«Знанье приводит нас ближе к незнанью,
Незнанье приводит нас ближе к смерти,
Ближе к смерти, не ближе к БОГУ».
Т.С. Элиот
Известно, что человек прекратил эволюционировать с появлением на нашей планете кроманьонца. Можно ли возобновить этот процесс, применяя искусственный интеллект, нейросети, а также новые методы обучения и воспитания? Да, с уверенностью отвечают учёные. Особенно важно то, что в этой области мы идём наравне с «коллективным Западом», и в этом заслуга наших сегодняшних светил науки. Разумеется, «приводные ремни» перезагрузки эволюции человека – образование и воспитание.
Лидер возрожденной педологии А.Г. Асмолов – автор концепций «детоцентризма», «индивидуальной траектории обучения» и «вариативных развивающих программ», суть которых он со свойственным ему элегантным экзистенциализмом выразил афористично: «не ребенок должен готовиться к школе, а школа к ребенку», 31 марта 2020 г. возглавил креативный startup, в котором приняли участие лучшие умы психологического факультета МГУ, МГППУ и ВШЭ. Исследования проводились по методу совместно- распределенной деятельности, что позволило всего за год разработать новый ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) для внедрения первоначально в начальную школу. Эти идеи выдающийся специалист по педологии детства пропагандировал и ранее, но нашествие вирусов стало катализатором поэтапных умственных действий стартаперов.
Главное достижение – ноу-хау, позволяющее делать неограниченное число цифровых копий-двойников, и вести индивидуализированное обучение на дому, что позволит осуществить мечту педологов-новаторов «отмирания школы» в соответствии с трендом гуманистической педагогики последних лет – "out of/off school". Преимуществ у робота-учителя много и в некоторых аспектах с ним не могут соревноваться даже лучшие учителя. Робот не только бесполый, что когерентно современной онтологии метапредметного и компетентостного подхода к обучению и воспитанию. Более того, цифровой двойник может быть запрограммирован и на смену пола в течение одного занятия. Это лучшая профилактика формирования ложных половых стереотипов и гигантский шаг на пути к гендерному равенству. Кроме того, роботы не заразны и это не только позволит повысить качество обучения, но и защитить детей от коронавируса.
У робота-учителя совершенно отсутствуют эмоции. Поэтому нет любимчиков, изгоев, нет и конфликтов с учениками, родителями, чиновниками министерства просвещения и РАО. Также, робота-учителя не надо убеждать в необходимости писать каждый год программы и заполнять отчетную документацию. Немаловажно и то, что в условиях перманентного экономического кризиса робот не нуждается в зарплате и оплачиваемом отпуске. Роботы не создают профсоюзов, не объявляют забастовок, и работают 23 ч. 31 мин. в сутки.
В сложной серии формирующих экспериментов было доказано, что роботы лучше, чем «Марьи Ивановны» (так современные педологи называют учителей, преподающих предметы по классическим методикам, ригидно отвергающих метапредметы и компетентности, а также отказывающихся писать программы) усваивают принципы «развивающего обучения» Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Важнейшее научно-практическое значение результатов исследований стартаперов во главе с А.Г. Асмоловым – синтез педологии и «программированного обучения» Б. Скиннера: на базе искусственного интеллекта сконструирована идеальная «обучающая машина», о которой грезил основатель необихевиоризма.
Главные итоги работы креативной группы педологов:
– создание роботов-воспитателей для дошкольного образования и старшеклассников;
– замена родителей в подготовке домашних заданий и проектной деятельности;
– экспертная диагностика одаренности
Важно отметить, что эти инновации имеют глубокие корни как в традициях школы Л.С. Выготского, который ещё в 1927 г. в статье «Исторический смысл психологического кризиса», не сомневался, что «овладеть правдой о личности и самой личностью нельзя, пока человечество не овладело правдой об обществе и самим обществом»1. Так и в западной либеральной философии, например, в теории Ж. Ламетри, изложенной в книге «Человек-машина», творческим продолжением которой стали идеи трансгуманизма: «использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и смерти»2.
По имеющимся сведениям две креативных группы – Асмолова и «методологов» – активно сотрудничают с выдающимся учёным, профессором Оксфордского университета, директором Института будущего человечества, сотрудники которого работают на кафедре философии того же университета. Автор концепции «постчеловеческой цивилизации», которую построят те, кто возобновит эволюцию, начав со своей личности, применяя новые методы обучения и воспитания на основе «гипотезы симуляции» с применением нанотехнологий, искусственного интеллекта, загрузки сознания и всего того, что «день грядущий нам готовит».
Конечная цель ускорения эволюции человека, о которой задумывался уже упоминавшийся нами Л.С. Выготский, предвосхитивший главные идеи трансгуманизма: «Когда говорят о переплавке человека, как о несомненной черте нового человечества, и об искусственном создании нового биологического типа, то это будет единственный и первый вид в биологии, который создаст себя сам…»3.
Мне вспомнился один чудаковатый бразилец, о котором мне рассказывал один из источников, с которым я беседовал при подготовке этой заметки. За завтраком, обедом и ужином на одном из островов на озере Титикака, в индейской деревне, где даже в 2007 г. не было не только мобильной связи и интернета, но и электричества, Октавио с жаром произносил: «Нет проблем с животными, никаких проблем с животными! Но есть много проблем с людьми, потому что есть голова!»
В заключение позволим и себе робкое возражение этим выдающимся умам словами Бернарда Шоу – едкого и саркастического ума, сравнимого со знаменитым Диогеном из бочки, – сказанными ещё в первой половине ХХ века: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди».
Всё что нам нужно – научиться употребить во благо те таланты, которыми нас наделил Создатель мiров!
1Л.С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса / собр.соч.в 6 томах, М. «Педагогика», 1982 г., т.1, с.436
2N Bostrom.A history of transhumanist thought // Journal of Evolution and Technology. — 2005. — Т. 14, № 1. — ISSN1541-0099.
3 Л.С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса / собр.соч.в 6 томах, М. «Педагогика», 1982 г., т.1, с.436
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.