Места: Восток
Смыслы: Природа и люди
Монахи в оранжевых одеждах все реже приходят к древним статуям, которые опошлены кочевыми толпами туристов. Зато в древних храмах поселились майны и летучие мыши. Вечером, когда стая мышей вылетает из узкого оконца ступы, создается впечатление, что постройка дымится…
Вместо введения: географическая справка
Регион находится в тропической зоне (12-15о северной широты), на полуострове Индокитай. Сезоны года различаются только по дождливости. В июле-сентябре муссоны приносят мощные дожди, в которых все мокнет и топнет, в остальное время дожди идут только в горах, а местность постепенно высыхает. В феврале-марте температура на равнинах близка к 30-35 днем и 25 ночью; в горах заметно прохладнее (до 15-18 ночью). Сами горы невысоки – примерно до 1000-1500 м, и то редко. Природный ландшафт равнин был, видно, близок к саваннам или полусухим листопадным редколесьям. В бессточных котловинах и лощинах должны были быть крупные болота и мелководные озера, наполняемые в муссон и постепенно иссыхающие. Сейчас все это почти полностью замещено сельхозугодиями - полями, садами, пастбищами и рисовыми чеками. Низкогорья имеют более мягкий климат. Они исконно покрыты влажными вечнозелеными джунглями, либо более сухими листопадными лесами, и сохранились лучше. Теперь почти все горы принадлежат национальным паркам, и лес в них больше не вырубается. Влажные джунгли – сложно устроенный лес из нескольких десятков древесных форм. Упрощая ситуацию, ее можно описать так: верхний ярус представлен большими редкостойными широколиственными деревьями разной высоты (25-50 м). Второй ярус, высотой 5-15 м, более густой, выполнен бамбуками, бананами и мелкими, частью колючими, пальмами, и плавно переходит в травянистый ярус – из недоросших пальм, папоротников и редких крупнолистных трав. Такие леса сохранились только на 7% территории страны. Невысокие холмы обычно несут полусухой, опадающий лес, или кустарники средиземноморского типа – низкорослые, густые и богатые колючками, с примесью кактусов (опунции) и древовидных молочаев. В феврале-марте 2006 г. нам удалось посетить несколько уцелевших заповедных уголков древней страны.
Бамбук (Bambusa) на рассвете. Парк Khao Laem
Пещера Phraya Nakhon с мемориальной «хижиной» короля Рамы V.Парк Khao Sam Roi Yot
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «SAI YOK»
В дебрях бамбука
Вскрикнул петух,
Умолкли цикады. Утро…
Крепись, подметальщик:
Листья летят с терминалий1,
Скоро Весна…
Лесной массив Sai Yok (Сайок) – листопадные вторичные джунгли на холмах в 200 км западнее Бангкока. Этот парк площадью 500 км2 протянулся по обоим берегам крупной реки Mat Nam Khwae Noi. На его огромной территории есть и горки высотой до 1200 м, и водопады, и пещеры. В дебрях джунглей крадутся тигры, бродят слоны, таятся тапиры. Однако, посмотреть можно только небольшой кусочек нарушенных джунглей около штаб-квартиры заповедника, где проложены тропы для экскурсий. В прочие места нет дорог, а пробираться в лесу без тропы получается медленно. Подлесок густ, колюч и кишит муравьями. Разве что плыть по реке на лодке или надувном матрасе…
Во времена Второй Мировой Войны через Sai Yok строилась японская железная дорога, и лес около конторы парка был преимущественно вырублен. Теперь он тут, мягко говоря, вторичный. Заросли бамбуков, перемежающиеся куртинами деревьев, увитых лианами с гофрированными стволиками и фикусами – таков здешний лес сегодня. В феврале здесь очень сухо и жарко (+35о). Лесная подстилка из бамбуковых листов чернеет следами недавнего низового пожара. Крупные деревья в основном стоят голые, зеленеет только подлесок. В нем выделяются растущий вдоль редких ручьев Pandanus 2 – пресноводный мангр с разветвленными корнями ходулями и копной длинных жестких листьев, и Bauhinia picne – c крупными листьями в форме копыта. Из крупных деревьев встречаются: Terminalia, Lagerstremia, Albicia и Markhamia. Благо «ботанизировать» легко, так как около многих деревьев стоят таблички, как в ботаническом саду. Правда, иногда встречаются ошибки.
В Sai Yok много пещер, и ближайшая из них находится всего в двух километрах от конторы заповедника. Часть провалов-колодцев огорожена гнилыми заборчиками, а в другие ходы ведут треки. С потолков пещер свисают выводки сталактитов, на стенках серебрится соль, образуя структуры, напоминающие чешую или соты. Похоже, в жарком, сезонно влажном климате образование пещерной архитектуры идет особенно быстро. Местами возникают конструкции, поражающие своим размахом.
Мутноватая река Mat Nam Kwae Noi шириной 30-40 метров перехвачена напротив штаб-квартиры парка пешеходным подвесным мостом. По ее берегам стоят ресторанчики и плоты с относительно дешевыми бунгало. По реке постоянно тарахтят длинные узкие лодки, пугая толстых карпообразных рыб, побирающихся у кафешек. Интересно, что лопасти лодочных моторов вынесены на конец метрового шеста, глубину погружения которого в воду регулирует лодочник. Благодаря этому суденышко свободно проходит по речным мелям и порогам. Но страшно тарахтит.
Гулять в лесу лучше или утром часов до десяти или вечером после пяти. Днем очень жарко, яркое освещение сглаживает цвета и мир становится похож на выгоревший зонтик, что очень неприятно, если вы собирались фотографировать. Из зверья тут шныряют тупайи 3 и камбоджийские полосатые белки, отдаленно напоминающие бурундуков. В щелях и пещерах висят крупные летучие мыши – подковоносы, но освещенные фонарем они быстро ретируются, оставляя только резкий запах помета. Из пернатых запоминается хитрая кукушка, которую мы окрестили «птица-нет» за ее характерный крик-отрицание: у-у, у-у, у-у. Еще в кустах прыгают длиннохвостые зарянки (Copsychus) и бюль-бюли (Pycnonotus), ну и конечно дикие куры. На дорогах и в кучах хвороста можно увидеть змей, например, полоза Rabdophis subminiatus, и темнополосых сцинков 4 Mabuya и Sphenomorphus. Довольно крупную змею мы встретили на ночной шоссейке, едва войдя в пределы парка; она удачно притворилась шлангом, и Миша чуть не наступил на нее. В оврагах с пересохшими ручейками прячутся мелкие страждущие жабы.
Вот и пришла долгожданная прохлада. Наступила ночь. В кронах оживают цикады, и их истошные треск, скрип и скрежет «помогают» нам уснуть до самого утра. Когда же ты, изможденный тяготами южной ночи, выходишь из палатки с твердым намерением убить этих гнусных тварей, наступает утро.
Белопоясничный шама-дрозд (Copsychus malabaricus)
Крыланы на дневке в пещере
Парусники Papilio sp. на водопое
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «KHAO LAEM»
Вшей выбирает бирманка,
Тревожно
В паху и за ухом
Дочки своей.
Дальний автобус.
Khao Laem (Хаолаем) – это горные джунгли на берегу одноименного водохранилища около границы с Бирмой, примерно в 250 км северо-западнее Бангкока. Площадь парка около 2000 км2. Влажные джунгли, покрывающие невысокие, но достаточно крутые холмы, занимают его основную часть. Есть даже несколько безлесных вершин, максимальная высота которых достигает 1700 м. Мы на них не поднимались. После снежной России тяжело заставить себя при 35-градусной жаре тащиться в гору. Особенно если на высотах тебя ждет не горная свежесть, снег и лед, а те же 35° и выжженное пастбище с обуглившимися скелетами бантенгов 5. От штаб-квартиры заповедника идет единственная тропа протяженностью около 3 км до лесного водопада. К началу остальных маршрутов надо подъезжать по основной автомобильной трассе на 5, а то и на 20 км.
Кроме нас, в заповеднике не было никаких туристов: ни белых, ни черных, ни желтых. В нашу честь сотрудники заповедника устроили торжественное подметание листвы на территории кемпинга. Женщины с метлами в широкополых шляпах и лицами, закрытыми от пыли платками, ворошили листву около нашей палатки. Впечатлила «линейка», напомнившая нам добрые пионерские времена – построение всех сотрудников парка перед штаб-квартирой в 8.00 с подниманием государственного флага и выступлением начальника.
В путеводителе написано, что инфраструктура заповедника Khao Laem развита слабо, но сначала мы не придали этому значения. Однако, когда на второй день в ресторане кончился рис и чай, а фруктов там и в начале не было, мы призадумались. Видя наши страдания, сердобольные сотрудники стали кормить нас макаронами. На берегу водохранилища есть еще несколько баз заповедника, но за недостатком туристов они не работают.
Вокруг в радиусе нескольких десятков километров нет ни одного кафе, и чтобы нормально поесть, надо ехать час до города. На чипсах, попкорне и сдобных булочках мы смогли продержаться еще день.
Лес в Khao Laem влажный, густой и, в отличие от Sai Yok, вполне зеленый. С холмов то тут, то там стекают ручьи. Долина речки Kra Teng Jeng заросла бананами с примесью бамбука и пандануса 6. В верховьях, где долина сужается, их место занимают крупные деревья, напоминающие буки. В реке под камнями живут мелкие креветки и, если опустить в воду ногу, они уже через несколько секунд начинают пощипывать ее своими клешнями, пытаясь оторвать кусочек. Вскоре к ним присоединяются полосатые барбусы 7.
В джунглях много бабочек и мелких приставучих пчел. Стоит оставить влажную рубаху или носки на камне, как на них налетают и наползают насекомые. Они с наслаждением слизывают соль, и недовольно ретируются, когда начинаешь одеваться. Пчелы миролюбивы и не кусаются до тех пор, пока их не придавишь. Во влажной подстилке живут забавные улитки с зубами в устье, крупные пауки с толстыми хелицерами 8, ну и вездесущие муравьи. Увлекшись фотосъемкой бабочек, однажды удалось понаблюдать, как муравьи охотятся. На влажной грязи около кромки воды сгрудились огромные глазчатые парусники, белянки и крупная перламутровка. Все они всасывали хоботками воду, возбужденно подрагивая крыльями. Вдруг появилась змейка муравьев. Добежав до бабочек, строй рассредоточился, и муравьи стали нападать на бабочек, хватая их за ноги и пытаясь дотянуться до брюшка. Но оказалось, что парусники, поднимаясь на своих длинных ногах-ходулях, становятся практически неуязвимыми. Белянки занервничали и стали перепархивать. А вот промедлившая жемчужница была утащена под листья, где окончательно запуталась и была съедена голодными охотниками. Так проходит слава земная…
На берегу мутно-зеленого водохранилища Khao Laem лежат огромные раковины улиток-ампуллярий 9 размером с кулак. Между ампулляриями расхаживают разномастные цапли, бегают чибисы и мелкие кулички. Прямо в озере невдалеке от берега расположилась плавучая деревня бирманцев. На заякоренных понтонах стоят серые домишки, к ним тянутся провода электропередачи. В отдалении плавает круглый храм с тростниковой крышей. Между плотами медленно курсируют лодочки. Вот гости причалили, плеск весел, лай собак, сетка с рыбой полетела на доски. Вечер. В деревне зажигаются огни. Иногда в бинокль можно различить голубой свет телевизора в окне хижины – дань первобытного человека двадцать первому веку.
Восковая роза Etlingera elatior у штаб-квартиры парка
Эпифитные орхидеи Dendrobium
Сумерки в джунглях. Парк Kaeng Krachang
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «KAENG KRACHAN»
Носорог растаял в тумане,
Хруст его крыльев затих.
Джунгли спят.
Серый охотник-геккон
Дичь стережет возле лампы.
Узок его зрачок
Kaeng Krachan находится в провинции Phetchaburi в 60 км юго-западнее одноименного райцентра. Это сaмый большой лесной парк в Таиланде – его площадь 3000 км2. В нем есть горы, влажные низкогорные джунгли, остепненные участки, водопады, пещеры, что, в общем, не удивительно при такой огромной площади. Тут живут тигры, медведи, слоны, олени и бездна разных обезьян. Правда, увидеть их тяжело, что опять же не удивительно. Штаб-квартира парка находится на берегу водохранилища Krachan, в окружении кемпингов, туалетов и нескольких кафе. Если вы решили-таки попасть в джунгли, а не ограничиться барбекю на берегу водоема, то необходимо проехать километров 50-70 по однополосному шоссе до начала приглянувшейся тропы. В общем, без машины или хорошего горного велосипеда здесь делать нечего. На первый взгляд кажется странным, но так как самая красивая часть парка, по мнению тайцев, центральная, то там и проложены основные, в большинстве своем коротенькие – 5-6 км - маршруты. Например, от штаб-квартиры идут две дороги на самые высокие гору и водопад парка. На шоссе, как бусины на нитку, нанизаны два-три кемпинга. В них есть парковка, туалеты и душ, но нет своей еды.
На низких берегах водохранилища Krachan пасутся коровы, цапли и живут в палатках самые ленивые туристы. Интересного тут мало. Можно взять лодку и плавать в этом гигантском пруду, по подвесному мосту переправиться на холмистые островки, или покупать экзотические, странные на вкус яства. Например, сладкую и липкую рисовую кашу в стебле бамбука. Здесь в изобилии водятся дикие куры (Gallus gallus), поэтому с утра просыпаешься с первыми петухами. Если не высовываться из палатки, то создается впечатление, что ты в России, у бабушки в деревне. Но и в горных лесах петухи тоже орут, а обезьяны в кустах легко имитируют пьяный дебош. Так что ассоциации с русской деревней не отпускают. Узкая дорога, идущая по холмистым джунглям вдоль водопадов, – настоящий аттракцион для любителей экстремального вождения. Крутые извилистые спуски здесь чередуются с длинными подъемами, в нескольких местах дорогу пересекают крупные ручьи с топкими берегами. Точнее, как на Кавказе – один ручей, вдоль которого вьется несчастная дорога, время от времени делая брод. На такой дороге установлено одностороннее движение: один караван джипов выпускают из кемпинга, а другие любители экстрима ждут очереди на въезд. Автостоп в парке хороший: ни один грузовой пикап не откажет страннику. Прыгай в кузов - и вперед.
В кемпинге мы поставили палатку, оставили в ней вещи, и налегке пошли гулять. Мы надеялись попасть на водопад, искупаться и набрать проб. Но оказалось, что до водопада надо пройти еще 20 км. Проголосовали второй раз и за час до сумерек приехали в новый кемпинг. Чтобы не терять время зря, было решено отправиться на ночь глядя на водопад и переночевать около него в лесу. То, что не было с собой спальников, палатки, теплой одежды и еды, нас не очень смущало. Дождя не предвидится, ночи, наверное, теплые, все же тропики, а на гнилых бананах и печенье до утра проживем. Голос разума в лице Миши некоторое время роптал, но вскоре охрип и затих. Пока не переночуешь в лесу, никогда не поймешь, как он живет, и короткие экскурсии тут не помогут.
Ночь медленно спускалась. Откукарели в дебрях бамбука петухи. Металлически скрипя крыльями, пролетел иссиня-черный жук-носорог и с шумом приземлился на ветку древесного гиганта на склоне холма. Мир потерял яркие краски и засеребрился мягкими оттенками серого и голубого. Ветви деревьев, оплетенные эпифитами, резко выделяются на фоне вечернего неба, словно вырезаны из черной бумаги. Последние лучи солнца выхватывают наугад то оплетенный фикусами ствол, то одиноко стоящее сухое дерево, или просто медленно ползут по кронам зеленого моря джунглей. Когда к водопаду приходишь уже в сумерках, весь потный, грязный и усталый – он особенно красив. Искупавшись, мы начали готовиться к ночлегу. Для начала соорудили себе лежбище из листьев какого-то тропического папоротника, и начали собирать ветки для костерка. После захода солнца заметно похолодало, и мы начали жалеть, что свитера остались в рюкзаке. Это слабое место импровизаций – в кемпинге осталось практически все. Нас сопровождали, кроме научных приборов, только зажигалка и несколько бананов.
Лучшим топливом оказались толстые сухие стебли бамбука, которые то тут, то там лежали на склонах долины. Однако, чем темнее становилось, тем труднее было их искать – приходилось действовать на ощупь. За этим занятием нас нашли наземные пиявки, скрывавшиеся во влажной подстилке. Мерзкие твари пытались присосаться к ногам, забираясь под носки и штаны. Впрочем, их было не более десятка. Говорят, есть места, где, остановившись в здешнем лесу, можно видеть целые полчища пиявок, ползущие к твоим ногам. Оторвав от себя пиявок, мы сидели у костра из бамбуковых тростинок, и слушали далекие крики, то ли птиц, то ли обезьян, то ли еще каких-то таинственных существ, затерявшихся в джунглях.
Утром пришел туман. Он лежал на макушках деревьев, свешиваясь в провалы между кронами. Миша наконец-то взялся за сачок, а я за фотоаппарат. Надо было торопиться, пока солнце не накалило воздух, и не разрушило эту сюрреалистическую картину. А главное – уже было абсолютно нечего есть. Когда мы уходили, появилась первая группа тайских туристов, вооруженных камерами и штативами, но снимать было уже нечего. Туман рассеялся, и реальность вошла в свои права.
Водопад Krachang на рассвете
Лотосы в пруду
Квакша Hyla squirrela
Утренний туман
В статье использованы фотографии авторов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Терминалии (Terminalia) – род крупных тропических деревьев из сем. Combretaceae, получивших название из-за концевого положения листьев на побегах (прим. ред.).
2 Если вид неизвестен, то авторами в статье приводятся только родовые названия растений и животных (прим. ред.).
3 Тупайи – близкое лемурам семейство полуобезьян отряда приматов из Юго-Восточной Азии (прим. ред.).
4 Сцинки (Scincidae) – процветающее семейство тропических наземных ящериц (прим. ред.).
5 Бантенг (Bos jaqvanicus) дикий представитель собственно быков, населяет острова Калимантан, Ява и полуострова Индокитай и Малакка. Речь, видимо, идет об одомашненной форме (прим. ред.).
6 Панданус, или пандан (Pandanus) — род древовидных вечнозеленых однодольных растений семейства пандановых (Pandanaceae). Внешне напоминает ананас. Известно около 600 видов, главным образом в тропиках Восточного полушария. Используются как декоративные растения. – прим. ред.
7 Широко распространенные в Африке и Юго-восточной Азии пресноводные рыбки, излюбленные аквариумистами всего мира. Здесь речь идет, вероятно, о суматранском барбусе. – прим. ред.
8 Хелицеры (от греч. chele — клешня, коготь и kras — рог), первая пара трехчленных головных конечностей у членистоногих животных подтипа хелицеровых. Служат для размельчения и раздавливания пищи и расположены впереди рта. У пауков они обладают когтевидным концевым члеником, на котором открывается проток ядовитой железы. – прим. ред.
9 Ампуллярии – род пресноводных улиток, пользующийся большой популярностью у аквариумистов. Вид Pomacea maculata – самая гигантская в мире улитка (достигает 15 см), родом из Южной Америки. – прим. ред.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.