ISSN - 1994-6783
Зарегистрироваться Войти
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Регистрация
  • Вход
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
Места
  • Вслед за героями книг
  • Русский мир, города России, Русский Север
  • Европейская классика, другая Европа
  • Библейская земля
  • Восток
  • Кавказ
  • Сибирь и Дальний Восток
  • Полюса мира: Арктика и Антарктика
  • Моря и океаны
  • Горы
  • «Муза дальних странствий»
Смыслы
  • Navigare necesse est
  • Пир на весь мир
  • Природа и люди
  • Научные искания
  • Дороги к прекрасному
  • Исторические путешествия
  • Помощь и служение
  • Поэтическая география
  • Via - est vita
  • Путеводитель по внутреннему миру
Рассылка

Колонки

ПТИЦЫ И ЛЮДИ

Андраник Сулейманян ( кандидат психологических наук )

«Все люди, только рубашка разный»
Дерсу Узала.

Недавно я был в журавлином краю недалеко от Талдома. Серый журавль – красивая и очень острожная и чуткая птица, к которой невозможно подобраться и вьющая гнезда и ночующая на болотах и в самых недоступных местах.
Я наблюдал за ними издалека в бинокль, и мне посчастливилось увидеть их танцующими. Современный человек становится придатком техники и нечасто задумывается о самых важных вопросах жизни. Путешествие – всегда открытие, если уметь не только смотреть, но и видеть. И чтобы понять человека и мир не обязательно ехать на край света, хотя, признаюсь, такие рубежи для всех, в том числе и для меня, имеют особую привлекательность. И мне вдруг вспомнился старинный спор «номиналистов» и «реалистов».
«Номинализм» утверждает, что универсалии или базовые категории ( в нашем случае «красота») существуют только в нашем мышлении, а не в реальности. Отсюда – путь к понятию относительности красоты. Для реалистов – идеальные образы будущих объектов и их свойства уже содержатся в Уме Создателя миров и видимое и невидимое творение – осуществление Его плана. Таким образом, красота не только реальна, но и всякий объект является прекрасным (за двумя исключениями – мама для ребенка и любимая женщина для мужчины) не потому, что мы субъективно приписываем ему эти качества, а потому, что мы наделены способностью увидеть эту красоту, говоря языком поэзии – у человека «есть орган для шестого чувства»; также и всякий объект не теряет красоты, если кто-то ее не замечает: например, если лидеры «актуального искусства» полагают, что стихи А.С.Пушкина, музыка Моцарта и иконы Рублева ничуть не выше в эстетической иерархии, чем рифмованная политика «господинов поэтов», электронная музыка и компьютерная живопись, то им самим следует задуматься о причинах своей «слепоты».
Следовательно, в логике номинализма существуют только отдельные красивые творения, а идеи «красоты» (говоря языком Платона) или понятия красоты не существует. Реализм же утверждает, что существует в высшем плане, реально, красота как таковая (иногда такие понятия даже в той или иной мере персонифицируются) а отдельные изменчивые предметы нашего мира красивы вторичным образом, потому что причастны к этой Идее, которая существовала бы, если даже допустить, что о отдельных»красивых» вещей не станет.
Одно из убедительных доказательств правоты реалистов содержится в рассуждениях испанского зоолога Родригеса де ла Фуенте: «Поневоле задаешь вопрос: нет ли общего понятия прекрасного для мира животных и мира людей? Кажутся ли гриф и гиена зверям такими же отвратительными, как человеку? Не вершит ли природа правосудие, клеймя уродством омерзительного паразита и венчая красотой смелого и дерзкого охотника ?». Безличное начало не способно к созиданию, поэтому в данном примере, если заменить «природу» Творцом, – мы видим убедительное доказательство истинности реализма: все в мире имеет смысл и ничего нет случайного в мироздании и красота и безобразие зверей – послание Мудрого и Справедливого Творца человеку.
Наконец, последнее предварительное замечание касается соотношения эстетики и этики. Не потеряли значения суждения раннесредневекового мыслителя Езника Кохбаци: во-первых, красота действительно наличествует в мире; во-вторых, – эстетические категории рассматриваются им в неразрывной связи с категориями этики: добра и зла. Имеет важнейшее психолого-педагогическое значение и такая идея автора, что красота и добро неотделимы во всяком творце: будь то Создатель миров или человек . Эту мысль афористично выразил А.С.Пушкин в «Моцарте и Сальери»: «гений и злодейство две вещи несовместные».
Интересно, а ведомо ли птицам одиночество? …………….

http://st-tatiana.ru/2016/07/05/kak-rasskazyvat-v-...


Рейтинг:5,00/5 звезд
1 голос

Комментарии:

Пока никто не оставлял здесь комментариев.

Новый комментарий:
 
Блог проекта
  • Возобновление издания журнала «Всемiрный путешественник»
    1867 г.
Колонки
...
​«НУЖНО ПРОЕЗДИТЬСЯ ПО РОССИИ»
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала
...
Футбол принадлежит народу! Открытое письмо российских болельщиков народам всего мира
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала
...
Тигр
Аран Гариб

Понравился материал?

Поделитесь им также в социальных сетях!

© “Всемирный путешественник”
2016-2022
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Обратная связь
Создание сайта
от веб-студии «Инфра»
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Регистрационное свидетельство : ПИ №ФС77 - 24144 от 3 мая 2006г.
Обратная связь