроитель». У карабахских армян выражение сильного удивления.

[5] «молодец», «браво» (фарси)



Рейтинг:5,00/5 звезд
1 голос

Комментарии:

Пока никто не оставлял здесь комментариев.

Новый комментарий:
 
Блог проекта
  • Возобновление издания журнала «Всемiрный путешественник»
    1867 г.
Колонки
...
​«НУЖНО ПРОЕЗДИТЬСЯ ПО РОССИИ»
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала
...
Футбол принадлежит народу! Открытое письмо российских болельщиков народам всего мира
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала
...
Тигр
Аран Гариб

Понравился материал?

Поделитесь им также в социальных сетях!

© “Всемирный путешественник”
2016-2022
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Обратная связь
Создание сайта
от веб-студии «Инфра»
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Регистрационное свидетельство : ПИ №ФС77 - 24144 от 3 мая 2006г.
Обратная связь