В современном синодальном переводе Библии на русский язык говорится, что когда родился Иисус, пришли «волхвы с востока». Кто же они и откуда они пришли? И среди святых отцов церкви и среди ученых толкователей по этому вопросу нет единства. Б.И.Гладков в работе «Толкование Евангелия» приводит все имеющиеся точки зрения:
«Когда родился Иисус, пришли в Иерусалим волхвы с востока. Волхвами назывались люди ученые, обладавшие большими знаниями, в особенности в области астрономии. В Вавилоне и Персии они пользовались особым уважением, бывали жрецами и советниками царей. Говоря, что пришли в Иерусалим волхвы с востока (Мф. 2, 1), Евангелист не поясняет, откуда именно они пришли. Иустин мученик, Епифаний и Тертуллиан полагали, что волхвы пришли из Аравии; Иоанн Златоуст и Василий Великий — из Персии, а Блаженный Августин — из Халдеи. Вероятнее всего, они пришли из страны, составлявшей прежде Вавилонское царство, так как там, во время семидесятилетнего плена евреев, предки волхвов, явившихся в Иерусалим, имели возможность узнать от ученых евреев, что они ждут Избавителя, Великого Царя, Который покорит весь мир; там же жил пророк Даниил, и из откровения ему о седьминах волхвы могли знать приблизительно и время пришествия этого Царя; — там же, наконец, должно было сохраниться предание и о пророчестве волхва Валаама (времен Моисея), сказавшего: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Числ. 24, 17; см. также Ис. 11, 10-16; 60, 6)». http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/gladkov/txt04...
Где же искать ответ на этот интересный и трудный вопрос? Возможно, ответ в армянском переводе Библии, которая дословно в переводе на армянский «Дыхание Господа», выполненном в начале V века Св.Месропом Маштоцом – бывшим солдатом, ставшим христианским миссионером и создателем армянского алфавита в сотрудничестве с патриархом Св.Сааком Партевом. Этот перевод считается специалистами одним из лучших. Кроме того, столь раннее время ее перевода, когда еще были живы в первых христианских общинах предания о евангельских временах и необходимость передать в точности смысл события, позволяют, на наш взгляд, отнестись к армянскому переводу Библии, как к решающему источнику.
Вместо «волхвов» в армянском тексте сказано «маги», а так на Востоке называли зороастрийских священников. В нашу задачу не входит подробный разбор этой религии, поэтому обратим внимание только на те обстоятельства, которые имеют отношение к нашим поискам. Заратуштра, увидев, в Иране «поклонение твари», усомнился в истинности тогдашней религии и, уединившись в горах, предался размышлениям об истине. На его примере мы очень красноречиво видим, как силу человеческого разума, – Господь сотворил человека по образу и подобию своему», – так и необходимость Откровения для истинного Богопознания.
Убедив тогдашнего иранского шаха отказаться от язычества, он предложил, по его мнению, подлинную религию. Суть ее заключалась в идее двух Творцов – Доброго Ахурамазды и злого Аримана. По мнению Заратуштры, не мог Всеблагой Создатель творить злое – смерти, болезни, ядовитых животных, иссушающие жаром пустыни и т.п. Жизнь же человеческая есть постоянный выбор в сердце между добром и злом. Однако самое удивительное, что в учении Заратуштры есть таинственное указание на Саошьянта – Спасителя мира. Не потому ли по неисповедимым путям Господним младенцу Христу одними из первых пришли поклониться зороастрийские священники?
Есть и еще одно интересное свидетельство в пользу зороастрийской гипотезы. В 614 г. Иранский шах Хосров из династии Сасанидов, взяв Иерусалим, сжег Храм Гроба Господня, но, не тронув Животворящего Креста, который приказал сохранить и впоследствии передал Крест и Копие Римскому императору Ираклию. Почему он так парадоксально поступил? Когда я был в Святой Земле, один из священников рассказал мне старинное предание, что войдя в храм, Хосров увидел икону «Рождества Христова», на которой были изображены лица в персидских одеяниях. Немало удивившись, он повелел не уничтожать ни одну из христианских реликвий.
В чем же смысл или сверхидея этой истории? Возможно, я беру на себя слишком многое, но на мой взгляд смысл в том, что суть Христианства не в книжничестве – бесконечных псевдофилософских спорах, не в фарисействе – обрядоверии и преувеличенной сосредоточенности на всем внешнем и не в болезненном мистицизме – нескончаемом поиске святых икон и непонимания, что «Дух дышит, где хочет» и на Небе нет секций.
Вера Христова – прекрасная тайна и «неисследимы и непостижимы пути дивного твоего смотрения о нас, Господи Спасителю!»
Поделитесь им также в социальных сетях!