ISSN - 1994-6783
Зарегистрироваться Войти
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Регистрация
  • Вход
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
Места
  • Вслед за героями книг
  • Русский мир, города России, Русский Север
  • Европейская классика, другая Европа
  • Библейская земля
  • Восток
  • Кавказ
  • Сибирь и Дальний Восток
  • Полюса мира: Арктика и Антарктика
  • Моря и океаны
  • Горы
  • «Муза дальних странствий»
Смыслы
  • Navigare necesse est
  • Пир на весь мир
  • Природа и люди
  • Научные искания
  • Дороги к прекрасному
  • Исторические путешествия
  • Помощь и служение
  • Поэтическая география
  • Via - est vita
  • Путеводитель по внутреннему миру
Рассылка

Статьи

Коронавирус: приключения российских художников в Индии

Места: Восток

Смыслы: Дороги к прекрасному

Дмитрий Пауков ( Художник. Член Русского географического общества )

Причиной путешествия в Индию было участие в пленэрах, организованных Санкт-Петербургским Центром Гуманитарных Программ (руководитель Виталий Васильев) совместно с Shryansy International: Art & Culture Organisation, India (руководитель Shryansy Manu). Проект охватывал десять индийских городов, с пребыванием в каждом по десять дней и выставкой в каждом городе. Мне предстояло участвовать в двух последних пунктах большого художественного марафона в Удайпуре и Джайпуре — городах штата Раджастан.

Фотоальбом

Джайпуре планировалась и финальная большая выставка всех участников, однако произошедшие во всём мире события, связанные с пандемией, внесли свои коррективы, и заключительная выставка не состоялась, а также увеличилась продолжительность моего путешествия. Из-за введенного карантина пришлось застрять в Ахмедабаде, с приключениями добраться до Дели и больше месяца ожидать вылета в Россию. Но обо всём по порядку.

Ещё перед поездкой с несколькими художниками, Зинаидой Ведешиной, Павлом Зеленецким и Полиной Илюшкиной, договорились после завершения пленэра уже самостоятельно отправиться к морю, в какое-нибудь место в штате Гоа. Поэтому и обратные билеты были куплены на начало апреля, хотя проект заканчивался 20-го марта. Индийская художница и организатор пленэра Шрианси предложила ещё более интересную идею — отправиться в заповедник Сасан Гир в штате Гуджарат. Гирский лес — последнее место обитания индийского льва. Там нужно было вместе с индийскими художниками сделать на какой-то стене роспись со львами, все организационные расходы брали на себя друзья Шрианси. Заманчивое незапланированное предложение обещало интересные приключения, а также и море, неподалёку там находится курортный остров Диу.


Прекрасные пленэры в Удайпуре и Джайпуре пролетели как один день. И заслуживают, пожалуй, отдельного описания. Пленэр в Джайпуре закончился 20-го марта, но уже в это время из-за коронавируса начинаются некоторые ограничения в стране, касающиеся массовых мероприятий, и вообще события начинают развиваться стремительно. Выставку, а это массовое мероприятие, проводим только для себя в отеле Найла Баг у потомственного махараджи Дишуана Сингха, где мы, собственно, и жили. Выставка прошла за обсуждением, увы, не художественных вопросов, а вопросов ближайшего будущего. Первым делом решили посетить поликлинику, с целью экскурсии в индийские лечебные заведения, а заодно получения справки, об отсутствии у нас коронавируса. Справку более-менее организованно получили на основании отсутствия выраженных симптомов и давности прибытия в Индию. Узнаём, что авиакомпании начали отменять рейсы из Индии. Первым это коснулось шведского художника Дэвида, он вместе с женой срочно отправился в Дели и там, после трёх дней ожидания, они смогли через Москву добраться до Стокгольма.

Затем отменяют все рейсы в Россию по 31-е марта, и нам сообщили, что будет организован специальный рейс, на который можно попасть с билетами отменённых вылетов. У основной части художников билеты на начало апреля. Т.е. не все могут срочно улететь обратно. Многие решают ехать в Дели и там ждать вылета, в том числе Зинаида и Павел. Две Ирины, Гресик из Запорожья и Копейкина из Риги, остаются в гостинице, чтобы спокойно переждать. Но когда всё ужесточится и закроется, они решат всё-таки прорваться в Дели на спецрейс 25-го марта, на такси и со специальным разрешением доедут и воссоединятся с остальной группой художников, до этого ждавших при посольстве России в Индии вылета, т.к. гостиницы отказались принимать иностранцев. После многочасовой ночной посадки в аэропорту вылетят все, кроме художницы из Латвии, которая только через несколько дней через Германию доберётся до дома. И также на этот спец. рейс добралась ещё одна художница Виктория Харченко, уже буквально на последнем внутреннем самолёте из Мумбаи, решившая до этого там переждать все события у друзей, когда ещё не были отменены рейсы на апрель.

Таким образом, практически все участники пленэра смогли уехать уже в марте. Но у двоих художников оказался ещё более интересный путь домой. Ещё в Джайпуре мы решили следовать намеченным планам. Ехать к острову Диу, а оттуда, если откроют заповедник Сасан Гир к друзьям художникам, или, если не откроют, то — в Дели, к своему рейсу 4-го апреля, тогда он ещё не был отменён. В Джайпуре начали закрываться магазины и пустеть улицы, прохожие часто выкрикивали слово «корона» при виде иностранцев, смеясь при этом. В ночь едем в спальном автобусе в город Ахмедабад, пересадочный пункт. Но утром оказалось, что вокзал закрыт, и дальше ехать не получится, и вообще никакой транспорт не работает. По заверениям местных, это только на один день. Гостиницы отказываются принимать иностранцев, поэтому полдня пришлось провести просто на лавке возле музея Джавахарлала Неру, и где был открыт для посещения туалет.

Уже можно было увидеть необычно тихую и пустую Индию, во время перемещений на редких тук-туках, во время очередного визита в госпиталь уже в Ахмедабаде, почему-то пустующий. По нашей просьбе местная полиция, всё-таки смогла уговорить одного владельца гостиницы поселить иностранцев всего на одну ночь. Даже в полиции уверяли, что вся блокировка в Индии только на один день, откроется через сутки вокзал, и можно будет ехать. Но блокировка продолжилась.

Индийские друзья сказали, что можно остановиться в знаменитом ашраме Махатмы Ганди, но там ворота оказались закрыты, а полицейские настоятельно рекомендовали вернуться на тук-туке. На следующий день они уже везли на своей машине и даже доставили в более выгодную гостиницу. Но перед этим на глаза попалась интересная древняя мечеть, архитектурно испытавшая на себе значительное влияние индуистских храмов. Добрые мусульмане, занимающие не маленькую часть от населения Ахмедабада, спокойно пустили на свою территорию иностранцев. А вокруг по улицам уже ходили полицейские с огромными палками, и просто добровольцы или дружинники, которые просили редких прохожих разойтись по домам, что затрудняло поиск гостиницы; приходилось часто показывать сертификат из госпиталя и объяснять, что гостиницу искать надо, чтобы где-то найти ночлег. Всё-таки полицейские отнеслись с пониманием, на своей машине отвезли до гостиницы, сфотографировались, а потом и вовсе перевезли в другую, более приемлемую по цене.

Владельцем следующей гостиницы был добродушный индиец со своим сыном, который постоянно повторял, что мы — одна семья, и можем оставаться сколько угодно, пока не закончится блокировка, к тому времени продлённая до конца марта. Отец и сын объяснили, что в Ахмедабаде можно выходить на улицу за продуктами утром до одиннадцати часов. Поэтому увидеть шестимиллионный город можно было только на этих утренних прогулках к магазинам, у которых начали появляться очереди с соблюдением дистанции, а через день даже с нарисованными на земле кругами для постановки законопослушных индийских граждан на положенном расстоянии друг от друга. Тогда это ещё воспринималось в диковину.

На крыше можно было готовить еду, и в общении узнавать особенности жизни этой индийской семьи, которая оказалась из Удайпура. Мы с удовольствием показывали им картины, а они с большим интересом их рассматривали, тем более что места, изображенные на картинах, были им знакомы.Вечером было не так жарко, и удавалось немного прогуляться вокруг гостиницы. Город был пустым. Как рассказал сын хозяина гостиницы, подобное он наблюдал только однажды, в детстве, когда происходили военные столкновения с Пакистаном. На улице запомнилась сцена с участием стаи обезьян и стаи собак. Обезьяны восседали на кирпичных столбиках вдоль дороги, а собаки, объединившись, поочерёдно их оттуда сгоняли. Эта же стая обезьян потом часто появлялась и на крыше гостиницы. Затем очень непривычная тишина нарушилась ужасным звоном, воплями и аплодисментами. Это было неподалёку в маленьком индуистском храме. Было похоже, что там отпугивали невидимого врага. Наверное, также в средневековой Европе долго звонили в колокола и прогоняли смертельно опасную чуму.


Через несколько дней опять выступил премьер-министр Индии с новым продлением блокировки уже до середины апреля. Хозяева гостиницы объявили, что собираются уезжать к себе в Удайпур, и мы должны освободить номера. Сын хозяина не был против, чтобы мы остались и без них, и в благодарность расписали бы им стену с удайпурским видом. Но отец никак не соглашался. Что же делать? Самое разумное пробираться в Дели ближе к аэропорту, ведь уже отменили и апрельские вылеты, и долететь стало возможным только специальными рейсами. Но как добраться-то? Любой вид транспорта в Индии запрещен. Связываемся с посольством, которое начинает формировать списки оставшихся россиян. Похоже, в штате Гуджарат из россиян только мы. До Дели девятьсот километров. Всерьёз был рассмотрен вариант поездки до Удайпура с хозяевами гостиницы. Всё-таки это ближе к Дели, и там есть где остановиться. Они собрались ехать на мотоциклах в объезд блокпостов, но вот с чемоданами это было бы невозможно. Они могли найти машину, но прав у них не было. А ехать без разрешения, с российскими правами в праворульном автомобиле показалось слишком рискованно. И пришлось отказаться от сулившего приключения предложения. Хотя сын хозяина уверял, что ничего страшного в этом нет.

Хозяин гостиницы, до этого называвший нас с ним одной семьёй, вызвал полицию, чтобы она решила, что с этими иностранцами делать. Поэтому часть дня и весь следующий день ушли на поездки в отделение полиции, главное в Ахмедабаде, на большом автомобиле с решётками на окнах, и хождение с полицейским по различным кабинетам этого здания. Было предложено доехать до Дели на такси, но стоимость его была невероятно высокой. Поэтому хождения по кабинетам и представления начальникам продолжились. Можно было догадываться о важности очередного начальника по уменьшению количества вопросов и времени приёма. И вот к вечеру полицейский, водивший по кабинетам, объявил, что внизу ждёт автомобиль, который доставит в Дели совершенно бесплатно и с разрешающей проезд бумагой. Даже в российском посольстве этому крайне удивились, и просили в соцсетях об этом написать, как о хорошем положительном примере. Также работник посольства сказала, что в Дели готов у себя принять Аакшат Синха, художник и организатор выставок.Он согласился помочь, а я был знаком с ним и виделся ещё в России, и в самый первый день приезда в Индию. И уже на следующее утро, после безостановочного переезда, он встречал в Дели и показывал квартиру, в которой, как казалось тогда, предстояло несколько дней ожидать эвакуационного рейса. Рейс объявили на 1-е апреля, а вот зарегистрироваться на него оказалось затруднительно. За несколько дней постоянных попыток удалось обменять только один билет, видимо случайно появившийся. Но пока пример предыдущего вылета обнадёживал: после посадки зарегистрированных пассажиров оставались места, и все «пленники» с билетами на другие рейсы смогли попасть на самолёт, за исключением тех, у кого не было никакого билета; им предлагалось купить, но цена была в несколько раз больше обычной. А вот 1-го апреля незарегистрированных пассажиров оказалось уже около ста пятидесяти человек. А самый большой сюрприз ждал всех после подсчёта оставшихся мест в самолёте.Вышел работник посольства и объявил, что мест уже нет, и более того, авиакомпанией было сделано перерегистраций больше, чем мест в самолёте. И тридцать человек даже вывели обратно. Тут же стали отвозить оставшихся пассажиров в гостиницу от посольства. А я уже один вернулся к Аакшату.

Следующего рейса пришлось ждать до 2-го мая, заполнять множество форм, списков, и т.д. и т.п. И можно сказать, чудом зарегистрироваться на вылет, т.к. регистрация на него так же была открыта ночью. Моё ожидание в Дели выгодно отличалось от ожидания людей в гостинице, хотя там было организовано и питание. Только вот выходить на улицу им было запрещено под угрозой выселения. Я же с каждым днём всё смелее и чаще гулял. Район Сант Нагар был перекрыт для въезда и выезда, как и все районы в Дели. Открыты только некоторые продуктовые магазины и аптеки, обходя которые можно было совершать довольно продолжительные прогулки. Совсем рядом знаменитый Храм Лотоса, одна из главных достопримечательностей Дели. Храм, понятное дело, был закрыт, как и огромный красивый парк вокруг него. Но попасть в него было очень просто через разрывы в ограждениях, чем пользовались местные жители, всё активнее с каждым днём. Только однажды за месяц там были полицейские, которые просили покинуть территорию.

Освоившись, начал рисовать, но графическими материалами, чтобы быстрее можно было уйти при виде полиции, приближение которой выдавали сами индийцы, начинавшие быстро разбегаться во все стороны.Сел напротив скучающих без работы велорикш, в сторонке, чтобы сделать карандашный набросок. Но уже через полчаса выстроилась очередь из желающих позировать. Конечно, не такая длинная очередь, которая выстраивается дважды в день перед раздачей питания многим жителям Дели, но всё-таки очередь. В другие дни, проходя по улицам, многие окликали и просили нарисовать их, и очень радовались, увидев себя или знакомого похожим. Рисунки я оставлял себе. Но никто и не просил. По-английски никто из них не говорил, и даже имя своё написать не мог. Но узнавать на улицах начали. Проходя мимо храма, сидевшие у входа индийцы, сразу предложили порисовать их, хотя я никак не обозначал эти намерения, и видел их впервые.

И наконец, 2-го мая был специальный рейс в Россию. Аакшат покинул аэропорт только тогда, когда уже не было никаких сомнений в моей посадке на самолёт. За месяц я нарисовал портреты Аакшата, его родителей: времени для позирования у них было достаточно. Отметили мой день рождения, как-то они о нём узнали; и конечно много общались — в условиях всеобщей изоляции это особенно ценно. Никакие технологии не заменят простое человеческое общение. Путешествие за три моря закончилось, но тепло дружеской Индии останется.


Рейтинг:5,00/5 звезд
2 голоса

Комментарии:
Гость
Гость2020.06.27 16:19:04
Паук ты большой молодец ???? Я рада, что у тебя в жизни много нового и интересного.
  • Ответить
Гость
Гость2020.06.27 16:52:20
Молодец! Сочинение удалось! Только не « как я провёл лето у бабушки в деревне», а «как мне удалось вернуться после пленэра в Индии обратно на Родину»!
  • Ответить
Елена
Елена2021.07.20 13:28:45
Ну я очень боюсь таких ситуаций. Поэтому с началом пандемии опасаюсь куда то сильно далеко ехать. Поэтому пока все не пройдет мы ездим на Черное море. Но опять таки пока такая ситуация ездим туда, где людей не так много. Выбрали Лермонтово - там и людей не так много и пляжи песчаные. Очень понравилось. И останавливались в гостевом доме Отель Марсель https://отельвлермонтово.рф - брали его специально,поскольку есть анимация и бассейн. И недорого с одной стороны вышло, а с другой очень хорошо отдохнули.
  • Ответить
Новый комментарий:
 
Блог проекта
  • Возобновление издания журнала «Всемiрный путешественник»
    1867 г.
Колонки
...
Брюзжание первое: коммунальное
Алексей Маничев, "Городской логист"
...
Россия — Новый Ковчег
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала
...
​«НУЖНО ПРОЕЗДИТЬСЯ ПО РОССИИ»
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала

Понравился материал?

Поделитесь им также в социальных сетях!

© “Всемирный путешественник”
2016-2023
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Обратная связь
Создание сайта
от веб-студии «Инфра»
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Регистрационное свидетельство : ПИ №ФС77 - 24144 от 3 мая 2006г.
Обратная связь