Места: Полюса мира: Арктика и Антарктика
Смыслы: Navigare necesse est
Арктика издавна влекла к себе тех, кто жаждет жизни «по вертикали».
Арктика для России – не только богатые недра и неприступная полярная крепость. Тот, кто видит в ней только источник ресурсов отчасти сродни нигилистам или «практичным людям», для которых Жизнь – не более чем форма существования белковых тел, горы – гигантское нагромождение камней и льда, любовь – химическая реакция, вызванная гормонами, а поэзия – изящная, но бесполезная вещь. Арктика издавна влекла к себе тех, кто жаждет жизни «по вертикали».
В море
Не случайно, а Промыслительно большая часть наших земель омывается студеными морями. И тот, кто добровольно выбрал этот суровый край, был движим не только северными надбавками и льготами. Вопрос, как заселять и осваивать наши полярные области должен решаться системно и на государственном уровне. Предпочтительней, конечно, не вахтовый метод, а постоянное население. Важно использовать советский опыт освоения Арктики, незаслуженно забытый в смутное время 90-х годов. Полярник должен не только хорошо зарабатывать, но и звание должно быть в почете.
Новая земля
Современные строительные технологии помогут облегчить этот тяжелый труд: если построить уютные дома, удовлетворяющие высоким экологическим требованиям, то найдется немало желающих найти свое призвание на Севере. А чтобы жители высоких широт не были в изоляции и для всестороннего и непрерывного развития всего арктического региона необходимо построить новые дороги и усовершенствовать старые: так порт в Индиге обеспечит возможность большим кораблям свободно заходить в одноименную реку, что позволит круглый год поддерживать связь с восстанавливаемыми полярными станциями и аэродромами. Индига может стать и одним из начальных пунктов грандиозного пути от студеных берегов к теплым морям.
После необходимого делового вступления предлагаю вниманию читателей небольшой рассказ, сопровождаемый фотографиями, о том, как восемнадцать мужчин от 30 до 75 лет, отправились из Нарьян-Мара к Новой Земле на четырех яхтах: «Печора», «Волга», «Нерпа» и «Абодье»1. Флагман флотилии «Нерпа» была построена по собственному проекту ее капитаном замечательным инженером Юрием Александровичем Лебедевым дошла от Кремля до Новой Земли.
Корабль без названия и флага то же, что и человек без имени и Родины, поэтому считаю необходимым отметить, что на наших яхтах развевались флаги Русского географического общества, под эгидой которого проходило плавание, а также Ненецкого национального округа, тогдашний губернатор которого И.В.Кошин, не только подержал наше начинание, но и помог нам с экипировкой. Также все участники экспедиции благодарны строительной кампании «Промкапстрой», пожертвовавшей значительную часть финансовых средств на организацию нашей экспедиции.
ОТПЛЫТИЕ
Проводить нас пришли многие горожане, потому что местное телевидение рассказало о нас в программе новостей: мне очень понравилась эта молодежь, которая в далеком краю сохраняет добрые традиции отечественной журналистики. Отплытию предшествовал «молебен о путешествующих», который служил епископ Нарьян-Марский и Мезенский Отец Иаков, влюбленный в Север.
Перед отплытием
В торжественном молчании мы внимали словам молитвы, которые возносили к Создателю Миров все мореходы испокон веков: «Господи, сих рабов Своих невредимыми и непреоборимыми от всяких козней лукавых и невидимых врагов и от злобы лукавых людей сохрани.
Благослови благое их намерение и благополучно к пользе душевной и телесной устрой Своею благодатию.
«Кто в море не бывал, тот Богу не маливал2».
Капитан нашей яхты «Волга» Александр Поздяев сказал мне эту поговорку в одну из первых «собачьих вахт» – так называют вахты с полуночи до двух часов (время, когда всех неумолимо клонит ко сну) и с 2 до 4 утра (когда все спят непробудным сном). По старой морской традиции эти вахты всегда стоит только капитан. Мне посчастливилось быть его помощником и он охотно делился со мной морской наукой. А наш боцман Роман, проявляя заботу о «юнге» (это мое первое плавание под парусом – сокровенная мечта моего детства), часто повторял мне слова Фритьофа Нансена: «Жизнь человеку в Арктике потерять также легко, как монету из дырявого кармана». Граница между Жизнью и смертью в полярных морях очень простая и четкая: на борту или за бортом, на плаву и в чистом море или с пробоиной и затерт льдами, один или с друзьями. Не мною первым замечено, что корабль в море – это метафора человеческой жизни. На пути к обетованным берегам надо выстоять в штормах, избежать подводных камней, не сбиться с курса, не застрять на мелях, которые поморы называют «кошками».
Остров МатвееваСлучается, что и целые страны и народы теряют ориентиры: печальным символом горбоельцинского режима для меня был брошенный и погасший маяк на острове Матвеева, на котором мы воздвигли памятный крест в память о погибших с буксира «Комсомолец»: в августе 1942 года судно было потоплено фашистской подлодкой, а оставшиеся в живых безжалостно расстреляны. Второй крест мы поставили на острове Долгий на месте трагической зимовки паломников Сибири, возвращавшихся в 1736 г. из Соловецкого монастыря.В море даже последовательные атеисты соглашаются со словами К.М.Станюковича: «Морской человек Бога завсегда должон помнить. Вода - не сухая путь. Ты с ей не шути и о себе много не полагай... который человек на море бывал и имеет в себе понятие, тот беспременно должон быть и душой прост, и к людям жалостлив, и умом рассудлив, и смелость иметь по той причине, что на море смерть завсегда на глазах. Какой-нибудь, примерно, аршин деревянный обшивки, и она тут шумит. Опять же: и бог здесь приметнее и в ласке и в гневе, и эту самую приметность человек чует. От этого и совесть в море будто щекотливее. Небось, всю свою грешность вспомнишь, как небо с овчинку покажется...»3.
ВайгачОдна из наших яхт получила пробоину во время сложного маневрирования при заходе на стоянку в губе Дыроватой на острове Вайгач. Пока мы все сообща заделывали дыру один из членов экипажа «Печоры» геолог Александр Маркович несколько раз сказал: «Я человек неверующий, но, когда яхта стала терять плавучесть, я мысленно молился Богу!».
Не могу не вспомнить и другой памятный случай – наглядную иллюстрацию слов «значит нужные книги ты в детстве читал» из знаменитой песни Высоцкого. Наши рации были слабые, поэтому мы потеряли связь с «Нерпой». Наше беспокойство усиливалось, поскольку восточный ветер нагнал льды, а наши яхты не были приспособлены для плавания среди сплошных ледовых полей. И вдруг капитан лихтера «Гибралтара» сообщил по рации командиру нашей флотилии Валерию Васильевичу Кудрявцеву, что он видел «Нерпу». Экипажи наших кораблей немедленно стали собирать на берегу острова Большой Логинов архипелага Новая Земля бревна и все, что может гореть, чтобы разжечь огромный сигнальный костер. И мне сразу вспомнились приключенческие романы и фильмы моего счастливого детства: «Дети капитана Гранта», «Земля Санникова» и «Остров сокровищ». Хорошая книга, песня, кино не только дарят радость приобщения к великому искусству, но и готовят к жизни.
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ
О неброской красоте Севера расскажут фотографии. И я надеюсь, что многие захотят если и не уехать в Арктику навсегда, то хотя бы раз в жизни провести отпуск в этом суровом краю, а не в бессмысленном и расслабляющем шатании по пляжам Турции, Египта и Таиланда.
Вайгач
Матвеев: таблица на Кресте
Остров Долгий
Природа
Природа
Цветы Арктики
Лилия Севера
Трудно усомниться в истинности крылатого изречения нашего командира Валерия Васильевича: «Богатство и достаток рождают трусов, нищета – рождает героев». Познавательный туризм должен стать одним из важных направлений деятельности Русского географического общества, переживающего, к счастью, второе рождение. Будет полезно изучить опыт Чили и Аргентины, успешно развивающих туризм в Патагонии и на Огненной Земле. А для этого надо рассказать в первую очередь молодежи не только о завораживающей красоте Севера, но и о выдающихся полярниках советского времени, – тех, кто сделал Арктику нашей. Мы посетили место крушения парохода «Сибиряков», севшего на камни в ноябре 1936 г. Там работали моряки и исследователи знаменитой Краснознаменной экспедиции подводных работ «ЭПРОН»4. На месте крушения работами руководил флагман 2-го ранга Фотий Иванович Крылов, а научной стороной из Ленинграда академик Леон Абгарович Орбели – один из создателей отечественного подводного флота.
Мы благодарны всем встреченным в пути северянам за бескорыстную помощь и искреннее участие: во-первых, Василию, живущему в одиночестве на острове Вайгач, но не ожесточившемуся на людей и сердечно помогающему всем, кого судьба посылает ему; лоцмана Геннадия; молодого отца с сыном, который, когда мы возвращались по Печоре, среди ночи подошел к нам на катере и спросил нужна ли нам помощь; двух парней в Нарьян-Маре, с «белой завистью» провожавших нас в поход; Ивана Васильевича – директора краеведческого музея; и всех местных журналистов с телевидения и из газет.
Спасибо всем нашим капитанам – Юрию Александровичу, Александру, «Петровичу» и Николаю, руководителю экспедиции – Валерию Васильевичу, и всем товарищам по экспедиции, потому что без них я бы никогда не увидел настоящую Арктику: матросам «Нерпы» – двум Андреям, Николаю, Никите, Константину, «Печоры» – Александру и Николаю, «Абодье» – Леониду, Евгению, Виталию, и моей «Волги» – Роману и Александру. Кстати, наш боцман Роман белой ночью во время одного из задушевных разговоров сказал, что Арктика должна кроме всего прочего обеспечить историческую преемственность.
Автор статьи - Андраник Сулейманян (слева) с ненцем-отшельником (в центре) и старым евреем-геологом (справа) на Вайгаче
Нам всем сейчас нужны объединяющие все наше общество и все народы России большие дела. Поэтому полагаю уместным закончить мой короткий рассказ кратким комментарием к фотографии, сделанной на острове Вайгач. Ненецкий охотник Василий, Александр Маркович – еврей, отдавший всю свою жизнь исследованию недр Коми и автор этих строк – карабахский армянин, стоят обнявшись, и говорят на русском языке.
P.S. В знаменитой песне есть очень точные слова: «Как провожают пароходы, совсем не так поезда». Но и возвращение из плавания – особенное событие. Море или сближает, или разъединяет навек, потому что как очень точно сказал мне наш боцман Роман, в суровых водах студеных морей через 2-3 дня с кажого «сойдет все цивилизованное» и каждый предстанет таким какой он есть. Тяготы и лишения жизни за полярным кругом по закону контраста должны завершиться праздником. Поэтому считаю уместным завершить свой безыскусный рассказ фотографией радостного и бурного пира в Нарьян-Маре.
Фотографии: Николай Карачёв
____________________
Поделитесь им также в социальных сетях!