ISSN - 1994-6783
Зарегистрироваться Войти
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Регистрация
  • Вход
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
Места
  • Вслед за героями книг
  • Русский мир, города России, Русский Север
  • Европейская классика, другая Европа
  • Библейская земля
  • Восток
  • Кавказ
  • Сибирь и Дальний Восток
  • Полюса мира: Арктика и Антарктика
  • Моря и океаны
  • Горы
  • «Муза дальних странствий»
Смыслы
  • Navigare necesse est
  • Пир на весь мир
  • Природа и люди
  • Научные искания
  • Дороги к прекрасному
  • Исторические путешествия
  • Помощь и служение
  • Поэтическая география
  • Via - est vita
  • Путеводитель по внутреннему миру
Рассылка

Статьи

Пыл-Пуги — карабахский юродивый

Места: Библейская земля

Смыслы: Исторические путешествия

Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала ( кандидат психологических наук, член Русского географического общества, главный редактор журнала `Всемiрный путешественник` )

Юродивые – уникальный феномен, характерный только для христиан Востока. Их следует отличать от шутов и скоморохов, которые были и в Европе. Шутам дозволялось говорить в лицо властвующим правду безнаказанно и прилюдно; а скоморохи или комедианты тешили народ различными непристойностями и грубыми шутками, поэтому духовенство относилась к ним с презрением и более того, считало их занятия «бесовскими игрищами».

Но юродивые на христианском Востоке и на Руси всегда почитались. Почему? Современный французский психолог и психиатр Ж.-К. Ларше объясняет это тем, что безумие юродивых следует понимать в духовном смысле, а не в психопатологическом. Так, как это объяснил апостол Павел: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор.3:19).

В XVIII веке в Карабахе жил Пыл-Пуги (Паша-юродивый). По преданию он родился в деревне с «говорящим» именем Аветараноц (Евангельское). О том, что он был именно юродивым, а не шутом и балагуром (так его часто называют исследователи, например, в предисловии к замечательному исследованию «Армянский фольклор», М. Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979 г.[1]), можно заключить из следующей короткой истории «Спор моллы и священника»[2] (излагаем в сокращении):

«В карабахском селе Тох между моллой и священником возник спор о том, что такое Бог, где он находится и какие дела вершит…И священник и молла вцепились друг другу в бороды. В то время, откуда ни возьмись, Пыл-Пуги. Узнав суть спора, он сказал:

– Вы оба не правы…

– Тогда где же Бог и что он вершит? – наперебой стали спрашивать односельчане, собравшиеся вокруг спорщиков.

– Бог столярничает вон в том лесу.

– А что же делает этот столяр?

– Строит лестницу, – ответил Пыл-Пуги, – чтобы одни поднимались по ней, а другие спускались».

Очевидно, что Пыл-Пуги рассуждает как христианин и хорошо знает знаменитую «Лествицу» Иоанна Лествичника.

А следующая история «Пыл-Пуги и Гасан»[3](также приводим в сокращённом варианте) убеждает, что Пыл-Пуги не только миротворец, но и выдающийся мастер религиозной полемики, наглядно доказывающий, что «ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Евангелие от Марка 7:14-24)

«Пыл-Пуги и его <друг> Гасан были очень привязаны друг к другу. Не было дня, чтобы они не встречались: то вместе поедят хлеба, то выпьют чашу виноградного вина. А мусульманский закон не разрешал азербайджанцу пить…вино и есть христианский хлеб…Всё это видели единоверцы Гасана и возмущались…и Гасану стало известно, что в пятницу в мечети состоится суд, на котором он…будет объявлен неверным…

И Гасан рассказал о случившемся Пыл-Пуги.

– Не знаю, что мне делать. Если ты, Пуги, знаешь выход, подскажи.

– Вай, тнашен[4]!И ты из-за этого горюешь? Не бойся. В день суда положи в один карман гроздь винограда, а в другой – чашу. Во время суда вынь их, а то, что сейчас скажу тебе, хорошенько запомни. Всё это ты скажешь в мечети, и тебе ничего не будет. Не горюй!

Наступил день суда. В мечети собрался народ, все с нетерпением ждали, что будет с Гасаном.

– Люди, – начал молла, – Гасан оскорбляет наш закон…Он пьёт вино с армянином, а затем идёт к нам на намаз. Я предлагаю выгнать его и лишить его чести называться сыном ислама…

Прочь, неверный Гасан! – крикнули присутствующие.

Гасан обратился…с просьбой разрешить ему сказать несколько слов. Все умолкли, полагая, что Гасан раскается…и попросит прощения.

– Люди, – обратился Гасан к односельчанам, – видите эту гроздь винограда?...

– Дальше что? – послышался чей-то голос.

– Разве этот виноград поганый?...

– Нет, нет! Не поганый! Пророк не запрещает есть виноград! – закричали односельчане.

Тогда Гасан вынул из другого кармана чашу, раздавил виноград и наполнил чашу соком винограда.

– А что вы скажете об этом соке? Разве…шариатзапрещает употреблять его?

– Нет, нет!...послышались одобрительные возгласы со всех сторон.

– Значит, его можно пить? – спросил Гасан.

– Можно, – согласились присутствующие.

– Вот и я буду его пить, но не сейчас, а через сорок дней.

С этими словами, оставив наполненную виноградом чашу, Гасан вышел из мечети.

Посрамлённый молла остался в дураках, а люди со словами «баракялла»[5], Гасан» разошлись по домам».

Наглядный урок всем фарисеям и книжникам, что Домостроитель, справедливейший Судия и долготерпеливый Отец будет на посмертном суде спрашивать нас о том, что мы делали и с какими намерениями, а не о том, что мы пили и ели.

624759ee5b308--1.png




[1] Составитель и переводчик Г.О.Карапетян

[2] Армянский фольклор, М.Наука, 1979 г., с.66

[3] Там же, с.49-51

[4] Дословный перевод «Домостроитель». У карабахских армян выражение сильного удивления.

[5] «молодец», «браво» (фарси)



Рейтинг:5,00/5 звезд
1 голос

Комментарии:

Пока никто не оставлял здесь комментариев.

Новый комментарий:
 
Блог проекта
  • Возобновление издания журнала «Всемiрный путешественник»
    1867 г.
Колонки
...
Брюзжание первое: коммунальное
Алексей Маничев, "Городской логист"
...
Россия — Новый Ковчег
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала
...
​«НУЖНО ПРОЕЗДИТЬСЯ ПО РОССИИ»
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала

Понравился материал?

Поделитесь им также в социальных сетях!

© “Всемирный путешественник”
2016-2023
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Обратная связь
Создание сайта
от веб-студии «Инфра»
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Регистрационное свидетельство : ПИ №ФС77 - 24144 от 3 мая 2006г.
Обратная связь