Места: Восток
Первый раз я посетил Египет в далёком 2001 году. Мои впечатления были весьма стандартны - арабы, море, рыбки, кораллы. Однако мне тогда особенно запомнился ночной подъём на гору Моисея, до глубины души поразил монастырь Святой Екатерины.
Впрочем, многие всё это видели - ну что нового можно написать про Египет?! Так-то оно так, но в этот раз на меня очень сильное впечатление произвела экскурсия в монастыри святого Павла и Святого Антония. Последний считается самым старым христианским монастырём. Скорее всего, это действительно так, ведь христианское монашество зародилось именно в Египте.
Впрочем, начнём обо всём по-порядку.
Если в первый раз я был в Египте в Шарм-эль-Шейхе, то теперь через 13 лет для меня гостеприимно распахнула двери русская Хургада. В этом курортном городке около 20% населения русские люди, отчего его можно смело назвать Хургадией.
Гуляя по Хургадии постоянно слышится русская речь, магазины пестрят русскими вывесками, и практически все местные говорят, или, во всяком случае, понимают по-русски. Везде и всюду к тебе обращаются – брат, зайди в мою лавку, давай тебе массаж сделаю, посмотри каталог экскурсий.
Из всего большого перечня, что предлагал гид, меня сразу заинтересовало посещение монастырей Святого Антония и Святого Павла. Однако гид озадачил, ответив, что после революции в стране стало опасно и экскурсии они туда больше не делают. Я пытался узнать про эту экскурсию у различных уличных зазывал, так они наоборот отправляли меня к гиду, повторяя - там опасно, там опасно.
В Харгаде я был с семьёй. Нам удалось побывать на двух водных экскурсиях, плюс сам я съездил в пустыню. До отъезда оставалось два дня, и мы уже мысленно паковали чемоданы.
Тут нужно объяснить, что прилетели мы в Хургаду через туристическое агентство Коралл, соответственно наш гид также принадлежал к этой фирме. И вдруг на глаза мне попалась брошюрка экскурсий от ТЕЗтура, где монастыри также были обозначены.
Я решил спросить про экскурсию у тезтуровского гида. Тот ответил, делаем, но только один раз в неделю, по пятницам, то есть завтра, или скорее сегодня в ночь. Цена вопроса – 50 долларов. Как оказалось, ларчик открывался просто.
Я записался, отдал деньги и отправился на пляж. В чём ехать? Что с собой взять? Будет ли в автобусе от кондиционера холодно или наоборот жарко? Вопросы, как барашки на море, вдруг стали сами собой появляться, но ответ узнать не у кого.
Тут вдруг я вижу, что на пляж пришёл длинноволосый мужчина, очень похожий на батюшку, а рядом с ним женщина, очень похожая на матушку. Я набрался наглости, подошёл к ним с вопросом про монастыри. Они ответили, что семь лет назад они там были, а сейчас вновь приехали в Хургаду, специально дабы посетить монастыри, но экскурсии туда теперь не делают.
И здесь я им говорю, что сегодня в ночь я туда еду. Трудно описать их радость!!! Батюшка с матушкой назвали меня посланцем Господа, и побежали со всех ног искать нужного гида. Забегая вперёд, скажу, что от большого отеля Хилтон на данную экскурсию мы отправились втроём.
Ребята египтяне с ресепшена вместо того, чтобы разбудить меня в 1 ч. 40 мин., позвонили на 30 минут раньше, отчего какое-то время я тупо сидел возле них в ожидании автобуса.
Большим недостатком подобных туристических мероприятий является то, что автобус, собирая туристов, начинает кружить по отелям. В нашем случае автобус был маленьким, и паломников было всего 10 человек. Тогда как за нами ехал другой автобус, он вёз примерно 30 туристов. В любом случае, если подобная экскурсия делается всего 1 раз в неделю, то 40 человек это мало. Наш народ из Хургады всё больше Каир и Луксор выбирает.
Примерно в три часа ночи в определённом месте собралась колонна автобусов, и далее в сопровождении полиции вся кавалькада тронулась по шоссе в сторону Каира.
Ночной переезд дело весьма сложное и утомительное. Мне удалось занять сразу два места. Однако сон меня так и не одолел, ибо периодически приходилось видеть, как наш водитель лихо обгоняет другие машины. Шоссе на Каир двухполосное, встречные потоки отделены друг от друга, но как тут не вспомнить про дорожную статистику Египта….
Дабы отвлечься от дурных мыслей, начинаю жевать свой скудный завтрак. А как вы хотите? Паломник должен быть голодным! К Богу с толстым брюхом не ходят. Стараюсь настроиться на что-то возвышенное, и вспомнить об аскетичной жизни первых христиан, но после ол инклюзив подобное как-то не получается.
Небо на Востоке начинает слегка светлеть, напоминая сперва розовую полоску крема на шоколадном пирожном, чуть позже небосвод становится похож на большой бисквитный торт из отеля, где всё включено, где ешь, сколько хочешь.
Трасса на Каир идёт вдоль моря. Песчаные отвалы вдоль дороги вначале желтеют, но по мере приближения рассвета становятся серыми. Небесная тьма отступает на Запад, туда, где, словно кардиограмма больного в предынфарктном состоянии, далёким миражом чернеют горы. И наконец, справа из морской пучины, оттуда, где огромным костром разгорелся рассвет, в наш мир приходит апельсиновое солнце.
День вступает в свои права. Мы делаем остановку возле большого придорожного кафе. Далее колонна на Каир так и движется в сопровождении полиции, тогда как наш автобус через какое-то время уходит с трассы на второстепенную дорогу.
Море осталось в стороне. Вокруг сплошная пустыня, окружённая горами, где нет ни жилья, ни встречных машин, ни деревца, ни кустика.
В некоторых местах дорожный асфальт изрезан колёсами грузовиков, отчего в нём образовалась настоящая колея, причём сама дорога хоть и идёт по пустыне, но при этом жутко виляет и петляет.
Но разве могут земные трудности помешать человеку, если он движется на рандеву с чем-то божественным?! А как подобный путь преодолевали первые христиане?!
Подъезжаем к неким воротам. Рядом с ними кирпичная стена украшена ликами святых, крестами и башенками. Охрана проверяет у водителя документы и после нас запускают внутрь, но это ещё вовсе не монастырь. Стену за несколько километров возвели 7 лет назад. Египетские христиане решили таким образом обезопасить свои святыни, ибо провокации против них в последнее время достаточно регулярны.
Впереди огромной глыбой нависают горы Красного моря. Горы взяты в плен облаками, и вскоре наш автобус останавливается возле их подножья. Здесь привлекает к себе внимание одинокий холм, в чреве которого чернеет круглая дыра. Это пещерный храм. Его лицевую сторону, или точнее фасад, украшают вырезанные из камня кресты и фигуры на евангелистскую тему. Возле входа большой круглый камень, им якобы закрываю вход.
Внутри идёт служба. Сопровождавший нас гид предлагает зайти и посмотреть, но только не долго, ибо далее нам предстоит подъём на гору.
Снимаем обувь, заходим в храм. Его внутреннее пространство квадратная пещера, украшенная каменными фресками-барельефами различных святых и их деяний. Алтарь отделён небольшим ограждением. Священник, одетый в белый халат с капюшоном, читает молитву, и его пение усиливают несколько динамиков.
Любопытно, что прихожане копты, слушая проповедь, сидят, лежат, едят и даже спят. Женщины хотя и покрывают голову платком, но при этом они почти все в джинсах.
У коптов церковь считается домом Бога, поэтому здесь возможны некие послабления из правил, которые копты вынуждены соблюдать, живя среди мусульман. Говорят, что коптские парни и девушки в храмах вполне свободно знакомятся с целью создания семьи (в Египте на улице не знакомятся). Но если мусульманин может иметь 4 жены, при этом развод в исламе тоже возможен, то копты женятся только один раз и на всю жизнь. Как говорят сами копты - жена как арбуз, не узнаешь, пока не разрежешь.
Правда отметим, что разводом у коптов может послужить смерть или измена, причём последняя может повлечь первую, и полиция не узнает...
Я слушал монолог священника и никак не мог понять, на что он был похож. Если Коран читается нараспев, и если в православных храмах молитву скорее не читают, а поют, то здесь по тону можно было подумать, что это скорее какое-то обличительное выступление прокурора.
Однако время поджимает, и мы движемся дальше. Нам предстоит подняться в пещеру, где жил и молился Святой Антоний. Для этого нужно преодолеть 1442 ступеньки.
Как я уже писал, вместе со мной сюда приехали батюшка и матушка. Последняя была далеко не молодая и чересчур полная. Подойдя к лестнице, матушка заохала, дескать, боюсь, не поднимусь. На что батюшка ей ответил: «Крепись матушка, Святой Антоний тебе поможет». Далее слуга Господа спокойно пошёл на встречу с божественным, не обращая внимания на свою земную спутницу.
Женщина по ровной местности с трудом с палкой ходила, но на гору она взошла, через усилие с остановками, но взошла. Вот и спрашивается, как после всего этого не верить в Бога?!
Впрочем, нужно рассказать, про первого христианского монаха Святого Антония. Точнее, Антоний, конечно, был не первым монахом, но именно его считают отцом отшельнического монашества.
Антоний родился в Александрии в семье благочестивых христиан примерно в 250 году. Когда ему было 20 лет, его родители умерли, оставив ему на попечение малолетнюю сестру и богатое наследство.
Антоний рьяно посещал храм, соблюдал все церковные каноны, успевая при этом управлять своей торговлей. Однако вскоре он понял, что служить одновременно Богу и Миру невозможно. Божественный голос повелел раздать своё богатство и стать отшельником.
Оставив сестру на попечение девственных женщин (монахинь), он удалился на берег Нила, где в течении 20 лет только и делал, что молился. По легенде однажды возле него стали купаться обнажённые женщины. Антоний сделал им замечание, сказав при этом, что он монах.
Голые девушки на это ему ответили – если ты монах-отшельник, иди в пустыню. Он собрался и пошёл, и пришёл именно в эти места.
Такова легенда. На самом деле Антоний на 6 лет нарушил свою уединённую жизнь по просьбе множества учеников. Они уговорили отшельника помочь им основать монашескую общину. В этот период Антоний посетил Александрию, где укрепил веру христиан во время очередных гонений, а также выступил в обличительном богословском споре на суде против еретиков.
В любом случае, далее Антоний вновь вёл уединённую жизнь, причём именно здесь. Его периодически искушал дьявол. В свою очередь ангел показал ему, как нужно работать и молиться.
Подъём в гору к пещере Святого Антония для нормального человека совсем не трудный. Навстречу постоянно попадаются египетские паломники. Многие мужчины несут на себе детей, среди паломников большое количество инвалидов. Атмосфера весьма доброжелательная. Копты разрешают себя сфотографировать, а также фотографирую нас. Любопытно, что один парень взял и поцеловал меня в плечо - у египтян это признак большого уважения.
Нынешний коптский патриарх запретил своей пастве посещение Иерусалима. Причинами подобного является политика, отчего копты совершают паломничество, как правило, только по Египту.
Большинство учёных считает именно коптов потомками фараонов, потомками строителей пирамид. Если приглядеться к коптам, то можно увидеть, что их кожа светлее, нежели у соотечественников арабов. Копты чем-то похожи на эфиопов. В Египте христианин никогда не женится на мусульманке, ибо в семейной жизни это принесёт большие проблемы. Женщины христианки за мусульман, как правило, тоже не выходят. Хотя, если вспомнить историю, к коптам принадлежали две жены пророка Мухаммеда.
Копты-египтяне через века и даже через тысячелетия сохранили свою неповторимую самобытность. Дабы обозначить свою принадлежность к христианству, копты в самом малом возрасте выкалывают на руке крест. Некоторые идут ещё дальше, делая на плече тату с изображением своего святого покровителя.
Подхожу к некой часовне. По легенде здесь была пещера, где жил Павлус - ученик Святого Антония.
По преданию как-то раз к Святому Антонию привели бесноватого, с просьбой избавить его от беса. Антоний сказал, что не может этого сделать, и направил ходоков к своему ученику.
Павлус начал читать перед бесноватым молитву. Молился он долго, однако бес всё никак не выходил. Тогда Павлус положил на свою голову большой раскалённый от солнца камень, и вновь начал читать. Бес, видя его рьяную молитву и его страдания, вышел-таки из тела несчастного, и удалился. В наше время копты привозят сюда бесноватых для отчитки.
Ещё, поднимаясь на гору, можно заметить большое количество всевозможных крестов, как выложенных на склоне из камня, так и деревянных торчащих из земли. Их ставят и выкладывают верующие, в ознаменовании какого-либо свершившегося события.
Возле самой верхней точки возле тропы лежат большие металлические сундуки. Паломники пишут Богу записки о сокровенном, специальный человек их собирает и раскладывает по сундукам. В определённый момент во время молитвы записки сожгут, отправив таки образом все желания по адресату на небо.
Наконец достигаю некой площадки, откуда открывается умопомрачительный вид на окрестные просторы. В горе зияет узкая расщелина, возле неё ковёр, и на котором уже лежит чья-то обувь.
Расщелина имеет длину не менее 30 метров, и острые углы за много веков сглажены. В некоторых местах мне приходилось буквально протискиваться, отчего в этом узком пространстве становилось немного не по себе. И как здесь далее протиснулась матушка, которая в два раза больше меня, я даже не представляю.
В конце лаз расширяется, образуя что-то похожее на комнатку, где на одной из стен изображение Христа, под ним стол, где можно оставить пожертвование. Паломники берут со стола бумагу, и пишут записки, всовывают их в одну из нескольких трещин.
Есть замечательные проникновенные стихи Н. Рубцова
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро
Молча принесёт воды.
Мне почему-то они вспомнились именно здесь, внутри пещеры, где две маленькие свечи, словно прожекторы освещают всё это тёмное пространство. И глядя на них, вовсе не страшно.
Ты вдруг начинаешь понимать, что потолок на тебя никогда не обрушится, узкий проход в пещеру никогда не сомкнётся, ибо ты здесь находишься под защитой кого-то невидимого и очень сильного. Мне невольно представилось, как здесь в полном одиночестве жил Антоний, как он приносил сюда крохи еды и воду.
Пещера Святого Антония место удивительное. Хочется посидеть здесь на камне, подумать о жизни. Однако такой возможности нет. У входа в пещеру собрался народ, который тоже хочет войти, и поэтому нужно выходить.
Самое интересное, вопреки законам физики, камни внутри пещеры необыкновенно тёплые, или скорее даже горячие. Интересно отчего – от дыхания людей? от свечи? Нет, от молитвы!
Из самых разных уголков Египта сюда постоянно приезжает большое количество паломников. Жители южных регионов сразу узнаваемы, ибо они предпочитают национальную одежду в виде просторной бубы и обязательной чалмы на голове.
В Египте северяне часто прикалываются над южанами, считая их недалёкими. В одном из египетских анекдотов, гид южанин заблудился в пустыне вместе с двумя туристами, и вдруг откуда ни возьмись, появился джин. Он пообещал исполнить каждому по одному желанию. Японец и русский попросились домой, и джин их туда отправил. Ну а выходец южных просторов, сказал джину, что ему теперь стало скучно, и попросил вернуть назад обоих туристов.
Следующим пунктом нашей программы было посещение монастыря Святого Антония, он расположен недалеко от пещеры. Узнав, что здесь живёт Антоний, к нему стали прибывать ученики – так и образовался мужской монастырь, который считают самым старым из всех христианских.
Монастырь Святого Антония огорожен мощной стеной. Однако трудно даже подсчитать, сколько раз он разорялся. В средние века случалось, что мусульмане не единожды убивали здесь всех монахов, и обитель на десятки лет превращалась в призрак.
В наши дни сюда приезжает большое количество верующих. Войти внутрь можно совершенно свободно. Мужчинам по поводу шорт замечаний не делают, но оголённых женщин просят красоту прикрыть.
Сами коптские монахи тоже необыкновенно хороши. Они никогда не подстригают волосы, что делает их особенно живописными. Их келья обязательно имеет две комнаты, одна для отдыха, другая для молитвы.
В своё время, увидев как рьяно служит Господу Святой Антоний, дьявол схватил его головной убор и со злостью его порвал. Отшельник шапку зашил, отчего на ней образовался шов. Далее подражая учителю, его ученики стали носить точно такие же шапки, специально вышивая точно такой же шов, и в какой-то момент это стало традицией.
Из века в век коптские монахи носят головной убор в виде капюшона, где посредине красуется шов, специально сделанный более яркими нитками. На левой стороне этого головного убора 6 крестов, столько же и на правой, вместе получается 12 – это количество апостолов. Тринадцатый крест, символизирующий Христа, находится сзади.
В монастыре Святого Антония русские группы обычно встречает монах Руайс Антоний (его второе имя указывает на принадлежность к монастырю, в данном случае оно имеется у всех здешних монахов).
Руайс Антоний довольно бодрый старик, от мирской жизни он отошёл более 40 лет назад. Монах пригласил зайти в магазин, где усадил нас всех на пол, и принялся рассказывать о христианской вере.
Но здесь на правах автора я совершу для читателя небольшой экскурс в историю.
Коптская православная церковь Александрии – одна из древневосточных церквей. Согласно преданию евангелист Марк прибыл в Александрию в 47-48 году, где сразу принялся проповедовать идеи новой веры.
Христианство легко распространилось в Египте, ибо здешний народ тысячелетиями верил в умирающего и воскресающего бога Осириса. Вдобавок к этому на берегах Нила Дева Мария с мужем Иосифом в течении 4-х лет прятали маленького Иисуса от нукеров царя Ирода.
Далее многие копты находились на службе у Рима, это помогло им распространить своё учение на просторах империи. Именно из Египта христианство пришло в Испанию. В районе нынешнего Цюриха есть захоронения христиан-коптов. Скорее всего, коптские проповедники добрались и до Ирландии – раннекельтские храмы напоминают архитектурой коптские церкви.
В 314 г. Анкирский собор предал осуждению культ богини Артемиды, и уже через 10 лет император Константин объявил христианство единственной религией на просторах Римской империи.
Однако история дама загадочная, достоверно что-либо вытянуть из неё достаточно сложно. Вопрос становится буквально неразрешимым, если он касается какой-либо религии.
В любом случае, можно говорить, что при императоре Константине гонения на христиан закончились…. и начались гонения на язычников….. Их жрецов убивали прямо в алтарях, разрушали их храмы. В костёр отправлялись их огромные тысячелетние библиотеки. Одним словом, новая вера стремительно побеждала.
Но здесь нужно отметить, что при многократном переписывании Евангелия первоначальный смысл часто искажался, появлялись различные проповедники, которые уверяли, что именно им было дано откровение. Поэтому по мере удаления от центра империи на её окраинах развивались различные гностические учения. В Египте, в Армении и в ряде других мест распространилось монофизитское учение. Монофизиты отрицают единение Троицы. Христа они признают изначально только Богом, отвергая его человеческое начало.
Кстати, помня о пагубности множества переводов, правоверные в Коране запретили любые изменения и искажения. Впрочем, это уже другая история.
В 451 г. состоялся Халкидонский собор, который вынес осуждение еретическому учению монофизитов. Однако коптская церковь не приняла этих решений, и позже у коптов появился свой патриарх. С той поры и до сего времени православие находится с коптами в состоянии «божественного диалога».
Сам Халкидонский собор, и всё что с ним связано, опутан различными домыслами и легендами. Так, например, у историков или скорее у литераторов есть следующее предположение.
Как все мы знаем, собор проходил в тихом местечке на территории нынешнего Стамбула. Соответственно всевозможные епископы и кардиналы прибывали туда из самых различных мест империи.
Но именно в этот момент к Риму подступила большая опасность. Дикие гунны под руководством Аттилы вторглись в пределы империи. Соответственно великолепный оратор Папа Римский Лев 1 не смог выехать на собор. Опасаясь за судьбу Рима, Лев 1 отправился на встречу с царём гуннов, по результатам которой ему удалось убедить диких варваров не идти на Рим. Блистательная победа дипломатии, тут ничего не скажешь!
Однако, как тут не отметить - вот такой зажигательный богослов не смог выступить перед епископами и кардиналами христианской общины. Возможно, Лев 1 сумел бы переубедить монофизитов…
Впрочем, это лишь версия. Трудно представить, что их священники, уезжая на собор, верили в божественную суть Христа, а вернувшись, они бы стали своей пастве проповедовать учение о Троице. В народе наверняка случились бы какие-то волнения.
В любом случае Египет и его копты в то время находился в составе Восточной Римской империи. Нужно ли объяснять, что все еретики стали подвергаться гонениям и преследованиям.
Лев Гумилёв в своё время сказал: «Войны выигрывают те народы, солдаты которых могут спать на голой земле». К этому ещё можно добавить, что неизменно проигрывают те, кто неправильно выбирает себе союзников. Часто, кажется, что надоевший родственник утомил своими нравоучениями, и какой-то новый дядя или тётя будут на порядок лучше. Примеры есть в современном мире, но приводить их, думаю, не стоит.
В 641 году Египет подвергся арабскому нашествию. Для коптов арабы казались долгожданным освобождением от Византии. Вначале так оно и было, правоверные христиан не притесняли, дав им своё покровительство.
Копты платили специальный налог «джизью», получая за это от мусульманских правителей защиту. Но уже через 100 лет в период правления Аббасидов ситуация изменилась. Далее в 8-9 веке мусульмане запретили коптам использовать человеческий образ на иконах. Это привело к уничтожению в храмах уникальных фресок и икон.
Для любителей всевозможных масонских заговоров существует версия, что период иконоборничества, как уголёк в печи то разгорался, то вновь затухал с 730 по 843 не сам по себе - это было не что иное, как попытка объединения Христианства и Ислама. Впрочем, это всего лишь версия.
Мусульманское гонение на христиан достигло пика во времена крестовых походов. В те годы, дабы спасти свои жизни, копты в массовом порядке принимали ислам. И далее земное существование сохранивших веру становилось всё сложнее и всё труднее.
Сейчас в начале третьего тысячелетия у коптов в Египте более 400 общин. По официальным данным христиан в стране 8-9% (6 млн). Сами копты называют свою численность от 10 до 20 млн. Им запрещено занимать какие-либо государственные посты, поэтому на руководящие должности копты попадают крайне редко. За весь последний период к коптам принадлежал всего один премьер-министр. Ради справедливости заметим, что коптом был председатель ООН Бутрос Бутрос-Гали, но опять-таки после недавней революции из Египта ему пришлось уехать.
Вернёмся в настоящее в монастырь Святого Антония.
Закончив рассказывать, Руайс Антоний разрешил всем желающим вместе с ним сфотографироваться. Изучив ассортимент магазина, мы отправились вслед за монахом на осмотр монастыря.
Любопытно, что входные монастырские ворота были построены чуть более 100 лет назад. До этого монахи сажали гостей в специальную корзину, которую поднимали вверх на верёвке. В одной из башен сохранился весь этот механизм.
Нам удалось посетить монастырскую трапезную, где за вырубленным из камня столом принимает пищу братия. Когда все едят, кто-то один читает молитву, для чего во главе стола устроено специальное место, куда чтец кладёт книгу.
При монастыре была мельница. Её жернова сохранились в весьма приличном состоянии.
Жизнь всегда обустраивалась там, где существовал источник. На обители территории он имеется, что уже является чудом для этих пустынных мест. По легенде воду нашёл сам Антоний. Мне удалось набрать бутылку, вкус местной воды довольно своеобразный.
Монастырь Святого Антония архитектурным шедевром отнюдь не является, но побродить здесь весьма интересно.
Коптским церквям не присуще богатое убранство. Иконопись у них упрощённая, фрески в храмах встречаются не часто. Все мы знаем, что у наших священников кресты железные, а вот у коптских батюшек они кожаные. Всё это в первую очередь объясняется их постоянной бедностью.
Коптские кресты на церквях часто сделаны в двух направлениях, это даёт возможность увидеть крест с разных точек.
Если православные крестятся справа налево, то копты наоборот слева направо.
Если при входе в наш храм мужчинам необходимо снять шапку, то у коптов это вовсе не обязательно. Копты, молятся, не снимая головных уборов, зато при входе в церковь они обязательно снимают обувь. Считается, что традиция идёт от древних египтян, ибо перед входом в храм они обязательно разувались.
На территории монастыря сохранился первый храм. Но если посмотреть с улицы, ни за что не поймёшь его предназначение, ибо дом божий буквально сросся с какими-то непонятными строениями.
Руайс Антоний открывает дверь и приглашает нас зайти. В храме сохранились уникальные старинные фрески возраст которых не менее 500 лет. Его внутреннее помещение разделено на несколько залов, причём попасть из одного в другое можно по весьма замысловатому коридору.
В храме покоятся останки одного из патриархов, а также мощи монаха, которого вскоре планируют объявить святым. Монах ушёл в мир иной около 30 лет назад, а прославился он тем, что почти 40 лет соблюдал обет молчания и ни с кем кроме Бога не разговаривал.
Пришедшие в Египет арабы называли всех местных словом копт. У коптов был в те годы свой язык и свой алфавит, но уже к 17 веку на коптском говорила совсем малая часть населения. В настоящее время на коптском проводятся церковные богослужения. Евангелие на коптском тоже существует, как впрочем, и на арабском.
Копты не признают единение Троицы, и именно поэтому в их храмах три алтаря. Для прихожан они закрыты шторкой, обычным людям вход туда запрещён, но нашим православным священникам доступ в алтари открыт.
Помню, что в Мали страусиное яйцо считается символом мудрости, им часто украшают минареты мечетей. У коптов оно также символизирует мудрость. Украшенные крестами яйца копты подвешивают возле своих алтарей.
Копты дозволяют православным прикладываться к святыням, но православных они не причащают.
Одним словом, при всей похожести наших религий, они, тем не менее, являются абсолютно разными. Кто тут прав, а кто нет, знает лишь Господь, который дал нам одинаковые заповеди.
Мы попрощались с монахом Руайс Антонием и отправились дальше в монастырь Святого Павла. Но мне хочется повторить слова, сказанные Руайс Антонием. Друзья, храните деньги в кошельке, в кармане, или в банке, но только не в сердце!
Из монастыря Святого Антония до обители Святого Павла примерно 40 минут езды. Второй монастырь также расположен у подножия гор.
Сейчас трудно судить о том, как он выглядел 100 и более лет назад. Рядом появились современные храмы, но крепостная стена у Святого Павла сохранилась в хорошем состоянии, и ворота в ней прорезали тоже относительно недавно. До этого монахи поднимали и опускали садившихся в корзину паломников на верёвке.
Монастырь Святого Павла необыкновенно популярен у молодёжи.
Здесь можно видеть не только всевозможные обряды крестины и венчания, но и просто молодых парней и девчонок, которые приезжают в монастырь тусоваться.
Ещё раз напомню, что монастырь, храм и церковь - у коптов это дом Бога. Здесь им можно многое то, что запрещено в миру, рядом с мусульманами. Причём правила жизни в египетском обществе достаточно строгие.
Так, например, в отеле по телевизору мне удалось посмотреть египетский фильм. Сюжет его достаточно прост, но финал необычен. Парень и девушка студенты. Они полюбили друг друга, и у них произошла близость. Девушка забеременела. Вначале об этом узнала мать, после к скандалу подключился отец.
Родители девушки долго думали, что делать? и решили идти к родителям парня, те дали добро на свадьбу. Счастливая девушка радостно говорит об этом жениху. Соблазнитель отвечает, что он её безумно любит, но жениться на ней не может, так как у них была близость до свадьбы и далее подобное будет на него давить.
Вот так! Несчастная девушка со своими проблемами осталась один на один. Конечно это кино, но кино вполне реальное.
Гид позвонил по телефону, и вскоре перед нами появился молодой монах. Он принялся рассказывать историю монастыря, сопровождая нас по обители в качестве экскурсовода. Монах привёл нас в какой-то узкий коридор, заканчивающийся дверью. Мы снимаем обувь, заходим внутрь, и далее спускаемся куда-то вниз.
Оказывается, это самая древняя церковь Египта. Когда-то здесь находилась пещера, где жил, молился и почил Святой Павел.
Святой Павел родился в 228 году в городе Фивы в богатой семье. Однако родители его вскоре умерли, оставив ему и брату большое наследство, из-за которого у них начались мучительные споры. Павел совершенно не желал уступать брату, более того, основную часть он хотел присвоить именно себе.
Мысли о дележе не давали душевного покоя. Будучи ещё молодым, он сильно осунулся, и от переживаний стал выглядеть на десяток лет старше.
Однажды, когда Павел вышел из дома по делам, ему вдруг встретился человек, всё богатство которого составляла одна единственная шкура, и при этом человек вполне добродушно улыбался. Богач посмотрел на нищего, и решил оставить всё брату, стать монахом и уйти в пустыню.
Далее он пришёл в эти места, где поселился в пещере рядом с источником. Господь отшельника своей милостью не оставлял, отчего ворон каждый день приносил ему кусочек хлеба. Павел прожил в полном одиночестве 80 лет.
Зато его сосед Антоний в какой-то момент возгордился своей святостью. Господь это заметил, и послал ему видение в виде голубя. Птица сказала Антонию – иди, ищи Павла, более достойного перед Богом чем ты, и поучись у него.
Антоний отправился в путь. Долго он скитался по пустыне, пока наконец не нашёл отшельника Павла. Одежда последнего полностью поистрепалась, отчего он выглядел не как человек, а скорее как разбойник. Однако Антоний понял, что перед ним монах, более смиренный и более достойный, нежели он сам.
Павел принял Антония и поговорил с ним. Как проявление божественной благодати в этот день ворон принёс к источнику два куска хлеба.
Антоний удалился, решив, что вскоре он сюда вернётся и принесёт для Павла новую одежду. Так и произошло. Антоний вскоре вернулся, вошёл в пещеру, где увидел, что Павел сидит, склонившись лицом вниз как при молитве. Антоний долгое время не смел его потревожить, однако вскоре понял, что Павел скончался.
И тогда он решил похоронить Павла. Однако грунт был необыкновенно твёрдым, вырыть яму никак не получалось. Видя эти трудности, Господь послал в помощь Антонию двух львов, и звери клыками и лапами разрыли землю для могилы.
Антоний похоронил Павла и вернулся в свой монастырь. Здесь он повелел ученикам придти в то место, где жил Павел и там поселиться.
Так появился монастырь Святого Павла, а на месте пещеры преподобного была построена церковь, которая за 1700 лет буквально вросла в землю. Но здесь реально чувствуется дух первых христиан, в ней каждый день проводятся службы.
Мощи Святого Павла хранятся в саркофаге, к ним без проблем можно подойти и приложиться.
Как и везде у коптов в этой церкви три алтаря. Входить в алтари простым смертным нельзя, зато можно просунуть объектив и сфотографировать. Стены и потолок храма украшены старинными фресками, причём очень умиляют некие выемки в стенах создающие иллюзию подземелья.
На одной из фресок птица несёт Святому Павлу кусочек хлеба, у его ног две кошки. Хотя, если вспомнить его житие, это наверняка львы, которые помогли Антонию вырыть могилу для преподобного.
Есть здесь и другие фрески, но состояние их также оставляет желать лучшего. Рисунки до умиления примитивны, и, кажется, что их выводил кистью ребёнок.
Внутренний купол тоже расписан, под ним, что меня особенно поразило, находится высокое окно, которое, Бог знает сколько лет, открывается и закрывается с помощью системы каких-то хитрых верёвок.
Рядом с этим полуподземным храмом возвышается квадратная башня. Она тоже очень старая, если не сказать древняя. Для монахов башня служила последним опорным пунктом борьбы, или скорее последним спасительным бастионом.
Нападения бедуинов происходили регулярно, однако Византия долгое время не позволяла огораживать монастырь крепостной стеной. Разрешение было получено лишь за несколько лет до вторжения арабов.
Далее копты почти полтора тысячелетия жили под управлением мусульман, от которых стена уже никак не спасала. Монастырь Святого Павла в средние века несколько раз разорялся и осквернялся. Монахов от смерти не спасала ни высокая стена, ни мощная башня. Копты буквально впитали мысль – не выделяться архитектурными изысками, дабы не раздражать мусульман.
Посреди монастыря ниже уровня строений зеленеет что-то похожее на огород, где в тени пальм установлены различные фигуры, или правильнее куклы, дающие представление о былой жизни местного монашества.
Все грядки прополоты, пальмы подстрижены, но, насколько я понял, сама братия о пище насущной уже не заботится, и на огороде не трудится, так как Господь руками мирян им помогает. Как подтверждение этому оливки и мёд можно купить в монастырской лавке.
Голос нашего экскурсовода буквально дрожит от волнения, когда он начинает рассказывать о том, как в монастыре была найдена вода – источник жизни в пустыне.
Бедуины в средние века в очередной раз сожгли и разграбили монастырь, засыпав источник. Позже кто-то из монахов, призвав на помощь всех святых, принялся вновь искать ключ, и вода по благословению свыше стала выходить из горы, правда немного в другом месте. Тогда новые подвижники передвинули стену монастыря, обезопасив, таким образом, источник.
Зачерпнув кружкой, монах даёт нам всем попробовать своей волшебной водицы. Любопытно, что рядом вёдра с монастырской водой стоят в открытом доступе, и утолить жажду может любой желающий.
Я пил, остался жив и здоров, хотя, по нынешней жизни пить нужно только из закрытых бутылок.
В одной келий, куда может войти любой желающий, почти всё пространство занимает большой массивный квадратный постамент, накрытый сверху прозрачной клеёнкой, под которой лежит большое количество записок. Рядом стоят паломники. Их лица вдумчивы, их взоры сосредоточены.
Позже мне объяснили, что это уголок Шенуды 3-его одного из патриархов коптской церкви. Под клеёнкой его большая фотография, и копты стараются положить свою записочку на фото-тело патриарха. Один мужчина, чтобы набраться благодати, накрыл даже его лицо своей кепкой.
Рядом за стеклом стенд, где лежат личные вещи покойного патриарха: расчёска, кресты, Евангелие, документы, фотографии.
Любопытно, что крест у отца коптской церкви был железный (или серебряный). Напомню, у коптов простые батюшки и монахи носят поверх рясы крест кожаный.
Ещё удивило, что местные монахи снимают обувь не только перед входом в храм, но и перед входом в свою келью.
В заключении хочу сказать следующее.
Существует мнение, что именно копты, как прямые потомки первых христиан, сохранили самые тайные и сокровенные знания.
Ну что тут скажешь? Чужая религия всегда окутана палантином тайны, отчего многие считают - за горами, за морями находится заветная шкатулка внутри которой всё самое-самое, тайное-тайное, и стоит туда попасть, стоит это начать изучать, и тебе сразу откроются знания о построении мира.
Допустим, есть такой «загадочный» Тибет. Дескать, Рерих, пожив в Тибете, в тайну мироздания проник, после там был и прикоснулся к знаниям агент НКВД Я. Блюмкин, затем оккультные знания получили немцы, направившие туда экспедицию Аненербе.
Подобные фантазии мне лично напоминают мультик «Ограбление по-итальянски». Парень собирается ограбить банк, и все вокруг об этом знают, все уверены в успехе, все дают ему взаймы, дабы потом получить с процентами. Далее новоиспечённый гангстер приходит в банк, менеджер протягивает ему мешки с деньгами и с улыбкой говорит – бери Марио.
Кстати, немцы изучали древние книги и манускрипты не только на Тибете. Их учёные также отметились у коптов в Александрии, были они и на Афоне, где с особым рвением изучали библиотеку Великой Лавры (в моём понимании фашисты искали в древних библиотеках подтверждение своей расовой теории, и оккультизмом вся их деятельность обросла уже в наши дни). Однако это всё рядом, поэтому беллетристы писать про это не любят, ибо тут много не наплетёшь.
Если где-то в каком-то монастыре, допустим, есть какие-то сокровенные книги, то монахи, будь они христиане, буддисты или кто-то ещё, никогда не отдадут их просто так чужаку. Наоборот, они сделают всё, чтобы их секреты не попали к посторонним. Поэтому все эти разговоры, на тему кто-то что-то где-то нашёл, и просветлел, у меня лично вызывают ухмылку.
Вернёмся к коптам в Египет. По их взглядам можно было понять, что они с необыкновенным трепетом воспринимают именно нашего батюшку, а не своих монахов. А дети так вообще сплошь и рядом с надеждой во взгляде подходили к нашему священнику, дабы он их благословил.
Нет пророка в своём отечестве – на редкость точная фраза.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.