Места: Русский мир, города России, Русский Север
Смыслы: Дороги к прекрасному
Содержание журналов отображало все роли, исполняемые женщиной довоенного СССР: общественный деятель и руководитель, труженица (работница, крестьянка), делегатка, защитница родины, спортсменка, прилежная ученица, любящая мать и воспитательница, рукодельница.
Вместо предисловия
Образ советской женщины в первые годы после русской революции всегда привлекал к себе большое внимание как отечественных, так и зарубежных историков. Эпоха 20-х, начала 30-х годов XX века для отечественной культуры была удивительным временем. Отгремела гражданская война,НЭП закончился коллективизацией. Первое в мире государство рабочих и крестьян перешло к построению социализма.
Вслед за этим идеологическим поворотом менялась и массовая культура, которая в этот период наряду с остальными аспектами характеризоваласьповышенным вниманием к роли женщины в государстве.
В. И. Ленин писал: «Ни одно государство и ни одно демократическое законодательство не сделало для женщины и половины того, что сделала Советская власть впервые же месяцы своего существования».(В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 201.).
Вовлечение женщин в производство и социальное строительство в первые годы Советской власти активно отражалось на страницах советской периодической печати. Оживала галерея новых образов, уникальных и впечатляющих: работниц заводов, фабрик, крестьянок, общественниц и делегаток. Кстати, эти же понятия служили названиями для основных советских журналов, ориентированных на женскую аудиторию: «Работница», «Крестьянка», «Общественница», «Делегатка», «Работница и крестьянка».
Женщина - общественный деятель
Журнал «Работница» (обложки слева на право) за 1929год опубликовал фотографию Надежды Константиновны Крупской, которая стала знаковой фигурой не только для Советской России, но и для мирового коммунистического движения, а за 1933 год – фото Севастьяновой Анны – одной из лучших работников комсомола в пионердвижении, награжденной орденом Ленина.
Журнал «Общественница» № 7 в 1938 г. на своих страницах поместил фотографию работницы метростроя Татьяны Федоровой – депутата Верховного Совета СССР.
Разворот журнала «Красная нива»№ 10 за 1927 год представляет галерею образов женщин – общественных деятелей – лучших представительниц союзных республик, членов ВКП (б).
Описание обложки:
Журнал «Красная Сибирячка» № 10 за 1928 год поместил на обложке фото крестьянки Емельяновой, выдвинутой на работу в краевой союз сельскохозяйственной кооперации.
Вырезка из журнала
«Красная Сибирячка» № 3. 1927 г.
Женщина - труженица и руководитель
Тяжелый труд не был для советской женщины чем-то новым и необычным. Обложки женских журналов 30-х годов отражают ударную трудовую деятельность женщин на заводах, фабриках, в колхозах и совхозах страны.
В истории советской страны появлялись все новые и новые героини. С фотографии журнала «Огонек» № 7 за 1937 год на нас смотрит улыбчивая женщина, которая стала образцом подлинного героизма и объектом искреннего восхищения британских и американских моряков. Это Анна Щетинина – первая и единственная в мире, на тот момент, женщина – капитан дальнего плавания. Анна Ивановна бесстрашно водила грузовые конвои, уклоняясь от немецких бомб и торпед.
На обложке журнала «Делегатка» – органа отдела массовой работы и агитации московского областного комитета ВКП(б) публикуется фотография женщины – руководителя Березовской, которая в 1931 году возглавляла один из леспромхозов страны.
«Прекрасные плоды стахановской работы показывают колхозницы на сельскохозяйственной выставке в Кабардино-Балкарии» («Крестьянка» № 9.1937г.– конец номера).
На страницах журнала орденоноска колхоза «Культура» Жигунова с арбузом весом 17 кг (слева).
Описания обложек:
1. Журнал «Красная Сибирячка» № 9. 1929 г. «Выходим на соревнование…».
Коммуна «Красный Октябрь» Новосибирская обл.
2. Журнал «Красная Сибирячка» № 5.1927 г. Рисунок художника Подосенова «На огороде».
3. Журнал «Красная Сибирячка» № 4.1927 г. Рисунок художника Подосенова.
Для оформления обложек периодических изданий наряду с фотографиями использовались полотна известных художников.
Описания обложек:
1. Журнал «Красная нива» № 25.1929 г. репродукция с картины художницы Серебряковой «В поле».
2. Журнал«Красная нива» № 15. 1929 г. репродукция с картины художницы З.Серебряковой
«Крестьянки» (беление холста).
3. Журнал «Красная нива» № 32 1929 г. репродукция с картины А. Дейнеки «На стройке новых
цехов».
Описания обложек:
1. Журнал «Работница» № 8. 1929 г.репродукция с картины С. Лупова «Текстильщицы».
2. «Красная нива» №17 1929 г. репродукция с картины В. Серова «Крестьянка с лошадью».
3. Журнал «Красная нива» № 30 1929 г. репродукция с картины С. Лупова «Жатва».
Женщина – защитница родины
В тяжелые годы для страны советские женщины наравне с мужчинами откликнулись на призыв о военизации и защите родины. Организовывались женские военные стрелковые кружки, курсы радисток, при Военно-воздушной академии проводились курсы женщин-летчиков.
Описания обложек:
1. Журнал Красная нива» № 17, 1929 г. репродукция с картины художника Касаткина «С наганом».
2. Журнал «Работница» № 18, 1927 г.
3. Журнал Слушательница Военно-воздушной академии Зайцева, сдала на значок ГТО –
«Готов к труду и обороне» 2-ой степени.
Далее следуют два фото из журнала «Общественница»: слева – № 8 ,1939 г. – Е. М. Шамовская, З. А. Зубкова и М. Н. Кузнецова на курсах радистов в Московском аэропорту; справа – № 7, 1938 г. – чувашские колхозницы – ворошиловские стрелки.
Вырезка из журнала
«Красная Сибирячка» № 12. 1929 г.
Женщина – спортсменка
Спорт в 20-30 годы носил массовый характер. Многие его разновидности стали по-настоящему народными. Парады физкультурников впечатляли своей грандиозностью. Женские спортивные достижения имели такое же важное значение для государства, как успехи в народном хозяйстве и военном деле. Периодические издания на своих страницах опубликовывали красочные фотографии и изображения женщин-спортсменок.
Женщина – ученица
Вопрос о всеобщем среднем образовании всегда стоял в России особенно остро. Советская власть в 20-е годы вынесла проблему образования на одно из первых мест. Были созданы Ликбезы и Рабфаки. Женщины, особенно молодые, активно включались в образовательный процесс.
Право на бесплатное образование было закреплено в конституции. Женщина стала студентом, преподавателем и научным работником. На страницах советской печати появляется новая галерея образов женщин-учениц. Фотографии на обложках журналов «Делегатка» конца 1920-х и «Работница» начала 1930-х гг. запечатлели образы женщин, овладевающих грамотностью.
Описание обложки: «Работница» акварель художника Иосифа Гринштейна.
Любящая мать и воспитательница
Важную роль в создании полноценного образа советской женщины играли издания, в которых можно встретить ее традиционный образ – доброй, ласковой матери, хранительницы домашнего очага. Журнал «Крестьянка» № 26, 1937 год (справа налево) воспевает радости материнства, в красках показывая счастливую женщину-мать с ребенком на руках, журнал «Красная нива» № 10, 1927 год – репродукция с картины К. Петрова-Водкина «Матери» и графика художника Н. Купреянова «Мать».
Номера «Женского журнала» за 1926 и 1928 годы визуализируют роль женщины-воспитательницы. Обложка журнала № 4 оформлена художником, творившим под псевдонимом Василий Семенович Сварог.
Рукодельница
Описания обложек:
1. «Журнал для хозяек» № 7, 1925 г. Оригинальный рисунок для стенного коврика. Выполнен
художником В. Сварогом.
2. «Женский журнал» № 5,1927 г.
3. «Журнал для хозяек» № 10, 1925 г. Аппликация для подушки «Попугай Ара».
Эскизы домашнего рукоделья, предлагаемого изданием «Журнал для хозяек».
Описания обложек:
1. Женский журнал» 1927 г. № 2.
2.Дагестанская девушка» - рисунок Е. Лансере.
Утонченная натура
Некоторые женские журналы, оформленные в стиле американских «women’smagazines» отражали возвышенность женской натуры, ее таинственность и притягательность.
Героини социалистических будней на обложках этих журналов превращались в загадочных и грациозных богинь, поражающих воображение тонкими линиями силуэта.
Женщина-артистка театра и кино
В 20-30-х годах ХХ века в молодом советском государстве началась официальная история кинопромышленности. Киноискусство вошло в быт народа, завоевало умы и сердца миллионов. Широко известны слова В. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Тогда же значительные шаги в своём развитии сделала и советская драматургия, оказавшая огромное влияние не только на эволюцию театрального искусства, но и с кинопроката. В стране появились блистательные молодые артистки театра и кино, фото которых украшали страницы таких журналов, как «Советский экран» и «Советский театр» (с 1933 года – «Театр и драматургия»).
Описания фото из журналов:
Слева на право: журнал «Советский экран» 1926 г. № 15 – Мария Тенази, № 16 – А. Железнова;
журнал «Театр и драматургия» № 1-3 1936 – В. Д Янукова – артистка Московского государственного реалистического театра.
Описания фото из журналов:
Слева – направо: журнал «Советский экран» 1926 г.: № 17-18 – Зана Занони (настоящее имя Зинаида Николаенко), № 22 – Ирина Володко; журнал «Театр и драматургия» № 1-3 1936 г. – Ляля Черная – артистка Государственного театра «Ромэн».
Послесловие
Перед нами прошла галерея образов новой женственности, созданная на страницах советской периодической печати 20-30-х годов ХХ в.
Содержание журналов отображало все роли, исполняемые женщиной довоенного СССР: общественный деятель и руководитель, труженица (работница, крестьянка), делегатка, защитница родины, спортсменка, прилежная ученица, любящая мать и воспитательница, рукодельница. И все же она оставалась просто женщиной – утонченной натурой.
Отдадим же ей должное, и вспомним ее – великую героиню.
ЛИТЕРАТУРА
I.Книги
1.Бородина А., Бородин Д. Баба или товарищ? Идеал новой советской женщины в 20-х - 30-х годах // Женские и гендерные исследования в Тверском государственном университете. – Тверь, 2000. – С. 45-51. H 65 / 289
2.Шабатура Е. А. Образ «советской женщины» в журналах 1920-х годов (по материалам журналов «Коммунистка» и «Красная Сибирячка») // Альманах гендерной истории «Адам и Ева». – М., 2004. – № 8. – С. 137-152. Л 193/447
II. Журнальные статьи
1.Базаров А. А. Ночью пашут, днем доят: Советская женщина как строитель светлого будущего // Родина. – 2000. – № 10. – С. 82-85.
2.Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 1930-х годов // Логос. – 1999. – №11-12. – С. 131-155.
3.Дашкова Т.Работницу в массы: Политика социального моделирования в советских женских журналах 1930-х годов // Новое литературное обозрение. 2001. № 50. С. 184-192.
4.Окорочкова Т. С. Женский труд в промышленности СССР в годы НЭПа // Социологические исследования. – 1999. – № 9. – С. 93-100.
5.Осипович Т.Н. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов // Общественные науки и современность. – 1994. – № 3. – С. 161-171.
6.Шабатура Е. А. Гендерный анализ образа «новой женщины» в советской культуре 1920-х годов // Омский научный вестник. – 2006. – № 8(44). – С. 122-125.
Шабатура Е. А. Конфликт идеологии и массового сознания в определении места женщины в
советском обществе 1920-х годов: о возможностях изучения проблемы // Вестник Омского
университета. – № 3(37). – 2005. – С. 56-59.
III. Газетные статьи
1.А. Стаханов, П. Осипенко, М. Шабурова Советская женщина // Правда. – 1938. – № 335. – С. 3.
2.Доблестные патриотки социалистической родины // Правда. – 1938. – № 66. –
С. 1.
3.Е. Фурцева Женщины и строительство коммунизма // Правда. – 1960. – № 68. – С. 1.
4.О Международном коммунистическом женском дне 8 Марта: постановление ЦК ВКП(б) // Правда. – 1938. – № 66. – С. 1.
5.П. Пичугина Советская женщина // Правда. – 1938. – № 66. – С. 2.
6.Советские женщины – активные строители коммунизма, неутомимые борцы за дело мира: торжественное заседание, посвященное Международному женскому дню // Правда. – 1958. – № 68. – С.1-2.
Советским женщинам: обращение Центрального Комитета КПСС в связи с 50-летием Международного женского дня – 8 Марта // Правда. – 1960. – № 68. – С. 1.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.