Места: Европейская классика, другая Европа
Смыслы: Исторические путешествия
Посетить Флоренцию мечтают, прежде всего, те люди, кого восхищает эпоха Возрождения, поскольку именно этот город и стал истоком нового культурного течения.
Посетить Флоренцию мечтают, прежде всего, те люди, кого восхищает эпоха Возрождения, поскольку именно этот город и стал истоком нового культурного течения. Как известно, шедевры архитектуры, скульптуры и живописи эпохи Возрождения, появились во Флоренции в основном во времена правления семейства Медичей (Козимы и Лоренцо), поэтому может сложиться ложное представление о том, что до них в этом городе не было создано ничего замечательного. Однако это не так: поразительные по красоте храмы были построены ещё до правления Медичей! Настоящий чудо-собор стоит в самом центре Флоренции на площади Дуомо. Его строительство началось ещё в 1296 году, то есть почти за 100 лет до эпохи Возрождения. Он совершенно не похож на те храмы, которые обычно строились в средневековой Европе: эти храмы имели строгие фасады, на них было мало статуй, внешние стены окрашены в песочно-коричневые тона, а длинные окна украшены цветными витражами.
Центральный собор Флоренции, который называется Санта-Мария-дель-Фьоре, совершенно не похож на другие храмы и уникален по своему внешнему виду. Прежде всего, он удивляет своей необычной цветовой гаммой. Стены облицованы мрамором трех цветов: розовым, бирюзовым и белым. Такое сочетание пастельных и светлых тонов делает храм каким-то очень светлым и нарядным. Фасад здания имеет множество ниш,в которых расставлены скульптуры, выполненные в очень изящной манере. Над алтарем храма возвышается огромный купол высотой более 100 метров. Гигантский купол не опирается на внутренние колонны здания, поэтому как бы парит над храмом. Секрет такого построения купола (за счет наклонной кладки кирпичей) придумал гениальный архитектор Филиппо Брунеллески, которому власти города поручили возвести купол без опор, превышающий размеры купола главного собора в Риме. Этот неповторимый по внешнему виду собор с удовольствием и гордостью посещали все правящие династии Флоренции.
До прихода к власти Медичей правящая династия Флоренции построила «королевский дворец» - это дворец Питти. Внешне он производит впечатление монументального и сурового здания: огромные размеры,
грубо отесанные камни, отсутствие скульптур и фресок, мрачные коричневые тона стен.Зато внутри этот дворец сразу преображается в необычайно роскошный замок, в котором часть залов представляет собой шикарную картинную галерею. Конечно, это царство искусства привнесли во дворец Козимо и его жена Элизабет Медичи. Если у туристов нет возможности попасть в картинную галерею Уффици, в которой собраны лучшие произведения европейской живописи эпохи Возрождения, то они могут насладиться созерцанием картин Рафаэля, Рубенса и Тициана в этом дворце. Туристам покажут все комнаты, где жили правящие династии: утопающие в золоте гостиные, изысканные спальни с балдахинами, величественный кабинет с троном и многое другое вплоть до ванной комнаты.
Но лично на меня гораздо большее впечатление произвел музей средневекового искусства Барджелло. Он расположен в здании, где раньше находилась первая Ратуша города. Уже во дворе музея ощущаешь, что находишься в атмосфере средневекового города: балконы украшены ажурными арками, а на стенах высечены барельефы с гербами знатных семейств. По этим гербам можно понять, каким ремеслом занимались известные горожане: кто-то ковал оружие, кто-то снабжал продуктами, кто-то выдувал стекло, кто-то строилдома или разводил лошадей. В музее Барджелло выставлены уникальные экспонаты, которые демонстрируют, каких высот в прикладном декоративном искусстве добились мастера IX – XVI веков. Необыкновенно тонко вырезаны фигуры людей из слоновой кости (трехмерные изображения), чаши из серебра и золота украшены рисунками, сундучки отделаны росписью и драгоценными камнями. А больше всего поражают «самовары» - емкости для горячей воды, сделанные из металла в виде всадников на коне! Вода течет из отверстия, установленного на голове лошади. Глядя на такие утонченные изделия, даже возникает сомнение, что нынешние мастера способны повторить подобную красоту, которую умели сотворить средневековые и малообразованные люди.
В рассказе о том, что понравилось во Флоренции, нельзя обойти вниманием и такую достопримечательность, как собор Сан Марко. Этот храм поражает не только внутренним убранством, но и теми событиями, которые в нем происходили. На исповеди в храме встречались две антагонистические фигуры: величественный Козимо Медичи и простой монах Савонарола, который впоследствии погубил весь род Медичей.
Савонарола был священником, которого сильно возмущало то обстоятельство, что семья Медичей живет в неслыханной роскоши, благодаря тому, что банк Медичей стал придворным банком Папы Римского. Этот священник был ярким оратором и осуждал необузданный образ жизни банкиров, насылая проклятия на род Медичей. И его проклятие сбылось: наследник Козимы Медичи – Лоренцо Великолепный тяжело заболел в молодые годы и умер. Тогда народ поверил в силу Савонаролы и стал выполнять его волю, данную ему якобы от Бога. Люди жгли ценные картины из коллекций, собранных Медичами, уничтожали научные книги и крушили скульптуры. Но погром великих достижений человеческого духа перевел борца за справедливость Савонаролу в разряд варваров, оставивших в истории человечества черный след. Тем не менее, для удовлетворения интереса туристов к фигуре Савонаролы в соборе Сан Марко стоит его черная деревянная статуя.
Конечно, современные жители Флоренции тщательно берегут достояния прошлого в виде дворцов-крепостей, площадей со скульптурами Микеланджело, мостов-магазинов и т.п. Но, несмотря на все эти красоты, я бы не согласилась жить в данном городе. В нем есть такие особенности, по которым он заметно проигрывает другим городам Европы. Теперь я хочу перейти к рассказу о не понравившихся сторонах жизни Флоренции.
Гулять по центральным улицам Флоренции достаточно трудно, т.к. тротуары очень узкие и очень неровные. Нужно прижиматься к стенам домов, если на встречу идут другие люди, иначе не разойтись. Из-за неровностей тротуаров, где выпирают края брусчатки, приходится постоянно смотреть вниз, а не на фасады старинных зданий. Совсем небезопасно переходить улицы, поскольку по ним на большой скорости несутся мотоциклы (самый популярный транспорт у молодежи) и машины, а если едет большой автобус, то он может просто смести с тротуара зазевавшегося прохожего.
В городе очень мало зелени, не хватает скверов и парков, где можно отдохнуть после пеших прогулок. Самый большой и роскошный сад находится за рекой, т.е. почти за 3 километра от центра города.
Подходя к реке Арно, попадаешь на набережную, где тоже негде присесть и подышать прохладным речным воздухом. Мы не нашли вдоль реки ни одной лавочки и ни одного дерева.
Находящийся за рекой райский зеленый уголок под названием сады Боболи может очаровать любого туриста своими живыми изгородями, которые создают причудливые узоры в виде огромных цветков или замысловатых рисунков. В саду есть шикарный фонтан, а от него можно подняться на зеленые террасы. В саду произрастает множество хвойных и лиственных деревьев, благоухают изысканные клумбы и цветущие кустарники. Однако этот чудесный сад входит в музейный комплекс королевского дворца Питти, и вход туда платный (10 евро), потому местные жители вряд ли посещают его даже раз в неделю. Можно считать, что этот «королевский» сад им явно недоступен.
Но больше всего не понравилось то, что в центре города на главной площади туристов встречают толпы цыган с явными намерениями добиться от них денег. Причем пока одна цыганка отвлекает ваше внимание своим попрошайничеством, другая в это время пытается разрезать сумку, если вы сами не полезете в неё за деньгами. Поскольку мы быстро ушли от толпы цыган, то они не успели разрезать сумку, однако надрез всё-таки сделали.
Далее мы попали в руки мошенников, которые работают по одной схеме в разных частях города. Приветливые с виду девушки призывают на всех языках поставить подписи на воззвании против наркомании. Мы отказались это делать, но посмотрели, как они обрабатывают других туристов. Сначала просят расписаться в их большом журнале, а затем просят помочь делом – внести в фонд борьбы с наркотиками какую-нибудь сумму. Если вы предложите внести один или пять евро, то вам начнут показывать, сколько пожертвовали другие туристы: в журнале написано про 20-50 евро! Далее они начинают «давить» на совесть: если вы приехали в Италию, значит вы - не бедный человек (здесь дорогая жизнь), поэтому нельзя скупиться на благородное дело. Так и разводят туристов на большие взносы. Причем местные власти знают об этом мошенничестве, но не принимают никаких мер, чтобы пресечь их деятельность, поэтому точек с подобным промыслом в городе – уже не мало.
В старой части Флоренции почти невозможно встретить супермаркеты и хорошие продуктовые магазины. Вместо этого кругом понастроены мини-кафе или бары, где продают фастфуды. Ассортимент «бутербродной» едыочень простой и однообразный. Настоящих ресторанов, где можно вкусно и красиво пообедать, совсем мало. Совершенно непонятно, где покупают настоящие продукты жители города, если даже на окраине Флоренции мы не видели крупных супермаркетов. Создается впечатление, что власти города специально убирают магазины, чтобы обеспечить бизнес для кафе с невкусным быстрым питанием.
Город очень переполнен туристами и от постоянной толчеи и шума хочется найти какое-то тихое уединенное место, что сделать совсем непросто. Но нам удалось найти достаточно тихое место у одной старинной крепости. В небольшом парке с фонтаном мы смогли спокойно посидеть под пение птиц и попрощаться с многовековой Флоренцией.
Глядя на вечерние фонари, отражающиеся в фонтане, мы думали о том, что может быть, когда-нибудь этот город обретет своё новое Возрождение и станет более комфортным для современной жизни. Хотелось бы это увидеть!
Поделитесь им также в социальных сетях!