ISSN - 1994-6783
Зарегистрироваться Войти
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Регистрация
  • Вход
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
Места
  • Вслед за героями книг
  • Русский мир, города России, Русский Север
  • Европейская классика, другая Европа
  • Библейская земля
  • Восток
  • Кавказ
  • Сибирь и Дальний Восток
  • Полюса мира: Арктика и Антарктика
  • Моря и океаны
  • Горы
  • «Муза дальних странствий»
Смыслы
  • Navigare necesse est
  • Пир на весь мир
  • Природа и люди
  • Научные искания
  • Дороги к прекрасному
  • Исторические путешествия
  • Помощь и служение
  • Поэтическая география
  • Via - est vita
  • Путеводитель по внутреннему миру
Рассылка

Статьи

Вино: случайное открытие, изобретение, итог селекции или дар? (часть I)

Места: Библейская земля

Смыслы: Научные искания


Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала ( кандидат психологических наук, член Русского географического общества, главный редактор журнала `Всемiрный путешественник` )

«Ты произращаешь[1] вино,…которое веселит[2] сердце человека»

Псалом 103

Введение

Корни современной научной картины мира – в эпохе «Просвещения». Суть её лучше всего можно понять из ответа П.-С. Лапласа Наполеону. На вопрос великого корсиканца – «Где в вашей теории Бог? – учёный ответил: «Я не нуждался в этой гипотезе». Это главный сюжет картины современного мироздания, каким его изображает научное сообщество. Две другие идеи следствие этого фундаментального принципа: всесилие или бесконечные возможности человеческого разума как орудия познания и эксперимент как главный метод познания. Для наглядности поясним, что в логике данной парадигмы (это понятие будет разъяснено далее), например, человечество найдёт экспериментальным путём «эликсир бессмертия», и такие опыты уже ведутся. Или сможет сделать второе солнце: программы управляемого термоядерного синтеза.

Были отдельные критики этой картины мира. Из известных учёных – Э. Дюбуа-Реймон, выступивший против принципа бесконечности познания в знаменитой речи, произнесенной в 1880 году в Лейбницевском заседании Берлинской академии наук. Он сформулировал «семь мировых загадок», ответы на которые никогда не будут найдены: «ignoramus et ignorabimus» («не знаем и не узнаем»). «Против течения» плыли и Н.Я.Данилевский и Ж.-А. Фабр, не признававшие научной дарвиновскую теорию эволюции.

Современное научное сообщество – «плод» эпохи «Просвещения». Первоначально в Европе и России научное сообщество жаждало свободы познания, которой препятствовала земная церковь. Враждебное отношение к библейской картине мира считается негласным пунктом ученого кодекса чести до сих пор. Этот императив откровеннее всего выразил Г.Гейне: «Каждый ученый изгоняет Бога из той науки, которой он занимается». А в наши дни научное сообщество следует этому принципу как религиозному догмату, хотя многочисленные факты уже никак не могут быть объяснены, исходя из принятой картины мира.

Толкования фактов в наукепретерпевают изменения. Это определяется «картиной мира», а в профессиональном научном сообществе парадигмой.В 1962 году социолог науки из США Т. Кун опубликовал книгу «Структура научных революций», в которой ввёл понятие «парадигма».Кун обосновал на примере прежде всего наук о природе, что наука развивается через смену долгих периодов «нормальной науки» разрушающими её научными революциями, которые трансформируют сознание учёных, что сопровождается изменениями в языке, структуре проблем и стандартов проведения исследований.

Под воздействием критики Поппера и Лакатоса Кун скорректировал свою модель нормальной науки, введя понятие «дисциплинарная матрица». По определению Куна, в дисциплинарную матрицу входят четыре компонента. Символические обобщения — «выражения, используемые членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть без особых усилий облечены в логическую форму» …. Метафизические части парадигмы — общепризнанные предписания и убеждения в концептуальных моделях. Ценности, подразделяемые на те, что касаются предсказаний, и те, что используются для оценки теорий, в целом определяющие ценности и идеалы науки. Парадигма — образцы конкретных решений проблем, «с которыми сталкиваются студенты с самого начала своей подготовки в лабораториях, на экзаменах или в конце глав используемых ими учебных пособий». Резюмируя эпистемологические дискуссии по поводу парадигмы, В. Н. Порус определил её как «образец рациональной деятельности учёного, принятый и безоговорочно поддерживаемый научным сообществом…

Содержание научной парадигмы выражено в трудах признанных научных лидеров и закреплено в учебных программах подготовки научных кадров. Парадигма функционирует как «дисциплинарная матрица», т. е. набор предписаний (законы фундаментальных теорий и определения основных понятий, «метафизические компоненты», ценностные критерии предпочтений) относительно решения конвенциональных задач[3].

Иными словами, в «дисциплинарную матрицу», входят: законы фундаментальных теорий и определения основных понятий; «метафизические компоненты» (онтологические допущения, в соответствии с которыми объяснения фактов считаются приемлемыми или, напротив, отбрасываются как несовместимые с принятой научной картиной мира[4]); ценностные критерии предпочтений тех или иных познавательных характеристик[5] (например, количественных предсказаний в сравнении с качественными, простых и элегантных гипотез или методов в сравнении с чрезмерно сложными[6]

Сомнение в ценности парадигмы (например, из-за нарастания числа неразрешенных задач головоломок[7](курсив наш – А.С.) и возникновение конкурирующих парадигм[8]) и отказ от неё зависят не столько от причин логико-рационального характера[9], сколько от психологических и социологических характеристик данного научного сообщества. Смена господствующей парадигмы – итог «экстраординарного периода» соперничества научных сообществ. Т.Кун назвал такие периоды «научными революциями»[10].

Поясним на одном примере из палеонтологии: находки в большом количестве ископаемых существ трактовались по-разному в зависимости от картины мира исследователя и принятой научным сообществом парадигмы. Например, знаменитый биолог Ж.Кювье объяснял гибель существ в огромном количестве и внезапное поведение новых видов, ничем не напоминавших прежних, геологическими катастрофами[11]. Для Р.Фиц-Роя – капитана «Бигля», на котором молодой Ч.Дарвин совершал «кругосветное путешествие», ископаемые останки древних ящеров в Патагонии были ярким доказательством истинности всемирного Потопа, а для современных палеонтологов, основывающихся на концепции дарвинизма – свидетельством поражения слабых в «борьбе за существование».

Поэтому, прежде чем ответить на частный вопрос «происхождение вина», необходимо ответить на общий вопрос: соответствует ли принятая научным сообществом парадигма реальности или можно ли на её основе объяснить происхождение жизни на нашей планете и культурных растений?

Можно ли объяснить «случаем», например, происхождение инстинктов, некоторые странные и удивительные симбиозы, селекцию картофеля и кукурузы в Новом Свете, если учесть полное отсутствие так называемых «диких предков»?

(Продолжение следует)

63e0283d9cef0-Min_Pir-v-Kane.jpg

Паоло Веронезе, "Пир в Кане Галилейской" (фрагмент).


[1] На латинском употребляется глагол «производить», то есть речь идёт о технологии.

[2] На древнегреческом «радует», что с психологической точки зрения несомненно свидетельствует о выделении вина из всех алкогольных напитков и характеризует его положительно. Поскольку Создатель не мог подарить ничего плохого, это косвенное свидетельство в пользу нашей гипотезы о вине как даре Творца.

[3] Порус В. Н. Стиль научного мышления // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. С. 932—933

[4] Если в результате объективного исследования будет обнаружено действие Творческой Личности в природе, то, несмотря на безупречность аргументации, такая статья никогда не появится в «ваковском журнале» даже как проблемная (наш опыт со статьёй «Дарвин против Дарвина»).

[5] Например, эксперимент, как высшая форма или метод познания.

[6] Что проще и красивее, например, при объяснении таинственных явлений: ввести новую переменную, памятуя о «бритве Оккама», или сочинять «ген поэзии», «новый вид волн, испускаемых мозгом», «трансперсональное бессознательное» или «пренатальные матрицы» Грофа, которому весь факультет психологии устроил пышную встречу1?

[7] Один из примеров – загадка происхождения сознания, о чем предупреждал еще Э.Дюбуа-Реймон. Нам приходилось читать анекдотичный ответ на этот вопрос в журнале «National Geographic»: каждый нейрон в отдельности и не обладает, но в совокупности они неизвестным образом его производят. О соотношении мозга и сознания метафорически очень точно выразился один их специалистов по ВНД: если фигура изменила свою позицию на шахматной доске, это не значит, что она сама приняла это решение. Возникает ли решение в мозгу или он «блок управления», команды которому поступают от души, изгнанной из психологии?

[8] Академии наук и научные журналы должны осмелиться на создание конкуренции идей в науке, ибо, во-первых, монополия вредна во всех областях человеческой деятельности; во-вторых, нельзя такой важный вопрос отдавать горделивым неучам и лицам, склонным к болезненному мистицизму.

[9] «Факты – воздух ученого», как говорил академик Павлов, но, к сожалению, в ученом мире очень часто, если продолжить эту метафору, создают искусственный «вакуум» идей.

[10] Перефразируя В.И.Ленина, необходимо признать, что сейчас и в обществе, и в науке «революционная ситуация». Чтобы совершилась революция, необходима активное и сплочённые меньшинство, как ее авангард.

[11] В истории науки концепция Ж.Кювье называется «теорией катастроф».


Рейтинг:5,00/5 звезд
1 голос

Комментарии:

Пока никто не оставлял здесь комментариев.

Новый комментарий:
 
Блог проекта
  • Возобновление издания журнала «Всемiрный путешественник»
    1867 г.
Колонки
...
Брюзжание первое: коммунальное
Алексей Маничев, "Городской логист"
...
Россия — Новый Ковчег
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала
...
​«НУЖНО ПРОЕЗДИТЬСЯ ПО РОССИИ»
Андраник Грантович Сулейманян, к.психол.н., главный редактор журнала

Понравился материал?

Поделитесь им также в социальных сетях!

© “Всемирный путешественник”
2016-2023
  • О нас
  • Путешествия
  • Колонки
  • Блог
  • Фотогалерея
  • Обратная связь
Создание сайта
от веб-студии «Инфра»
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Регистрационное свидетельство : ПИ №ФС77 - 24144 от 3 мая 2006г.
Обратная связь