Места: «Муза дальних странствий»
Смыслы: Поэтическая география
«Я доныне тоскую смертельно
по соленым кудрям
по морской старине корабельной
там мой мир сокровенный».
Висенте Уидобро
Продолжение части первой.
ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ
Как возникают такие мифы? Неужели человек населил мир сверхъестественными существами из-за недостатка научных знаний, как утверждают материалисты? И вера в чудеса – следствие незрелости и приличествует только малым детям? Нет ли в этой вере в реальность другого мира подлинной глубины, неотчетливого знания истины, предчувствия встречи с настоящей тайной? Наверное, именно эта «врожденная идея», говоря языком Платона, и есть источник той неоскудевающей творческой силы, создающей мифы, иногда столь поразительно схожие в разных концах нашей планеты.
Любопытно, что на острове есть игра в «Калеуче»: ее очень живо изобразил в одном из своих романов писатель Франсиско Колоане. « Позже, когда спустилась ночь, и показался молодой месяц, на омете затеяли играть в «Калеуче». Должно быть, какой-то деревенский озорник придумал эту игру, чтобы посмеяться над людьми, которые холодели от страха при одной мысли о корабле-призраке и его матросах-оборотнях, что водились с ведьмаками.
Все – кто на коленях, кто на корточках – располагались кольцом, чуть вытянутым в длину, которое должно было изображать палубу «Калеуче». Под радостный лай собак на борт заколдованного корабля поднимались один за другим «матросы»: им полагалось проскакать по мягкой пружинистой соломе на одной ноге, а правую подогнуть и придерживать сзади рукой, да еще при этом глядеть только назад. Ведь именно так и двигались «нечистые» по палубе настоящего «Калеуче». Кто проскачет от «кормы» до «носа», того принимали в команду, а кто упадет, того раскачивали за ноги и за руки и выбрасывали в «море». Лишь немногим счастливчикам удавалось добраться до «носа», большинство игроков сразу же падало на солому»[1].
В этой игре обращает на себя внимание интересный психологический феномен: даже мистический страх можно победить смехом! Если сделать черта смешным, как в народных сказках, он уже не страшен.
Еще один любопытный факт: фольклор чилотов содержит в себе истории о сказочном животном камауэто – единороге, символизирующем красоту и силу. Рассказывают, что он прячется в оврагах и ложбинах, а ночью при луне выходит погулять. Он любит купаться в водопадах, среди зарослей папоротника. Говорят, он похож на черного теленка.
Существа, подобного единорогу, нет ни в одной из мифологических систем аборигенов Нового Света, и фольклор острова Чилоэ - это отмечается всеми исследователями - во многих отношениях уникален. Каково же происхождение сего мифологического персонажа? На наш взгляд, это нельзя объяснить заимствованием у испанцев, так как, во-первых, в средневековой европейской традиции единорог - зверь с туловищем коня, а не теленка; во-вторых, образы, глубоко укорененные в той или иной культуре, как правило, имеют долгую историю; активные же контакты туземцев острова с испанцами насчитывают не более 200 лет.
В Старом Свете изображение единорога впервые встречается на печатях, найденных в древнейших городах долины Инда (территория современного Пакистана) - Мохенджо-Даро и Хараппы; их возраст - около 3 тыс. лет до Р.Х. Это один из самых значимых сакральных образов этой культуры. Существенно, что его изображали в виде быка с рогом посередине лба!
Как был заселен Новый Свет и связи между цивилизациями древности - интереснейшая научная проблема. Один из первых исследователей этой проблемы – А.Форнандер, анализируя древние мифы аборигенов Тихого океана, пришел к выводу, что прародиной полинезийцев (выше уже было сказано, что куранта готовится по-полинезийски) является северо-западная Индия: именно там расположены Мохенджо-Даро и Хараппа. К этому выводы он пришел на основании того факта, что во всех полинезийских преданиях встречается название страны «Ирихиа», что может быть сопоставлено с санскритским названием Индии «Врихиа». По его мнению, это вполне закономерно, ибо в полинезийских языках не может быть рядом стоящих согласных, и «Врихия», естественно, могла превратиться в «Ирихию»[2].
По нашему мнению, просматривается связь Камауэто острова Чилоэ и единорога цивилизаций долины Инда[3]. Немаловажно и то, что, как и единорог Старого Света, Камауэто символизирует силу и красоту. Мы понимаем, что наша гипотеза может показаться парадоксальной, но, учитывая, во-первых, характер чилотов – смелых мореходов ( интересный факт: подавляющее большинство чилийских китобоев были уроженцами этого острова), а во-вторых – результаты экспедиций Т. Хейердала на судах древних цивилизаций, наше предположение не выглядит фантастическим.
Безусловно, необходимы новые исследования; ответ на этот вопрос, возможно, откроет тайну происхождения чилотов.
Деревянная церковь на Чилоэ. Фото Lin linao - Own work, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28...РОДИНА НАШЕЙ КАРТОШКИ
Как вы убедились, на Чилоэ тайн и загадок ничуть не меньше, чем на знаменитом острове Пасхи. Например, такой любопытный факт: картофель, который в последние триста лет является повседневной пищей жителей Старого Света, родом с этого небольшого острова. Это очень важная подробность. Говоря об основных очагах происхождения культурных растений, академик Н.И. Вавилов отметил интересную закономерность: они неизменно совпадают с центрами великих цивилизаций. Чилоэ и здесь стоит особняком: на острове не обнаружены следы выдающихся культур древности.
Характеризуя южноамериканский центр происхождения культурных растений, Н.И. Вавилов указывает: "Дополнительно к основному… очагу необходимо прибавить маленький район острова Чилоэ…Отсюда впервые европейцами был заимствован у индейцев обыкновенный картофель" [4].
Поясню, что в Новом Свете существуют два центра происхождения этого корнеплода: тропический пояс Южной Америки (ssp.andigena) и остров Чилоэ (ssp.tuberosum). Эти два подвида картофеля имеют независимое происхождение. Проблема происхождения обоих подвидов остается неразрешенной[5]. В настоящее время не существует ни одного дикого растения, из которого могли возникнуть непосредственно ssp.tuberosum и ssp.andigena.
Ученик академика Вавилова П.М. Жуковский лично отправился в 1958 году на поиски дикого картофеля на остров Чилоэ. Чили издревле и до настоящего времени является единственной страной Латинской Америки, возделывающей только ssp.tuberosum. Загадка в том, что до сих пор на острове не найдены растения papa silvestris – дикие виды картофеля, которые, по мнению эволюционистов, дали начало культурным. Вот как П.М. Жуковский описывает свои впечатления: «Сильно изрезанная береговая линия создает впечатление, что остров пересечен многими большими реками, тогда как это глубокие заливы. Приходится пользоваться баркасами, чтобы пересекать эти заливы в поисках диких картофелей. Сейчас их, по-видимому, очень мало и доступ к ним неизвестен. Эти места знают колдуны, использующие растения в ритуальных целях. Мое появление на острове как охотника за papa silvestris вызвало недовольство среди чилотов, заподозривших меня в намерении колдовать и наотрез отказавшихся сообщить о местах произрастания дикого картофеля; последний даже носит специальное ритуальное наименование hierba de espanto (трава страха)»[6].
Конечно, в соответствии с эволюционной парадигмой, древний предок должен быть обязательно, и его следует непременно найти. И вовсе не суеверия островитян помешали почтенным ботаникам отыскать на Чилоэ прародителя нашей картошки: нашей, потому что только этот картофель годится для культивирования в Старом Свете – факт сам по себе удивительный. Поскольку «следствие зашло в тупик», мы предлагаем рассмотреть и другую версию: «Несмотря на тщательные поиски,…диплоидные[7] ssp.tuberosum не обнаружены, ни в диком, ни в домашнем состоянии…[полагают], что тетраплоид (т.е. культивируемый домашний картофель)…возник от удваивания хромосом одного из…диплоидных видов. Воспроизвести экспериментально [такое растение] никому не удалось»[8].
Как же следует понимать результаты этой экспедиции? Если подобная трансформация не под силу коллективу первоклассных генетиков и селекционеров, во всеоружии всех их знаний и орудий труда, то как бы могли осуществить подобное революционное изменение предки аборигенов Чилоэ? В связи с этим я хотел бы заметить, что в языческих мифах всех народов появление культурных растений и домашних животных приписывается «культурным героям»[9]. Эти личности – посредники между миров богов и людей – чудесным образом добывают - или впервые создают - для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учат их охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, вводят определенную социальную организацию, брачные правила, ритуалы и праздники.
By littletroll, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52...
Фото: littletroll, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52...Большинство этнографов полагает «культурных героев» вымышленными персонажами, которым древние приписывали свои собственные изобретения по причине недостатка научных знаний о начале человеческой истории! Позволю себе не согласиться с подобным истолкованием. С психологической точки зрения, такая повсеместная и ничем не мотивированная забывчивость маловероятна! Мы знаем, что в фольклоре многих народов сохранились рассказы о самых важнейших событиях прошлого, например, рассказы об изгнании из Рая, о Потопе, о Вавилонском столпотворении[10]. Будь появление домашних растений собственным деянием человека - т.е. следствием «искусственного отбора», - неужели же об этом бы не сохранилось преданий?! Мифы, при правильном прочтении, открывают нам двери в самое отдаленное прошлое. Память человечества, пусть и в фантастическом виде, сохранила следы древнейших событий, когда Господь действовал через своих посланников – так и следует, по моему мнению, понимать «культурного героя». Факты археологии подтверждают библейский рассказ: домашние растения и животные появились сразу и в готовом виде (это событие в науке называют «неолитической революцией»). И такая точка зрения подтверждается евангельским рассказом о том, что Господь дал нам пищу с первых же наших дней на Земле, когда изгнанные из Рая Адам и его сыновья должны были «в поте лица своего есть хлеб»: «Авель был пастырем овец, а Каин был земледелец»[11]. Следовательно, и культурные растения и домашние животные – дар Творца! «Искусственный отбор» нужен для сохранения существующих сортов и пород и создания на основе уже имеющихся новых. Ибо для любой человеческой деятельности необходимо ясное представление конечного результата: совершенно невозможно разглядеть в хищном волке «сторожа», стерегущего стада, или в невзрачном диком злаке растение, дающее богатый урожай! Вот к каким важнейшим выводам можно придти, если непредвзято размышлять над фактами истории этого небольшого уголка земли, едва заметного на карте мира.
Покидая этот таинственный остров – надеюсь, не навсегда, - я купил кассету с песнями островитян. В них отражена душа этого народа - трудолюбивого, веселого и отважного, в характере которого запечатлены лучшие черты моряка. Я часто слушаю их в Москве, и моя душа « зовет меня странствовать дорогой китов, влечет в бескрайние просторы воды»[12]…
Автор благодарит посольство республики Чили в Российской федерации за организацию поездки.
[1] Ф.Колоане, «Дорога китов», с.68. Роман вышел в русском переводе в
[2] A. Fornander, “An account of the Polynesian race”, 1877.
[3] Некоторые исследователи, например, даже находят сходство между письменностью аборигенов острова Пасхи (деревянными табличками «ронго-ронго») и письменностью древнейших цивилизаций Индии. И те и другие знаки до сих пор не дешифрованы, поэтому окончательные выводы делать рано. Однако будет не лишним упомянуть, что остров Пасхи - ближайший к берегам Нового Света остров, населенный полинезийцами. А путь от острова Пасхи до Чилоэ пусть и не близкий, но вполне возможный.
[4] Н.И.Вавилов, «Ботанико-географические основы селекции». Избранные труды в 5 томах, 1960, т.II, с.57.
[5] Существенно, что в природе отсутствуют большинство диких видов, из которых, по мнению эволюционистов, наши пращуры на протяжении тысячелетий с помощью «искусственного отбора» получили культурные растения! На эту удивительную закономерность обратил внимание академик Н.И. Вавилов. Куда же они подевались? Следует признать, что эволюционная теория не в состоянии объяснить эти поразительные факты!
[6] Жуковский П.М., «Культурные растения и их сородичи»,
[7] Т.е. имеющие удвоенный набор хромосом.
[8] Жуковский П.М., с.249-250.
[9] Наиболее известные «культурные герои» - Прометей, подаривший людям огонь, и Дионис, научивший их виноделию.
[10] Кстати, сам факт единства подобных «свидетельских показаний» народов, совершенно незнакомых друг с другом, неоспоримое свидетельство в пользу подлинности Библейского повествования о начале истории рода человеческого!
[11] Библия, «Книга Бытия», гл.4.
[12] Ф. Колоане, «Дорога китов», с.15.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.