Места: Сибирь и Дальний Восток
Смыслы: Исторические путешествия
Русские жители собственно города Якутска происходят от переселенцев, вышедших в течение 17 и 18 столетий, преимущественно из Вологодской и частию из Новгородской и Архангельской губерний. Господствующее здесь наречие — вологодское, и многие жители имеют однофамильцев и даже родственников в Вологодском крае. Как там, так и здесь, много Поповых во всех сословиях, также немало Винокуровых и Виноградовых. Многие купцы и граждане якутские празднуют 18-е октября Вологодской Чудотворной иконе Всемилостивого Спаса, в память освобождения Вологды от ужасной моровой язвы, бывшей во время междуцарствия [2], равно и святым чудотворцам великоустюжским Прокопию и Иоанну. Что есть жители по происхождению из Новгородской губернии, это подтверждается особенным в Якутске празднованием Новгородской иконе Знамения Божия Матери. Наконец, о происхождении некоторых жителей Якутска из Архангельской губернии сохранилось живое предание, особенно между лицами духовного звания. Купеческие почетные фамилии в Якутске большею частью из коренных русских обитателей города.
…[Тем не менее,] в Якутске несравненно более говорят по-якутски, чем по-русски, ибо почти все тамошние ремесленники — якуты, все няньки — якутки, и даже богатый русский пушной торговец нередко женится на якутке.
Якуты происхождения татарского и во многом сходствуют по наружности с прочими татарами. Глаза у них большею частью черные или темно-карие, малые и узкие; носы у них частью искривленные, а большею частью широкие и сплюснутые; волосы черные, как смоль, жесткие и щетинистые. Ростом они довольно высоки. Мужчины все ходят остриженные, с небольшими косами на затылке и голобородые. Они в молодые годы выдергивают из бороды волосы щипцами. Женщины обыкновенно отличаются длинными волосами, заплетаемыми в косы, малым ростом, менее грубыми чертами и широкими лицами.
Все якуты, как мужчины, так и женщины, как князьки, так и простолюдины, и зимою, и летом ходят в одних и тех же национальных одеждах, застегиваемых в один раз, а иногда и в два раза гладкими медными пуговицами, в одинаковых меховых шапках, с широкими на затылках и на ушах отводами, в кожаных узких штанах (сутуры) и в такой же обуви, называемой торбасами. Князьки отличаются от прочих богатым суконным, а иногда и бархатным костюмом с серебряным поясом с разными чеканенными на нем фигурами. Женщины отличаются еще большими металлическими подвесками в ушах и серебряными монетами, которые вместе с бисером привешиваются к косам; сверх того, носят на шее, на кушаке и на руках обнизи из мелких серебряных монет и фигурок и разноцветных камешков. Вместо серебряных поясов многие мужчины и женщины носят широкие шелковые кушаки.
…Якуты управляются своими старшими родовичами, или князьками, имеющими заседания в волостных управах по улусам [3], в зависимости от областного начальства. Начальника области они чтут как представителя царской власти. Чуть не главным достоинством каждого князька якутского, с давних времен, обыкновенно почитаются большой рост и полнота. Многие из крещенных якутов остаются еще в диком полуязычестве, — не почитают за грех воровства, обходят браки, и, прижив незаконнорожденных детей, часто покидают жен своих с детьми или обвенчиваются с женою только по усиленным убеждениям священников. Многие якуты почитают стихии, в особенности огонь, и исполняют некоторые обряды языческие. Уважая священников, многие не оставляют, между тем, и прежних своих шаманов.
Священники (агабытта) уже давно начали обращать деятельное внимание на истребление шаманства, но и доселе еще не успели перевесть его. Особенно две походные церкви, в 1844 году учрежденные в Якутской области, прилагают старание об искоренении шаманства и об утверждении якутов в христианской вере. Одна из этих церквей, Николаевская, ежегодно совершает свои походы от Якутска на восток и на северо-восток слишком за 3500 верст до самых чукчей, которые уже начали креститься, благодаря деятельности особого миссионера-священника, имеющего главное местопребывание в Среднеколымске, близ границ Чукотской земли. Вторая церковь, Благовещенская, совершает походы от Якутска на север и на северо-запад слишком на 1500 верст. 0бе они доходят до берегов Ледовитого моря, где, кроме якутов, обитают еще юкагиры, большею частию исповедующие православную веру.
...Якуты едят часто полусырое, а иногда и совсем сырое мясо, питаются также дичью и рыбою, особенно мерзлою. Как мясо, так и рыбу, они употребляют большею частию без соли и всегда без хлеба. Самое любимое их кушанье составляет конина. Многие якуты, не бывшие в Якутске, хлеба вовсе не знают; а если и случается им покупать печеный хлеб, то употребляют его вместо лакомства, бережливо и немного. Как печеный хлеб, так и муку, якуты называют одним именем: бурдук. За неимением мяса и рыбы, они, большею частию, варят в горшке похлебку из сосновой коры, с молоком и малым количеством ржаной муки. Свежее молоко якуты редко сами употребляют, сберегая его для накопления масла на продажу. Бедные большею частию употребляют кислое молоко с брусникою, также звериное мясо и кровь закалываемых животных.
Но самым национальным кушанием считается масса прогорклого жира, и неумеренное потребление его якут считает за высшее блаженство… Симпсон [4] призвал к себе в Якутске двух известных едоков и поставил перед ними два пуда вареной говядины и пуд растопленного масла, каждому дали ровно по пуду мяса, и масло должны они были пить или есть большими ложками. Один якут был стар и опытен, другой молод и жаден. Последний сначала имел преимущество. «У него зубы хороши», сказал старик, «но с помощью святых (здесь он перекрестился) я его скоро догоню». Когда половина была съедена, Симпсон оставил благодарных гостей надзору своего секретаря. Когда путешественникъ возвратился через два часа, секретарь доложил ему, что все было съедено, что подтвердили и растянувшиеся на полу обжоры, которые, целуя землю, благодарили за обильный обед.
После такого турнира, бойцы, как змеи, три-четыре дня пробыли в каком-то полусознательном состоянии, не пили и не ели, и только часто катались но полу, чтобы возбудить пищеварение… При каждой богатой свадьбе, двое таких искусных едоков должны увеселять гостей своим обжорством. Одного угощает жених, другого невеста, и сторона победителя считает это за хорошее предзнаменование.
Все вообще якуты особенно любят пить кумыс, приготовляемый из лошадиного молока. В этот любимый всеми татарскими племенами напиток, для большей приятности и питательности, они прибавляют нетопленного масла. Летом, для питья, якуты носят с собою кумыс в кожаных сумах. От долгого употребления его они очень толстеют. Достаточные якуты пьют с молоком кирпичный чай из медных чайников; у некоторых имеются даже самовары и довольно хороший чай. Многие из якутов любят пить топленое коровье масло и выпивают его по нескольку фунтов [5] за раз.
В летнее время якуты занимаются скотоводством, сенокосом и рыбною ловлею, в начале и в конце зимы – ловлею белок, лисиц, бурундуков, а частию и соболей. Немногие лишь обрабатывают землю и сеют в малом количестве ячмень, да и то по настоянию земского начальства. Будучи по природе переимчивы, якуты делают по заказу и на продажу некоторые довольно красивые вещи, особенно гребни, шкатулки, ящики из мамонтовой кости с резьбою, употребляя для того только один нож. Якуты, кроме своей одежды, шьют искусно узорчатые ковры из разноцветных коровьих кож и плетут, из длинной травы, ситки, половики или постилки, не только для себя, но и на продажу.
Способностию к ремеслам якуты превосходят все другие сибирские народы, и некоторые якутские изделия, особенно кинжалы и ножи, могли бы заслужить отличие на европейских промышленных выставках. Задолго до покорения Сибири русскими, они умели ковать ножи, топоры и другие оружия из вилюйской железной руды. Эти железные изделия, от качества ли материала, или превосходной обработки, не лопаются даже в самые сильные холода, – качество, которого не имеют даже лучшие английские топоры. Рукоять якутских кинжалов искусно украшается оловом, а ножны делаются из бересты, обтянутой черною кожею; для прочности их оковывают жестяными полосами.
Богатство якутов состоит в огромных стадах рогатого скота и в значительном количестве лошадей. Лошади им служат для дальних переездов и, в особенности, для верховой езды; в домашнем же быту для перевозки тяжестей всегда служат волы, которых запрягают в самую простую упряжь и правят посредством поводьев, привязываемых за деревянные кольца, продетые в ноздри животных. Лошади остаются на холоде, даже когда замерзает ртуть, они ходят под открытым небом, и сами должны разрывать снег, чтобы под ним найти побитую морозом осеннюю траву. Эти животные, до невероятности приученные к лишениям всякого рода, меняют шерсть, как и все другие звери Крайнего Севера. Лошади здесь всегда сыты и сильны, хотя во время трудных, нередко месяца три длящихся путешествий, питаются исключительно сухою полусгнившею травою. Они до глубокой старости сохраняют зубы и несравненно долее остаются молодыми, чем наши: круглым числом здесь лошадь служит 30 лет.
«Кто думает об улучшении якутского коневодства», говорит Миддендорф6, «тот уже обратил свое внимание на нечто весьма близкое к совершенству. Пусть вдумаются в затруднительные пути, в то, что здесь лошадь ест, вместо овса—хвощи, кору лиственницы, ивовые ветви и старую кору, или пусть попробуют проехать по почтовой дороге до Якутска, тогда увидят, что эти лошади, без отдыха проскакавшие 40 верст, едят одну траву, и, покрытые пеной, стоят без всякой покрышки при 40° мороза».
Якуты большею частью понятливы, довольно вежливы, гостеприимны, ловки и быстры в движениях, очень скоры в езде, весьма легки в бегании, особенно переимчивы и хитры, но часто при нечаянной встрече с русскими бывают робки. При первом взгляде на якутов, может показаться, что они ни о чем не думают, между тем они только притворяются, а на самом деле все знают, что им нужно и можно знать по своему положению. Они очень осмотрительны, внимательны ко всему и догадливы; почти никогда не даются в обман русским; а русские, напротив, бывают ими обманываемы, принимая их притворство за искренность. Якуты очень пристрастны к хлебному вину7, к табаку, к игре в карты, к борьбе и пляске, к рассказам и басням, в которых герои у них слывут «железными».
Якуты собственно пастушеский народ, и их богатства состоят преимущественно в лошадях и рогатом скоте. Необщительные и скрытые, они в тоже время гостеприимны, и добродушно стараются угодить заехавшему к ним путешественнику. Большие поселения очень редки; только между Якутском и Алданом, где население гуще, местами встречаются роды по нескольку юрт вместе. По ту сторону Верхоянского хребта, отдельные юрты нередко находятся на расстоянии нескольких сот верст друг от друга, так что нередко ближайшие соседи не видаются по целым годам.
Летом эти пастухи живут в уросах, легких, конусообразных палатках на шестах, покрытых березовою корою. С такими палатками якуты кочуют по травяной степи, беспрерывно запасая сено на зиму. Скотоводство под 62° с. ш. достается им с несравненно большим трудом, нежели другим пастушеским народам. Нередко сена достает только на зиму, а с марта до мая скот питается ивовыми и березовыми побегами.
С наступлением холодного времени года якуты переходят в теплую юрту. Эта хижина, построенная из тонких бревен, имеет форму усеченной пирамиды; сверху она обложена толстым слоем дерна, глины и травы. Вместо окон вставляется пара льдин, которые, при наступлении оттепели, заменяются рыбьими пузырями или промасленною бумагою. Пол обыкновенно углублен на два или три фута8, у богатых, напротив, он возвышен и сделан из досок.
Вдоль стен устроены скамьи и постели. В центре юрты помещается чувал или очаг, труба которого проходит в крышу. По стенам висят одежды и оружие. Все валяется в совершенном беспорядке и нечистоте. Снаружи около юрты находятся навесы для коров, которые в сильные холода вгоняются в юрту.
1 Печатается с сокращениями. Примечания, кроме специально отмеченных, составлены редакцией. В оформлении использованы изображения из оригинальной статьи
2 Имеется в виду Смутное время конца XVI – начала XVII веков.
3 Территориальная единица.
4 Английский путешественник.
5 Фунт – 453,6 г.
6 Известный отечественный исследователь Сибири.
7 Водка.
8 1 фут – 0,2832 м.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.