ISSN - 1994-6783
Зарегистрироваться Войти
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Регистрация
  • Вход
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
Места
  • Вслед за героями книг
  • Русский мир, города России, Русский Север
  • Европейская классика, другая Европа
  • Библейская земля
  • Восток
  • Кавказ
  • Сибирь и Дальний Восток
  • Полюса мира: Арктика и Антарктика
  • Моря и океаны
  • Горы
  • «Муза дальних странствий»
Смыслы
  • Navigare necesse est
  • Пир на весь мир
  • Природа и люди
  • Научные искания
  • Дороги к прекрасному
  • Исторические путешествия
  • Помощь и служение
  • Поэтическая география
  • Via - est vita
  • Путеводитель по внутреннему миру
Рассылка

Статьи

Экспедиция по следам академика Лангсдорфа: как современная художница открывает Бразилию россиянам

Места: «Муза дальних странствий»

Смыслы: Исторические путешествия

Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

М.В. Ломоносов

Анастасия Курмелёва, магистратура «Изящные искусства», РГУ им. А.Н. Косыгина ( )

Современная художница Алини Шавиер Минейру вместе с командой ГМЗ Царицыно 16 октября 2022 года открыла выставочный проект «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах»[1], доступный к посещению до 15 января 2023 года.

Знаменитые слова М.В. Ломоносова вряд ли известны Алини. Однако, вся экспозиция построена на историческом материале и, во многом, решает просветительские задачи. Алини Минейру было очень важно посмотреть на экспедицию академика Григория Ивановича Лангсдорфа 1822-1829 годов глазами современности и интерпретировать ее материалы для нас.

Открытие выставки приурочено к 200-летию независимости Бразилии. Посол Бразилии в Москве Родриго Баэна Соарес справедливо заметил: «Вспомнить об экспедиции Лангсдорфа – значит вспомнить о сути Бразилии», – это событие способствовало формированию собственной идентичности Бразилии.

Почти 200 лет об этом событии помнил лишь узкий круг ученых. Вероятно, до арт-резиденции Алини в России изучение архива носило сугубо академический характер.

Алини снарядила собственную экспедицию, чтобы открыть Бразилию для нас, познакомить нас с богатством и красотой ее родной страны.

Алини Шавиер Минейру Алварес актуализирует событие прошлого и остается современной художницей и режиссером. По словам Алини[2], сегодня художники занимаются трансформацией. Художница объясняет: «Чтобы трансформировать современный мир, нужно обращаться к тому, что было до нас, смотреть на мир критически, сопоставлять мир нынешний с миром прежним, уметь разглядеть то, что скрыто за рамками твоей собственной жизни!»

С 2006 года Алини удалось основать студию по производству фильмов и произведений искусства в цифровых форматах «88 Arte Contemporânea».

А в 2022 году в результате трехмесячной арт-резиденции для выставки в Царицыне она создает новые объекты в Москве в Центре художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2». Алини чувствует дух времени и ей близок междисциплинарный подход в творчестве. В ее деятельности пересекается искусство с областями естествознания.

Предметы прошлого Алини интерпретирует в новом ключе. Участники экспедиции Лангсдорфа трудились около 8 лет над исследованием Бразильского нагорья и Амазонской низменности. Они поплатились здоровьем и даже жизнью. Память об оставленном ими научном наследии и укреплении русско-бразильских отношений Алини актуализирует сегодня в проекте международного уровня!

Экспедиция начинается недалеко от Рио-де-Жанейро, художник Адриан Тонэй фиксирует атмосферу тропических лесов Амазонии. Алини располагает рисунок Тонэя в Казаковском зале Большого дворца в самом начале одного из возможных маршрутов, недалеко от входа.63936541d2d0b-1_.jpeg

Ил.1. Тонэй А. (1802/1803-1828). Река Кубатан в окрестностях Сантуса. 1825. Бумага, черная акварель, чернила. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук.

Зритель, рассматривая графику Тонэя, погружается в сельву, в непроходимые экваториальные леса Амазонской низменности.

Примечательно, что композиция выставочного пространства может получить (если так решит посетитель) логическое завершение на цокольном этаже… Именно там зрителю удастся задействовать не только визуальное восприятие, но и аудиальное! Было принято решение, объединяющее разные способы воздействия на каналы чувств посетителей. Интерактивность выставочного пространства помогает нам оставаться включенными в путешествие.

Путешествие Алини началось там, где экспедиция Лангсдорфа завершилась. Алини приходилось работать более чем с 6000 архивными документами в Санкт-Петербурге. Именно сюда Лангсдорф направлял материалы экспедиции: чучела животных, гербарий примерно в 100 тысяч экземпляров, рисунки, карты и планы, рукописи с этнографическими и географическими наблюдениями. Алини отправляется из родного Минас-Жерайса исследовать ядро южноамериканских собраний музеев России. Именно из этого штата на юго-востоке Бразилии стартовали многие экспедиции. Поработав с коллекциями, она интерпретирует их и осмысляет художественно: через видео-, саунд-арт, фотографию и средовую инсталляцию.

Алини включает в повествование главных героев: русского консула в Рио-де-Жанейро, исследователя, ученого и руководителя экспедиции Григория Лангсдорфа, франко-бразильского художника и изобретателя фотографии Эркюля Флоранса, немецкого живописца М. Ругендаса и французского художника А. Тонэя.

Благодаря их непрестанному и самоотверженному труду до нас дошли портреты аборигенов Бразилии, пейзажи, ботанические и зоологические зарисовки. На их рисунках зафиксированы около 40 видов пресноводных и морских рыб Бразилии, две трети которых ранее науке были не известны. Алини производит их макросъемку и любуется эстетикой этикеток и отдельных частей рыб.

63936541d997e-6.jpeg

Ил.6. Тотем. 2022. Цифровая фотография, бумага, цифровая фотопечать. Произведено в Центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва

Финансирование экспедиции было обеспечено за счет средств ведомства иностранных дел по рескрипту, подписанному императором Александром I.

Благодаря стараниям ученых XIX-XX вв. сохранились дневниковые записи Лангсдорфа. В них он не только описывает свои впечатления от природы, но и указывает на возможности освоения лекарственных, промышленных, сельскохозяйственных ресурсов. В 1824 году Лангсдорф впервые заметил растение «чиококка, или каинка», которое он изучал в течение многих лет. Интригует весть о том, что брошюру 1827 года с описанием этого растения не удается найти. Именно каинка является компонентом ряда препаратов против тропических заболеваний! Исследования Лангсдорфа мультидисциплинарны. Алини и Лангсдорф схожи широтой кругозора.

Научное и культурное наследие экспедиции Лангсдорфа ценят и ученые всего мира, и жители Бразилии. Свежесть художественного взгляда современной художницы Алини оживляет наше восприятие и очаровывает нас. Ее способность осмыслять рисунки двухсотлетней давности позволяет заметить то, как художники подходили к зарисовкам ландшафт. Они не просто сухо фиксировали действительность, но создавали художественный образ.

Рядом с рисунком Тонэя (ил.1) Алини располагает сделанные ей цифровые фотографии.63936541d8560-2_.jpeg

Ил.2. Слепая вера, острый нож. 2022. Цифровая фотография, бумага, цифровая печать. Произведено в Центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва. ©ГМЗ Царицыно

Занавески гостиничного номера, в котором находилась Алини во время работы, стали символом остановки забвения. Алини стремится пролить свет на давно забытые исторические факты. Не придать забвению, а восстановить в памяти мира вклад Лангсдорфа и его спутников в мировую науку и культуру. Именно поэтому одной из концепций Алини утверждает возможность этого проекта «путешествовать», перемещаться по институциям Санкт-Петербурга, а также быть экспонированным во Франции, Германии, Бразилии (именно представители этих стран были членами экспедиции).

Сегодня нам открывается возможность погрузиться в загадочный мир сельвы. На выставке мы увидим мультимедиа-инсталляцию в сочетании с технологиями XIX века. Партитуры Эркюля Флоранса оживут на наших глазах. Вы хотите увидеть звук, или пока не знаете, как такое возможно? Алини и команда музыкантов и режиссеров подготовили для Вас захватывающее погружение в мир Амазонии.

Алини не оставила без внимания дневниковые записи Эркюля Флоранса, особенно страницы с партитурами (ил.3). Спускаясь на цокольный этаж ГМЗ Царицыно, мы оказываемся в темном помещении, где освещены только графические работы на стенах. Первое, что замечаем, – это звуки: слышны музыкальные инструменты и воспроизведены голоса животных. Заботливые смотрители музея предложат фонарик, чтобы видеть произведения в темноте отчетливее.

Насколько достоверным можно считать такое воспроизведение? Известно, что команда профессионалов использовала оригинальный документ для создания данной мультимедиа-инсталляции[3]63936541d8d0e-3_.jpeg

Ил.3. Флоранс Э. (1804-1879). Заметки о возможности передачи звуков и артикуляции голосов животных. Из путевого дневника. Июнь 1829 – 1 декабря 1830 года. Бумага, чернила, рукопись на французском языке. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук.

«Пение и рев»: Заметки[4] о возможности передачи звуков и артикуляции голосов животных. Нотные записи Флоранса послужили главным ориентиром при создании аудиодорожки. Звук то затухает, то вспыхивает подобно пламени, визуализация этого процесса транслируется через видеопроекции на противоположных стенах. Белое на черном – биение пульса жизни Амазонской низменности.

63936541d9b97-7.jpeg

Ил.7. Стоп-кадр репортажа с выставки ТК «Россия К». Новости культуры с Владиславом Флярковским. Художница Алини Алварес – о выставке «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах». Выставка, объединившая науку и искусство, открылась в музее-заповеднике «Царицыно». 16 октября 2022 г. [электронный ресурс] (дата обращения 30.11.22)

Партитуры Флоранса оживают наяву, мы их слышим. На черном фоне возникают звукограммы и спектрограммы, визуализирующие звуковую волну. Из темного пространства вырываются белые линии – инверсия для тех цианотипий, которые специально для выставки были произведены Алини в Центре художественного производства «Своды» (Дом культуры «ГЭС-2», Москва).

Мы продвигаемся вглубь леса. Обернувшись через левое плечо возможно увидим животного, артикуляцию голоса которого мы только что уловили… Современная бразильская художница использует светописную технику фиксации изображений – цианотипию, которая была изобретена в середине XIX веке.

А рядом с зарисовкой обезьяны мы заметим цианотипию Алини, где запечатлена одна из нотных записей Флоранса, которая воспроизводит или крик обезьяны, или рычание ягуара, или пение трогона-суруку, или пение гологорлого звонаря (арапонга).

Наследие Эркюля Флоранса, известное только немногим знатокам, бразильская художница делает всеобщим достоянием, наглядно раскрывая его вклад в науку и искусство.

Неотъемлемой частью инсталляции являются визуальные образы: помимо видео-арта, проецируемых спектрограмм и звукограмм, существуют и рисунки Э. Флоранса, А. Тонэя и цианотипии Алини Шавиер Минейру.63936541d94f5-4_.jpeg

Ил.4. Пение рыжебрюхого дрозда (сабиá-ларанжейра), пение трогона-суруку, пение гологорлого звонаря (арапонга). 2022. Бумага, цианотипия. Произведено в Центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва.

Для реализации выставочного проекта Алини было необходимо зафиксировать архивные документы, и она могла использовать современные методы копирования информации: фото, видео. Однако она применяет технику цианотипии, трудоемкую, результат которой не всегда можно предсказать.

Алини поставила перед собой задачу засвидетельствовать собственную «контрэкспедицию», поэтому образ документа и его черно-белая эстетика должны были сохраниться, а «турнбулева синь» классической цианотипии не подходила. В результате работы и творческого поиска в Центре художественного производства «Своды» (Дом культуры «ГЭС-2», Москва) Алини удалось добиться затемнения линий до наиболее глубоких тонов коричневого, приближенного к черному. Так стало возможным создать образ состаренного документа.63936541d9765-5_-.jpeg

Ил.5. Пение трогона-суруку. 2022. Бумага, цианотипия. Произведено в Центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва.

Более того, Алини накладывает слои изображений и расставляет акценты так, что партитуры по масштабу и толщине линии превосходят фоновый текст дневниковых записей. Эстетизация нотных записей происходит путем выделения их в пространстве белого листа и записей путевого дневника. Способ записи артикуляции голосов животных изобрел Эркюль Флоранс назвал зоофонией или биоакустикой. В партитурах записаны партии в определенном порядке. Особенность в том, что исполнителями становятся музыкальные инструменты и животные. В контексте мультимедийной средовой инсталляции цианотипии актуализируют изобретение Флоранса как научное наследие экспедиции Лангсдорфа, ориентируют посетителя в пространстве, где звучат непривычные звуки в неожиданной комбинации. Помимо информационной составляющей, оттиски выявляют эстетику тех документов, которые долгое время после завершения исследований экспедиции были забыты. Алини осуществила путешествие по архиву, методично документируя происходящее, выбирая главное и расставляя акценты.

Выставочный проект показывает новые стороны коллективной памяти путем возвращения к исторически значимому событию. Алини использует современный художественный язык и медиа-археологические подходы. В узкоспециализированной научной среде результаты работы экспедиции Лангсдорфа всесторонне исследуются. Однако ее культурологическое общемировое значение было выявлено благодаря проекту Алини, где соединились научный и эстетический методы. Естественнонаучные явления Алини осмысляет в создании арт-объектов. Средствами художественной выразительности становятся звуки голосов животных, живые системы при воссоздании условий сельвы.

Таким образом, каждый из вас может совершить личное открытие Бразилии в Царицыне. Именно там до 15 января 2023 года на Ваших глазах оживают коллекции Российского архива.

Список иллюстраций:

Ил.1. Тонэй А. (1802/1803-1828). Река Кубатан в окрестностях Сантуса. 1825. Бумага, черная акварель, чернила. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук.

Ил.2. Слепая вера, острый нож. 2022. Цифровая фотография, бумага, цифровая печать. Произведено в Центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва. ©ГМЗ Царицыно

Ил.3. Флоранс Э. (1804-1879). Заметки о возможности передачи звуков и артикуляции голосов животных. Из путевого дневника. Июнь 1829 – 1 декабря 1830 года. Бумага, чернила, рукопись на французском языке. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук.

Ил.4. Пение рыжебрюхого дрозда (сабиá-ларанжейра), пение трогона-суруку, пение гологорлого звонаря (арапонга). 2022. Бумага, цианотипия. Произведено в Центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва.

Ил.5. Пение трогона-суруку. 2022. Бумага, цианотипия. Произведено в Центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва.

Ил.6. Тотем. 2022. Цифровая фотография, бумага, цифровая фотопечать. Произведено в Центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва

Ил.7. Стоп-кадр репортажа с выставки ТК «Россия К». Новости культуры с Владиславом Флярковским. Художница Алини Алварес – о выставке «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах». Выставка, объединившая науку и искусство, открылась в музее-заповеднике «Царицыно». 16 октября 2022 г. [электронный ресурс] (дата обращения 30.11.22)

Список использованных источников:

  • Басаргина Е.Ю., Груздева Е.Н., Щедрова И.М., Иодко О.В., Поникаровская М.В. Экспедиция академика Г.И. Лангсдорфа в Бразилию (1821-1829 гг.). По фондам СПб филиала Архива РАН / под ред. Е.Ю. Басаргиной и И.В. Тункиной.
  • Академик Лангсдорф и русская экспедиция в Бразилию в 1821-1836 гг.: Библиографический указатель / Сост. К.В. Александрова; под ред. Д.Е. Бертельса и Б.Н. Комиссарова. – Ленинград: БАН СССР, 1979. – 59 с.
  • Комиссаров Б.Н. Григорий Иванович Лангсдорф, 1774-1852 / Б.Н. Комиссаров; АН СССР. – Ленинград: Наука, 1975. – 124 с.
  • Манизер Г.Г. Экспедиция академика Г.И. Лангсдорфа в Бразилию: (1821-1828) / Г.Г. Манизер; Под ред., со вступ. статьей и коммент. Н.Г. Шпринцин. – Москва: Географгиз, 1948. – 180 с.
  • Комиссаров Б.Н. Материалы экспедиции Г.И Лангсдорфа в Бразилию (1821-1829) как исторический источник: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. (07.573) / Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. – Ленинград, 1970. – 20 с.
  • Комиссаров Б.Н. Первая русская экспедиция в Бразилию. АН СССР. – Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. – С. 56.
  • Материалы Экспедиции академика Григория Ивановича Лангсдорфа в Бразилию в 1821-1829 гг. / Науч. описание / Изд. подготовили Д.Е. Бертельс, Б.Н. Комиссаров, Т.И. Лысенко; под ред. Л.А. Шура. – Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. – 228 с.
  • Дневник Русской комплексной академической экспедиции в Бразилию в 1824-1826 гг. под началом академика Г.И. Лангсдорфа / Сост. Н.М Осипова; Отв. ред. С.Р. Микулинский; Авт. вступ. статей и коммент. Н.М. Осипова, Б.А. Старостин. – М.: Наука, 1995. – 276 с.
  • Левченко О.Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое» // автореф… дис. кан. культ. наук. – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, – 2016. – С. 1-26.
  • Сайт компании, которая занималась звуковым дизайном средовой мультимедийной инсталляции. [Электронный ресурс] (дата обращения 23.11.22) Режим доступа: URL: https://ogrivo.com
  • Шпринцин Н.Г. «Живописное описание путешествие из Порту Фелис в Куяба» Г. Флоранса // Советская этнография. 1936. № 6. С. 106.
  • Kossoy B. Hercule Florence. Pioneer of photography in Brazil. – International Museum of Photography at George Eastman House, 1977.

© Курмелева А.П., 2022



[1] Проходит в Большом дворце музея-заповедника Царицыно с 15 октября 2022 по 15 января 2023 года

[2] Новости культуры с Владиславом Флярковским. Художница Алини Алварес – о выставке «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах». Выставка, объединившая науку и искусство, открылась в музее-заповеднике «Царицыно». 16 октября 2022 г. [электронный ресурс] (дата обращения 30.11.22) URL: htttps://smotrim.ru/video/2496183?ysclid=lb7mbqzte1252885495

[3] Пение и рев. Мультимедийная инсталляция. Алини Шавиер Минейру. 2022. Мультимедийная инсталляция 16 мин 30 с. Объемный звук 5.1. Двухканальное видео. Фотографические отпечатки.

[4] Э. Флоранс. Путевой дневник, июнь 1829 – 1 декабря 1830 года. Бумага, чернила, рукопись, на французском языке. СПб филиал Архива Российской академии наук. Экспонируется в Казаковском зале Большого дворца музея-заповедника «Царицыно».


Рейтинг:5,00/5 звезд
5 голосов

Комментарии:
Никита
Никита2022.12.10 18:59:02
Очень интересный выставочный проект! Большое спасибо Анастасии за замечательное повествование! Бразилия открылась для меня с совершенно новой стороны, во время чтения мысленно перенёсся в глубины таинственной Амазонки! Вы так хорошо описали эту экспозицию, что захотелось увидеть всё собственными глазами! Посмотрев в профиле, узнал, что это первая статья автора на Всемирном путешественнике. Очень бы хотелось увидеть в будущем новые работы Анастасии! Успешной работы и попутного ветра!
  • Ответить
Новый комментарий:
 
Блог проекта
  • Возобновление издания журнала «Всемiрный путешественник»
    1867 г.
Колонки
...
Брюзжание первое: коммунальное
Алексей Маничев, "Городской логист"
...
Россия — Новый Ковчег
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала
...
​«НУЖНО ПРОЕЗДИТЬСЯ ПО РОССИИ»
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала

Понравился материал?

Поделитесь им также в социальных сетях!

© “Всемирный путешественник”
2016-2023
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Обратная связь
Создание сайта
от веб-студии «Инфра»
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Регистрационное свидетельство : ПИ №ФС77 - 24144 от 3 мая 2006г.
Обратная связь