Места: Библейская земля
Смыслы: Исторические путешествия
Но юродивые на христианском Востоке и на Руси всегда почитались. Почему? Современный французский психолог и психиатр Ж.-К. Ларше объясняет это тем, что безумие юродивых следует понимать в духовном смысле, а не в психопатологическом. Так, как это объяснил апостол Павел: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор.3:19).
В XVIII веке в Карабахе жил Пыл-Пуги (Паша-юродивый). По преданию он родился в деревне с «говорящим» именем Аветараноц (Евангельское). О том, что он был именно юродивым, а не шутом и балагуром (так его часто называют исследователи, например, в предисловии к замечательному исследованию «Армянский фольклор», М. Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979 г.[1]), можно заключить из следующей короткой истории «Спор моллы и священника»[2] (излагаем в сокращении):
«В карабахском селе Тох между моллой и священником возник спор о том, что такое Бог, где он находится и какие дела вершит…И священник и молла вцепились друг другу в бороды. В то время, откуда ни возьмись, Пыл-Пуги. Узнав суть спора, он сказал:
– Вы оба не правы…
– Тогда где же Бог и что он вершит? – наперебой стали спрашивать односельчане, собравшиеся вокруг спорщиков.
– Бог столярничает вон в том лесу.
– А что же делает этот столяр?
– Строит лестницу, – ответил Пыл-Пуги, – чтобы одни поднимались по ней, а другие спускались».
Очевидно, что Пыл-Пуги рассуждает как христианин и хорошо знает знаменитую «Лествицу» Иоанна Лествичника.
А следующая история «Пыл-Пуги и Гасан»[3](также приводим в сокращённом варианте) убеждает, что Пыл-Пуги не только миротворец, но и выдающийся мастер религиозной полемики, наглядно доказывающий, что «ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Евангелие от Марка 7:14-24)
«Пыл-Пуги и его <друг> Гасан были очень привязаны друг к другу. Не было дня, чтобы они не встречались: то вместе поедят хлеба, то выпьют чашу виноградного вина. А мусульманский закон не разрешал азербайджанцу пить…вино и есть христианский хлеб…Всё это видели единоверцы Гасана и возмущались…и Гасану стало известно, что в пятницу в мечети состоится суд, на котором он…будет объявлен неверным…
И Гасан рассказал о случившемся Пыл-Пуги.
– Не знаю, что мне делать. Если ты, Пуги, знаешь выход, подскажи.
– Вай, тнашен[4]!И ты из-за этого горюешь? Не бойся. В день суда положи в один карман гроздь винограда, а в другой – чашу. Во время суда вынь их, а то, что сейчас скажу тебе, хорошенько запомни. Всё это ты скажешь в мечети, и тебе ничего не будет. Не горюй!
Наступил день суда. В мечети собрался народ, все с нетерпением ждали, что будет с Гасаном.
– Люди, – начал молла, – Гасан оскорбляет наш закон…Он пьёт вино с армянином, а затем идёт к нам на намаз. Я предлагаю выгнать его и лишить его чести называться сыном ислама…
Прочь, неверный Гасан! – крикнули присутствующие.
Гасан обратился…с просьбой разрешить ему сказать несколько слов. Все умолкли, полагая, что Гасан раскается…и попросит прощения.
– Люди, – обратился Гасан к односельчанам, – видите эту гроздь винограда?...
– Дальше что? – послышался чей-то голос.
– Разве этот виноград поганый?...
– Нет, нет! Не поганый! Пророк не запрещает есть виноград! – закричали односельчане.
Тогда Гасан вынул из другого кармана чашу, раздавил виноград и наполнил чашу соком винограда.
– А что вы скажете об этом соке? Разве…шариатзапрещает употреблять его?
– Нет, нет!...послышались одобрительные возгласы со всех сторон.
– Значит, его можно пить? – спросил Гасан.
– Можно, – согласились присутствующие.
– Вот и я буду его пить, но не сейчас, а через сорок дней.
С этими словами, оставив наполненную виноградом чашу, Гасан вышел из мечети.
Посрамлённый молла остался в дураках, а люди со словами «баракялла»[5], Гасан» разошлись по домам».
Наглядный урок всем фарисеям и книжникам, что Домостроитель, справедливейший Судия и долготерпеливый Отец будет на посмертном суде спрашивать нас о том, что мы делали и с какими намерениями, а не о том, что мы пили и ели.
[1] Составитель и переводчик Г.О.Карапетян
[2] Армянский фольклор, М.Наука, 1979 г., с.66
[3] Там же, с.49-51
[4] Дословный перевод «Домостроитель». У карабахских армян выражение сильного удивления.
[5] «молодец», «браво» (фарси)
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.