«НУЖНО ПРОЕЗДИТЬСЯ ПО РОССИИ»[1]
(Размышления о выставке «Интурмаркет– 2022»)
С 12 по 14 марта 2022 г. в ЦВК «Экспоцентр» проходила ежегодная международная выставка «Интурмаркет». Не удивительно, что вследствие наложенных санкций, из иностранных участников были представлены только Куба и Венесуэла, Колумбия, Беларусь и, разумеется, Турция, которая без наших туристов потеряет значительную часть ВВП.
Главный вывод, к которому я пришёл (и полагаю, что у меня найдётся немало единомышленников»: Россия – «по духу», а не «букве» – это континент; и значительно больше, чем уникальная и самая большая по площади страна.
Отдых за границей для наших состоятельных граждан (круизы, арендованные машины, а для некоторых и яхты); и «всё включено» на турецких пляжах для большинства – в течение двух последних десятилетий был стилем жизни. Поэтому путешествия по России для тех и других, говоря словами поэта» – «езда в незнаемое». К сожалению, это старая «болезнь». Об этом писал ещё Н.В.Гоголь: «Велико незнанье России посреди России. Все живет в иностранных журналах и газетах» (читай в «фейсбуке» и «инстаграме» – А.С.), а не в земле своей.
Многие спросят, а зачем каждому надо изучить всю Россию? На этот вопрос уже ответили в СССР в 1930 г. организаторы «Общества пролетарского туризма и экскурсий», выбрав яркий и умный девиз в рыцарском стиле: «Чтобы лучше строить СССР, надо его знать. Чтобы лучше знать — будьте туристами». И эту традицию в современной России надо не только сохранить, но и преумножить. Далее несколько примеров из туризма прошлого, не имевших аналогов за рубежом.
Это и опыт промышленного туризма: например, посещение Днепрогэса и Сталинградского тракторного завода. И в современных терминах массового экстремального туризма, что очень наглядно выражено в лозунге: «Кто не растеряется в снежных горах, тот не струсит и в бою». Туристы тех далёких лет занимались даже научной работой. Помощь в исследованиях оказывали Академия наук и Всесоюзный совет народного хозяйства. Академик А.Е.Ферсман – выдающийся геолог – лично составил рекомендации для туристских групп о способах поиска и разведки полезных ископаемых и сырьевых ресурсов.
Для разработки современной концепции российского туризма необходимо опираться и на идеи выдающегося писателя Н.А.Гончарова и академика И.П.Павлова. Иван Александрович, совершивший кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», писал, что «путешествие – всегда сравнение». В истинности этих слов я убедился на собственном опыте, трижды проехав на поезде по маршруту (дорога занимает неделю) Москва – Владивосток. Мои многочисленные заграничные путешествия дали бы меньше «пищи для ума», если бы у меня не было подобного опыта. Это помогло мне понять лучше и наше Отечество и «чужое небо».
А Иван Петрович афористично определил суть туризма: «отдых – это перемена занятий». Стиль «всё включено» –валяние на пляжах, чтобы хвастаться загаром и коктейлями в шезлонгах, фотографии в социальных сетях в гламурном стиле и т.д. и т.п. – бессмысленная трата времени и денег. Я единственный раз в жизни провёл день в таком отеле, больше похожем на тюрьму, около пятнадцати лет тому назад в Египте. После изучения христианских древностей я захотел на собственной «шкуре» ощутить несказанную прелесть такого отдыха. Полагаю, что подобные «концлагеря» в Турции и Таиланде, где мне не приходилось бывать, мало чем отличаются.
Что противопоставить этой чепухе? Участники выставки предложили много интересного. С искренней любовью к родному краю и радушием они приглашали в гости. Если жители, прежде всего мегаполисов, откликнуться на этот призыв, это поможет и возрождению старинных промыслов, ремёсел и народной кухни. Это поможет оживить производственную жизнь малых городов и «медвежьих углов».
Оргкомитет подготовил очень интересную деловую программу. На мой взгляд, наиболее интересными были обсуждения: перспектив туризма в Арктике (к сожалению, он недоступен для большинства из-за дороговизны), богатые возможности винного туризма и журналистский конкурс, организованный газетой «RATA News», нацеленный на открытие новых имён.
Но на деловых встречах неприятно «резало слух» «макдональдизация языка». Выступающих именовали «спикерами» (как в конгрессе США), а не ораторами. Те в свою очередь «сыпали» модными словечками «на смеси французского с нижегородским»: «локации» вместо достопримечательности, «активности» вместо занятия, «коллаборация» вместо «сотрудничество».«Импортозамещение языка» не менее важно; особенно, когда мы говорим со своими в своём доме, а не с иностранцами за рубежом.
Уверен, что не только участники выставки, но и все, кто дружен с «музой дальних странствий», совместными трудами сделают то, к чему призывал Н.В. Гоголь: «Город не знает города, человек человека; люди, живущие только за одной стеной, кажется, как бы живут за морями. Вы можете во время вашей поездки <по России> их познакомить между собою и произвести взаимный благодетельный размен сведений, как расторопный купец, забравши сведения в одном городе, продать их с барышом в другом, всех обогатить и в то же время разбогатеть самому больше всех».
Фотографии были любезно предоставлены директором выставки "Интурмаркет и лично Ольгой Викторовной Хоточкиной
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.