Места: Вслед за героями книг
Смыслы: Исторические путешествия
Зачем ехать в Чехию - вопрос риторический. Ну не Бехеровку же пить и всяко разные «праздрои» и «крушовицы». Чехия – страна с богатейшей историей, к которой надо в буквальном смысле прикоснуться.
Сколько можно было выиграть кружек пива, если бы спорить на то, что именно чехи придумали доллар. В Чехии есть знаменитый город Яхимов с родоновыми ваннами и урановыми рудниками. Когда-то он назвался Йоахимсталь (таль, по-немецки - долина). Немереное количество серебра позволило местным владыкам в средневековье чеканить твердую валюту – йоахимсталеры, В России их называли просто ефимки, а где-то талеры. От этого слова и доллар еще с шекспировские времен пошел.
Памятная доска в честь событий 18 июня 1942 года. В переводе не нуждается.
У чехов есть чему поучиться, например «любить (воспитанников), прежде чем учить их», как завещал великой педагог Ян Амос Каминский. Автора этих строк и координатора броска в Прагу как капитана яхты интересовала к тому же парусная инфраструктура страны, не являющейся могучей морской державой. Подтверждаем, яхт-клубы на Влтаве вполне респектабельны.
Но все это оказалось отодвинутым на второй, когда мы решили посетить православный храм в Праге. Группа оказалась в столице отнюдь не враждебного государства между праздниками, носящими в России и в Чехии практически одно название - День славянской письменности и культуры или День славянских святых Кирилла и Мефодия. В нашем Отечестве праздник отмечается 24 мая, в Чехии – 5 июля.
Православный собор Святых Кирилла и Мефодия в Праге.
Письменность как одна из основ культуры позволяет записывать буквы и цифры, слова и мысли, нарративы и императивы. В культуре закреплены парадигмы отношения к себе и Богу, жизни и смерти, своим и чужим. Обращение к памятным датам должно отражать не только отношение к текстам, но и к историческим событиям, определивших и до сих пор определяющих выбор всей нации и каждого человека.
Этот праздник связан с чествованием Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – христианских просветителей и создателей славянской азбуки. Солунские (Солунь, Фессалоники - Греция) братья не были кабинетными учеными. Они путешествовали и в Хазарию, и в Рим, посещали византийскую Корсунь (Херсонес, Севастополь - Россия). Главным их делом христианский мир признал Моравскую миссию, в результате которой появилась славянская азбука. Миссия братьев в Моравию (ныне часть Чехии), когда-то бывшую даже Великой, началась в 862 году. В 1863 году к ее тысячелетию Святейший Синод Русской православной церкви установил ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла. Традиция эта, несколько прерываясь, дошла до наших дней. Впрочем, желающих полновесно познакомиться с деятельностью равноапостольных создателей славянской письменности отсылаем к научно-публицистическому труду Михаила Юрьевича Лощица. Автору удалось переговорить с ним на книжной ярмарке на Красной площади в июне этого года, в частности, об ученике Матфея Горазде Охридском. Классик признал, что учеников, давших жизнь гениальной импровизации Солунских братьев - азбуке, мы знаем не так хорошо.
Икона «Святой мученик епископ Горазд»Обратимся к славянскому образу жизни как элементу культуры. Одна их характеристик славянского образа жизни - готовность к самопожертвованию. Перенесемся в земли, где когда-то создавалась славянская азбука, во времена не столь отдаленные, но равно актуальные. Почти центре Праги (район Нове Место) на улице Ресслова (дом 9а – так указано на памятных почтовых открытках из собора), что спускается от Карловой площади к реке, находится православный кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия. Он совсем не похож на православные «златокупольные» храмы, которые можно встретить в Европе и в Америке. И византийского в нем нет ничего. Типичное церковное католическое здание XVIII века. Оказывается, собор был передан чехословацкой православной церкви в тридцатые годы прошлого века. И никто не озаботился перестроить его по православным архитектурным канонам. Но храм свят не только стенами и не столько стенами, а молившимися в нем людьми. В этом храме люди не только молились, но и гибли.
После Первой мировой войны новообразованное чехословацкое государство искало маркеры национальной идентичности, фактически создавало свою историю на большую глубину. Исторически сложилось, что самыми авторитетными политиками бывшего славянского осколка Австро-Венгрии были германцы. Нации нужны были славянские герои, равные по значимости Яну Гусу и Яну Жижке. Имена христианских проповедников Кирилла, Мефодия и их учеников, внесших выдающийся вклад в мировую цивилизацию, оказались весьма востребованными для становления нового субъекта европейской политики.
Передача по решению Совета министров Чехословакии одного их католических соборов Праги для православного храма и освещение его в честь равноапостольных братьев имела не только конфессиональное, но и политическое значение. Как правовая организация православная церковь в стране была признана еще в 1929 году.
Становление православия в Чехословакии связно с именем епископа Горазда. Католический священник Матей Павлик родился в 1879 году в моравской деревне на территории Австро-Венгрии. Он ревностно воспринял идеи Кирилла и Мефодия, посчитав, что в новом государстве на забытых или вытесненных традициях можно построить новую церковь. Он искренне искал уникальный чешский и славянский путь развития в послевоенной Европе. Судьбоносная логика привела его к православию. Чешское православие прошло через многие внутренние раздоры, оставаясь без исторической поддержки Русской православной церкви. Накануне Второй мировой войны православные храмы и прихожане оказались в юрисдикции Сербской православной церкви и церкви Константинопольской. Уже в ходе Второй мировой войны Чешская православная епархия пыталась получить покровительство и защиту у Русской православной церкви заграницей через священников в Берлине.
В 1921 году Матей Павлик был хиротонисан в православного епископа Моравского-Силезского под именем Горазда, равноапостольного ученика Матфея. Почти пару лет начала двадцатых годов епископ провел в Северной Америке, создавая приходы новой церкви.
В годы немецкой оккупации православная церковь в новом политическом субъекте – Протекторате Богемия и Моравия, была уничтожена. По вполне исповедимым путям Господним уже после окончания Второй мировой войны Чехословацкая православная церковь оказалась в юрисдикции Московского патриархата, который и даровала ей в 1951 году автокефалию. Синод РПЦ отметил, что возрожденная сестринская церковь «достигла полноты канонического возраста», а Константинополь утратил свое влияние в регионе еще 1000 лет назад. Сегодня православная церковь Чешских земель и Словакии является четырнадцатой (из пятнадцати) в диптихе поместных церквей и насчитывает до 100 тысяч прихожан.
Драматичными в истории чешского православия и самой страны стали события весны-лета 1942 года. После раздела Чехословацкой Республики в 1938-39 годах единственным политическим субъектом, сохранившем желание сопротивляться немецкой оккупации оставался Национальный комитет освобождения Чехословакии в Лондоне. Возглавляемое бывшим президентом республики Эдвардом Бенешем это «Правительство в изгнании» должно было заявить о себе активными действиями на оккупированной территории. Политические усилия немногочисленной чешской элиты в эмиграции были направлены на денонсацию Мюнхенских соглашений.
Чехословацкие герои Сопротивления. Памятная почтовая открытка.
Протекторат Богемии и Моравии к 1941 году окончательно утратил национальный характер. Исполняющим обязанности рейхспротектора был назначен начальник Главного управления имперской безопасности обергруппенфюер СС Рейнхард Гейдрих. Чешское правительство в Лондоне вынесло ему смертный приговор за то, что он с немецкой пунктуальностью расправился с местной интеллигенцией и с нацистским энтузиазмом начал истребление евреев и прочих унтерменшей. Концлагерь Терезиенштадт – его детище. Сегодня этот мемориал Сопротивления, часто посещаем туристами. В первую очередь едут немецкие дети за прививкой от нацизма.
Могилы в концлагере Терезин.Славян от уничтожения не спасали письменность и культура. Пришло время взять меч. Лондон поддержал концепцию диверсий и терактов на оккупированных территориях силами бойцов местного Сопротивления и подготовил парашютистов. По злой шутке британского Управления специальных операций покушение на Р.Гейдриха получило кодовое название «Антропоид» - обезьяна, хотя и человекообразная.
Участниками операции стали чешские и словацкие офицеры-добровольцы с боевым опытом, отобранные эмигрантским правительством. Это правительство стремилось в международному резонансу.
Диверсанты десантировались несколькими группами в конце 1941 года. Опираясь на местное Сопротивление, 27 мая 1942 года «британские» парашютисты Йозеф Габчик и Ян Кубиш, как сумели, расстреляли машину Р.Гейдриха.
Немецкий генерал и сверхчеловек даже огрызнулся из пистолета, но через неделю все-таки умер от ран. В русском языке есть поговорка, очень точно предающая суть события: «Собаке – собачья смерть».
Британцы и лондонские чехи, прежде всего, начальник чехословацкой военной разведки Франтишек Моравец, не продумали до конца завершение операции и эвакуацию участников. Так оказалось, что все парашютисты собрались в подвале (крипте, предназначенной для захоронения почитаемых святых и мучеников) православного собора Кирилла и Мефодия. Могли ли им предоставить убежище в храмах других конфессий – вопрос открытый. Новые мученики сами выбрали себе … нет не могилу, а место последнего боя. Уже 18 июня 1942 года не без подсказки одного предателя немцы ворвались в собор. Семь героев сколько могли отстреливались, оставляя последнюю пулю себе. В плен не сдался никто. Приведем полный мартиролог патриотов: Йозеф Габчик, Ян Кубиш, Йозеф Валчик, Адольф Опалка, Йозеф Бублик, Ян Грубы, Ярослав Шварц. К этому списку можно добавить радиста группы Иржи Потучека, который погиб в другом месте. На памятной открытке на общем нам славянском языке (пусть на латинице) читаем про героев, которые «положили живот за нашу свободу». Не нуждается в переводе на русский и мемориальная плита над криптой.
По всему протекторату начались репрессии. Были уничтожены деревни Лидице и Лежаки. Расстреливали родственников и близких парашютистов. Во время покушения сам епископ Горазд находился в Берлине. Члены соборного клира, укрывшие диверсантов, были арестованы. Епископ Горазд, вернувшийся в Прагу, заявил, что готов разделить наказание, которое понесут его клирики и прихожане, после чего был арестован и расстрелян вместе со старостой и священством своего кафедрального собора. Чехословацкая православная церковь была запрещена, её имущество конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто заключениям.
Стоило ли убийство одного нациста тех жертв ответных репрессий, вопрос вовсе не риторический. Чехи и словаки показали, что они выбрали путь жертвенного противоборства,
Противник нацистской идеологии епископ Горазд возглавлял одну из сил этого противоборства. Он писал; «Если справедливость должна победить, то победа последует за Советским Союзом. Весь наш народ борется не на жизнь, а на смерть, равным образом как русский, сербский и другие народы. Пусть будет, что будет, но мы не можем отстать от начатой справедливой борьбы». После Второй мировой войны Горазд (Павлик) был канонизирован как новомученик Сербской и Чехословацкой православными церквями. На одной из икон, репродукции которой можно приобрести в храме, епископ изображен попирающим змия, вместо головы у которого торс нациста. За спиной священника - его погибшие соратники и сам собор.
К сожалению, в политической практике XXI века по славянскому единству было нанесено несколько мощных ударов. В самой Чехии герои Сопротивления известны и почитаемы, их имена через книги, фильмы и памятники органично вошли в современную культуру. Во время Пражского восстания 1945 года чешские патриоты вынуждено обратились к идее славянского единства, призвав солдат и офицеров Русской освободительной армии А.Власова поддержать пражан. Эта страница истории требует отдельного описания. В любом случае Победа у нас общая! И жертвы 1942 года – на алтаре этой общей победы над фашизмом. И мы еще долго будем навещать друг друга, и учиться друга у друга созидать и побеждать.
Этот «медный всадник» - живой.Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.