Места: Сибирь и Дальний Восток
Смыслы: Научные искания
ОТ РЕДАКЦИИ
Освоение и заселение Сибири и Дальнего Востока – должно стать одной из важнейших научных и практических задач нашего общества. Это невозможно без современных высокоскоростных видов транспорта. Тем более что размеры нашей страны требуют, в первую очередь, не автомобилей, а авиации, поездов дальнего следования и кораблей.
Анатолий Александрович Зайцев – известный электромеханик, профессор, доктор экономических наук и государственный деятель – в публикуемой статье предлагает проект высокоскоростных поездов на магнитной подушке. Опытные экспериментальные работы уже велись в СССР. В 1979 в Раменском был построен экспериментальный тестовый участок для ходовых испытаний вагонов на магнитном подвесе в виде эстакады длиной 600 м, впоследствии продлённый до 980 м. В период с конца 1970-х по 1980-е годы было создано пять опытных образцов вагонов, получивших обозначения серий от ТП-01 до ТП-05.
Строительство первой магнитной железной дороги было начато в 1987 в Армении и планировалось сдать ее в строй в 1991 . Поезда должны были развивать скорость 250 км/ч. Эта дорога соединила бы через Абовян города Ереван и Севан, однако расчленение СССР остановило строительство.
Если предлагаемый проект будет реализован, от Москвы до Владивостока можно будет доехать за 16 часов (вместо недели на пассажирском поезде). Кстати, средняя скорость движения грузов по нашим железным дорогам сейчас всего 15 км/ч; такой же была скорость первых поездов?! Единственным недостатком будет исчезновение «стука колес» – одного из символов наших необъятных пространств. Но для ценителей романтики все равно останется транссибирский экспресс.
СВЕРХВЫСОКОСКОРОСТНОЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ НА МАГНИТНОЛЕВИТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Зайцев А. А.
Научно-образовательный центр инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9
ULTRA-HIGH-SPEED TRANSPORT IN RUSSIA BASED ON MAGNETIC LEVITATION TECHNOLOGY IN ENSURING THE COUNTRY'S ECONOMIC SECURITY
Zaitcev A.A.
Scientific and educational center for innovative development of passenger rail transport
Federal state budgetary educational institution of higher education "St. Petersburg state Transport University of the Emperor Alexander I", St. Petersburg, Moskovsky Ave., 9
Аннотация: в статье показано, что усилия по повышению пропускной способности существующих железных дорог не обеспечат современные требования к транзитным перевозкам по территории России. Предложено для исполнения поставленных Президентом РФ задач по созданию транспортных коридоров необходимо использовать российскую магнитолевитационную транспортную технологию.
Abstract: the article shows that efforts to increase the capacity of existing Railways will not meet modern requirements for transit traffic on the territory of Russia. It is suggested that Russian magnetic levitation transport technology should be used to fulfill the tasks set by the President of the Russian Federation to create transport corridors.
Ключевые слова: транзитные транспортные коридоры (ТТК), магнитолевитационная транспортная система, Транс-Евразийский пояс «RAZVITIE».
Key words: transit transport corridors, magnetic levitation transportation system, the Trans-Eurasian way «RAZVITIE».
Введение
В свое время, генеральный директор ОАО «РЖД» О. В. Белозеров заметил, что «нужно заглянуть на десятки лет вперед в развитие железных дорог». По его мнению, шесть направлений в развитии классической железной дороги обеспечат благополучие железнодорожного транспорта на десятки лет:
Рассмотрим реальное состояние железнодорожного транспорта России в свете потребностей государства и соответствия новому технологическом укладу.
В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» Правительству РФ поставлена задача утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий обеспечение в 2024 году, в том числе, развития транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов.
Эта задача обосновывается тем, что огромный поток грузов с Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Европейский союз (ЕС) идет в обход территории России.
Сегодня железнодорожная сеть не справляется с возрастающим потоком экспортных грузов. Структура экспортных грузов выглядит следующим образом:
Итого сырьевые товары в экспорте составляют 92,3%. На прочие грузы, в том числе и на готовую продукцию промышленного комплекса, приходится 7,7% (рис. 1).
Рис. 1. Структура экспортных грузов в железнодорожных перевозках.
Фактически из номенклатуры провозимых железнодорожных грузов исключены так называемые высокомаржинальные грузы, скоропортящаяся продукция.
При этом объем экспорта углеводородов и, прежде всего, угля, по железным дорогам стремительно нарастает. В итоге железнодорожная сеть не справляется с потребностями бизнеса и государства по количественным и качественным показателям. Ввиду большого количества «узких» мест Транссиб не способен взять дополнительную нагрузку.
Скорость доставки грузов от продавца к потребителю железнодорожным транспортом с появления первых железных дорог практически не изменилась и составляет около 15 км/ч. Это говорит о том, что технология колесо-рельс исчерпала свои возможности.
1 Транспортные проекты для евразийского континента
Ученые и практики в области транспортной логистики, технологии перевозочного процесса понимают реальную ситуацию и ее последствия для страны и обосновывают различные варианты коренного улучшения возможностей железнодорожного транспорта.
Под эгидой Российской академии наук разработаны проекты «Единая Евразия: новый Транссиб» и Интегральный проект солидарного развития на Евро-Азиатском континенте (научно-практическая концепция) «Транс-Евразийский пояс RAZVITIE» (рис. 2).
Рис. 2. Проект Российской академии наук.
По расчетам авторов, новая железнодорожная линия обеспечит перемещение по территории России около 20 млн. транзитных контейнеров и имеет приемлемые финансовые результаты.
На рисунке 3 представлено влияние транссибирских проектов на развитие как внутристрановых, так и глобальных социально-экономических процессов.
Рис. 3. ТЕПР – проект планетарного действия.
И тот и другой проект опираются на создание новой железнодорожной магистрали на классической технологии «колесо-рельс».
На наш взгляд, эти проекты не учитывают возможности, которые предоставляет для транспорта наступающий шестой технологический уклад, и запросы бизнеса по скорости доставки грузов (затраченное время на перевозку от производителя к потребителю), не решают проблему принципиально.
Российская Федерация должна найти возможность эффективного использования своей территории для межстрановых транспортных коридоров «Север – Юг», «Запад – Восток», нацеливаясь на технические, организационные и экономические показатели, соответствующие новому технологическому укладу.
2. Российская магнитолевитационная транспортная технология
Историю создания магнитолевитационной технологии (МЛТ) можно разбить на этапы.
Первый этап связан с именем профессора Томского технологического института Б. П. Вайнберга, заложившим основы МЛТ в 1911 году (рис. 4).
Рис. 4. Б.П. Вайнберг у действующей модели МЛТ.
Второй этап связан с созданием нескольких научных и инженерных центров на территории СССР. В основу исследований и разработок были заложены идеи Б. П. Вайнберга и ученых СССР. Вершиной достижений проведенной работы стало создание 600-метрового опытного участка монорельсовой дороги с линейным электродвигателем, вагоном на электромагнитном подвесе ТП-05, решение создать линии магнитолевитационного транспорта в Ереване и Алма-Ате (рис. 5).
Рис. 5. Вагон с электромагнитным подвесом.
После крупнейшей геополитической катастрофы – распада СССР (по определению В. В. Путина) работы были прекращены.
Третий этап проведения исследований и разработок в области МЛТ связан с созданием в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) научного и инженерного направления «магнитолевитационные транспортные системы». В 2013 году в ПГУПС были созданы лаборатории по исследованию технических, экономических и институциональных проблем развития магнитолевитационного транспорта (рис. 6).
Рис. 6. Контейнер весом 28 т на магнитном подвесе.
Четвертым этапом развития в России МЛТ стало объединение научного и инженерного потенциала специалистов, заинтересованных в сохранении и развитии технологических отечественных достижений, в научно-образовательный инженерный кластер «Российский Маглев» (рис. 7).
Рис. 7. Достижения Кластера «Российский Маглев».
В результате была апробирована отечественная технология комбинированного подвеса (постоянные и электромагниты) с пониженным энергопотреблением; получен 21 патент на изобретения в области МЛТ; проведена Международная конференция Maglev 2018.
По оценке участников – это крупнейшая и наиболее продуктивная международная конференция в области маглев технологий.
Таким образом, Россия располагает собственной научной, инженерной и производственной базой для создания транспортных коридоров на магнитолевитационной технологии с кратной эффективностью по отношению к существующей железнодорожной технологии.
Необходима административная поддержка на уровне Правительства РФ для:
3. Качественный скачок в развитии транспортной системы России
Проекты создания транзитных транспортных коридоров (ТТК направлен на реализацию интересов широкого круга стейкхолдеров, в число которых входят российские и зарубежные коммерческие предприятия (грузоотправители и грузополучатели, перевозчики, терминально-логистические центры, порты), инфраструктурные железнодорожные компании и государства, вовлеченные в международную торговлю (преимущественно, страны Юго-Восточной Азии и ЕС).
Основная цель создания транзитного коридора – обеспечить условия для беспрепятственного и экономически эффективного движения товаров и транспортных услуг. При этом решаются, главным образом, транспортно-технологические задачи, связанные с сооружением и модернизацией путей сообщения, терминалов, информационных систем и т.п.
Создание транзитных коридоров, в дополнение к этому, предусматривает введение благоприятных таможенных, налоговых, административных режимов и предоставление комплекса дополнительных логистических услуг для развития торговли между регионами или странами, которые соединяет данный ТТК.
Создание ТТК позволит:
Элементная база создания МЛТС для будущих транспортных коридоров основана на отечественных разработках, производство в России исключительно из отечественных материалов и комплектующих.
Нами получен патент на специализированный магнитолевитационный контейнерный поезд, в котором решаются вопросы автоматизированной погрузки, выгрузки и крепления, гарантирующей безопасность в диапазоне до 600 км/ч.
Экономические показатели качественно и количественно превосходят показатели других видов транспорта.
Заключение
Реальный экспортный продукт – ТТК «Север – Юг», «Запад – Восток» для транзитных перевозок по территории России может быть создан только на базе магнитолевитационной технологии.
Сегодня перед сообществом транспортников стоят задачи:
Это и есть экономическая безопасность страны в обеспечении экспортно-импортных и транзитных перевозок.
Научно-инженерные разработки подготовили базу для инновационного прорыва в деятельности основного для России транспорта – железнодорожного, с целью освоения магнитолевитационной технологии и создания на ее основе ТТК «Север – Юг», «Запад – Восток», способных обеспечить требуемые экспортно-импортные и транзитные объемы перевозки грузов.
Зарубежных аналогов технологии не существует!
Литература
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»
2. Магнитолевитационный транспорт в единой транспортной системе страны / А.А. Зайцев, Е.И. Морозова, Я.В. Соколова, Г.Н. Талашкин. – СПб.: Изд-во ООО «Типография «НП-Принт», 2015. – 140 с.
3. Магнитолевитационная транспортная технология / Ю.Ф. Антонов, А.А. Зайцев; под ред. В.А. Гапановича. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. – 476 с.
Во время доклада в Московском "Доме ученых" 16 января 2020 г.
Анатолий Александрович Зайцев - в центре.
Анатолий Александрович Зайцев - второй справа.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.